Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Взаимодействие школы и семьи п...

Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма подрастающего поколения средствами музейной педагогики


Белоусова Ирина Ягофаровна
МБОУ СОШ №3
г. Ноябрьск

Важнейшей составной частью воспитательного процесса  в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

       Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

       Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют социальные институты общества, такие как СМИ, общественные организации, учреждения здравоохранения, учреждения культуры и спорта, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, диаспорные связи и отношения и, конечно же, семья.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца.

       В сегодняшней России традиционное общество ставится в соответствие с метафорой семьи, а современное – с метафорой рынка. Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для неё характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые в человеческой духовности, всесторонне развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

«Родители», «род», «народ», «Родина» – неслучайно однокоренные слова, это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства. Всё начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи.

       Огромную роль в воспитании коллективизма, патриотизма, эстетическом и этическом развитии детей играет открытие в школе музея. Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Цель работы школьного музея – формирование общей культуры  личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

       В работе музея по патриотическому воспитанию главным направлением, на мойвзгляд, является изучение семейных традиций, истории духовного развития конкретной семьи. Живой интерес у ребят вызывают музейные занятия, связанные с темой «Моя родословная». Так, реализуя проект «Семья – начало всех начал!», ребята вместе с родителями составляют родословное древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейные архивы. Участникам были предложены разные номинации: «География семьи», «Мир увлечений моей семьи», «Наш фотоальбом», «Семейная реликвия», «Профессии моих родителей».

       Музейный Ресурсный Центр города Ноябрьска, решая одну из задач школьного музея по освоению практических навыков поисковой и исследовательской деятельности, в 2013 году провёл научно-практическую конференцию «Наше будущее – Ямал. Диалоги в музее».  Была представлена исследовательская работа Ахтаровой Динары и Ступак Виктории «Мы помним Ваши имена!» о погибшем во время Великой Отечественной войны герое, семья которого проживает в Ноябрьске. Поисковики смогли проследить боевой путь и отыскать место гибели героя, встретились с его родственниками и передали материалы исследования. 20 семей нашей школы приняли участие в социально значимой акции «Солдатский платок», в  ходе подготовки которой ребята вместе с родителями изучали фотографии и документы, узнавали факты биографий своих родственников – ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Для проведения акции «Доброе утро, ветеран!» родители наших учащихся подготовили подарки для участников и ветеранов войны.

В музее «Моя Родина» ребята встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.  Так, во время проведения устного журнала «Хлеб – всему голова!» учащиеся с гордостью рассказывали о трудовых достижениях своих родственников, профессии которых связаны с выращиванием и приготовлением хлеба. Родители приготовили разнообразные национальные хлебобулочные изделия, познакомили с рецептами их приготовления. Ветераны Великой Отечественной войны рассказали о подвиге нашего народа в те далёкие годы и о трудностях блокадного Ленинграда.

Одним из основных направлений работы по воспитанию патриотизма можно считать краеведение. История нашего края поистине благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей своей малой родины. На празднике «Вороний день» традиционно присутствовали родители воспитанников. В игровой форме ребятам и их родителям предлагалось познакомиться с историей своего края, традициями и обычаями коренных народов Ямала. Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, отправляются в походы и на экскурсии.  Например, «Музей Природы и Человека» национальной деревни Русскинская посетили 151 человек, из них 16 родителей наших учащихся. При непосредственном участии родителей, работников Музейного ресурсного центра, были организованы передвижные выставки и проведены экскурсии «Духовная и материальная культура коренных жителей Ямала», «России вольные сыны», «Древнейшая история Ямала», «Хроники рождения Ноябрьска».

          При проведении мероприятий в школьном музее применяются различные методы: словесные, наглядные, практические. Так, мастер-классы по изготовлению русских народных кукол, подготовленные при участии родителей, вызывают большой интерес у ребят. Популярностью пользуются тематические выставки, организованные в музее («В минуты вдохновенья», «Мир моих увлечений», «Не забудь своих истоков»), и выполнение учащимися вместе с родителями практических работ для постоянных и сменных экспозиций (модели, макеты, панно, открытки, изделия декоративно-прикладного искусства и др.).

Большую роль в формировании патриотических качеств подрастающего поколения играют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы и другие. Наш школьный музей постоянно осуществляет связь с этими внешкольными учреждениями, освещая свою деятельность через газеты («Слово нефтяника», «Кругозор», «Северная вахта») и телевидение.

За 2012/13 учебный год в школьном музее  проведено 71 мероприятие при участии 1085 посетителей и социально значимых акций, из них 13 родителей; в 2013/14учебном году – 158 мероприятий, участников – 3523, из них 23 родителя, в 2014/15 учебном году - 201мероприятие, 4025 посетителей, 520 участников акций, из них 29 родителей.

Эти результаты могут положительно характеризовать работу школьного музея по развитию духовно-нравственных качеств учащихся, привлечению их во внеклассную деятельность и заинтересованность родителей в учебно-воспитательном процессе школы.

Диагностическое исследование показало, что уровень сформированности гражданско-патриотических качеств личности школьников повысился с 85 до 85,66% в начальной школе; в среднем звене и старшей школе – с 85 до 90% (показатели 2014 года в сравнении с 2013). Надеюсь, деятельность нашего музея сыграла не последнюю роль в воспитании патриотических чувств и формировании духовно-нравственных качеств учащихся наряду с работой классных руководителей, педагогов школы.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт