Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья как основа духовно-нравс...

Семья как основа духовно-нравственного и гражданского становления молодёжи


Зейгман Ольга Алексеевна
методист
МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги

Боже мой! Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!
Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Из поколения в поколение в нашей семье передаются слова, как мне кажется, очень древней молитвы, которая стала и основой мировоззрения моей семьи: «Господи, Боже мой, удостой меня…, чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтоб я прощал, где обижают; чтоб я соединял, где есть ссора; чтоб я говорил правду, где господствует заблуждение; чтоб я воздвигал веру, где давит сомнение; чтоб я возбуждал надежду, где мучает отчаяние; чтоб я вносил свет во тьму; чтоб я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой, удостой, не чтобы меня утешали, но чтоб я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Ибо кто дает — тот получает, кто забывает себя — тот обретает, кто прощает — тому простится…».

Являясь педагогическим работником, я прекрасно понимаю, что эти слова как нельзя лучше отражают суть современных воспитательных технологий и основные принципы семейного воспитания.

В педагогической литературе можно встретить несколько синонимов слова «воспитание». Это — образование, формирование и даже просвещение. Во всех случаях речь идет об участии в духовно-нравственном становлении личности. «Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств» (Святой Григорий Назианзин).

Иван Александрович Ильин, известный философ, религиозный и политический мыслитель ХХ века называет семью «первичным лоном человеческой культуры» [ Ильин И. А. Путь духовного обновления //Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: 1993, С. 199 ].

В воспитании детей — достойных граждан нашей страны, именно семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Главным аспектом воспитания является то, что нельзя учить ребенка тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как молния, мы сначала видим ее, а потом только слышим. Поэтому начинать обучение нужно только на своем примере.

Со времён глубокой древности воспитание достойного, бескорыстного, добродетельного продолжателя рода, семейных традиций определялось образом жизни матери и отца, тем, какой пример показали родители.

Дети в христианстве, исламе, буддизме, иудаизме являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети — это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут, всецело зависит от родителей и воспитания.

В христианской культуре особая роль семьи — «домашней Церкви» заключается в исполнении исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей

Огромен воспитательный потенциал ислама. Архаика ислама, если мы говорим о воспитании, играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием
Тора говорит, что детей нужно начинать учить с трех лет, потому что именно в этом возрасте люди начинают осознавать себя, осознавать окружающий мир, чувствовать себя отдельной личностью и при этом частью общества,
Но в процессе воспитания родители ни на минуту не должны забывать об огромном количестве постоянно изменяющихся факторов, влияющих на воспитательный процесс в целом и на каждого ребенка в отдельности. Как показывает опыт, сильнейшее воспитательное воздействие оказывает на человека географический фактор (вмещающий ландшафт, природу, климат и т. п.), экономический и социальный факторы, духовный фактор (религия, идеология, культура), коммуникативный фактор (язык народа и другие способы общения и передачи информации).

Наша семья может быть ярким и поучительным примером тому, как все вышеперечисленные факторы могут способствовать всестороннему и разноплановому воспитанию детей в отдельно взятой семье:
— семья, состоящая из четырёх человек, за непродолжительный период своего существования (17 лет) проживала в Кабардино-Балкарской Республике на юге нашей страны, затем в Калужской области в средней полосе России, а сейчас проживает в Заполярье и прекрасно знакома с различными климатическими условиями и влиянием их на уклад жизни;
— средняя заработная плата по региону в Кабардино-Балкарии составляла около 12 тысяч, в ЯНАО — около 80 тысяч, что влияет на возможности всестороннего развития и воспитания детей;
— дети наблюдают в семье представителей двух национальностей: папа-сын чистокровной еврейки, мама-русская, участвуют в различных школьных и городских мероприятиях, направленных на единение народов, что способствует подтверждению так часто произносимых слов «Когда мы едины- мы непобедимы» (фото № 1);
— в семье тесно переплелись основополагающие принципы трёх религий- православия (все представители семьи-православные христиане (муж-еврей с сознательном возрасте крестился), иудаизма — бабушка наших детей знакомила их с выдержками из Торы и говорила, что дочки должны быть самыми воспитанными, так как в православии традиционно воспитанием детей занимается мама, а в иудаизме — папа, а значит вниманием и заботой родительскими они не будут обделены, ислама — многие друзья моих дочерей в Кабардино- Балкарии, да и в городе Лабытнанги являются мусульманами
— проживая в национальной республике, наши дети прочно усвоили следующее: модель поведения у всех людей примерно одинакова и не зависит от того, являются ли основой межличностных отношений библейские заповеди или положения Корана, а может быть, и выдержки из Торы; кодекс поведения кабардинцев «Адыге хабль» или балкарцев «Тау адет», а может быть и «Домострой».
— наша семья, тесно общающаяся с представителями различных национальностей и религий, на практике познала, что такое толерантность и никакие теоретические выкладки не смогут заменить значимости этого общения (фото № 2).

Современный ритм, порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для родителей все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И современным родителям необходимо понять следующее: традиции духовно-нравственного воспитания им придётся осваивать не только в плане педагогики (воспитывая своих детей), но и в плане воспитания себя. Перед родительской общественностью стоит двойная задача: донести до детей основы духовно- нравственной культуры и образа жизни и поддержать, а, может быть, и создать в семье духовную, благоприятную атмосферу, в которой бы поддерживалось изначальное стремление ребёнка ко всему прекрасному и доброму.

Не смотря ни на что, и сейчас огромен потенциал семейного духовного воспитания, и мои собственный дети с радостью познают природу во всей ее красоте, величии и таинственной взаимосвязи с человеческим обществом, совершая семейные экскурсии в лес, поездки в горы; наслаждаются истинным искусством, дающим возможность испытать чувство возвышенной радости, посещая Государственный исторический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, выставку «Мир Людмилы Гурченко», фотовыставку «Звезда в объективе звезды» Брайана Адамса; совершая виртуальную экскурсию в ведущие картинные галереи мира в сети Интернет; испытывают неподдельное сочувствие ко всем страдающим, участвуя вместе с родителями в благотворительных марафонах и акциях; познают действенную, а не на словах любовь к ближним на примере служения народу Матроны Московской, посещая Донской монастырь (фото № 3, 4); проникаются блаженной силой совестного акта, читая имена героев Отечественной войны 1812 года на стенах Храма Христа Спасителя (фото № 5, № 6); осознают истинное мужество национальных героев, рассматривая памятник инициаторам народного ополчения 1612 года Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади.

Но зачастую отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей приводит к тому, что «…как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Поэтому очень хочется, чтобы в отдельно взятом регионе, а может и в рамках всей страны, издавались и широко распространялись книги, посвящённые семейному духовно — нравственному воспитанию, куда войдут адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта; книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что «системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья… Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи» [Протоиерей Евгений Шестун. Основные проблемы современной школы. — Самара: 2001, С.6] И с этим, конечно же, нельзя не согласиться.

Список использованной литературы

  1. Ильин И. А. Путь духовного обновления //Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: 1993
  2. Протоиерей Евгений Шестун. Основные проблемы современной школы. — Самара: 2001


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт