Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Семья как школа любви

Семья как школа любви


Дускаева А.Г.
ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Новый Уренгой»
г. Новый Уренгой

Владеющий даром любви совершенной да идёт в монастырь.

Не владеющий таким даром да вступает в брак и учится любви.

(протоиерей Глеб Коледа)
 

В жизни каждого человека есть много важных вещей. Но если задать себе вопрос, что в этой жизни самое главное, то смысл ответа будет примерно таким: «любить и быть любимым». Мы рождаемся в этом мире как плод любви. Не было бы любви – не было бы и нас с вами. В Священном Писании мы читаем про любовь, что она покрывает множество грехов. Если человек любит другого, то прощает множество прегрешений его вольных и невольных. Если не любит, то стремится уничтожить, подавить того человека. И еще в Библии сказано, что Бог есть Любовь! Любовь – это начало и основа нашего существования на земле, некая связующая и объединяющая сила. Без любви мир бы распался!!!

Каждый из нас нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Первое место, где у нас есть возможность узнать о любви, – наш дом, наша семья. Наши навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми. Поэтому мы можем назвать семью школой любви. Сначала мы учимся любить жену или мужа, потом учимся любить детей, затем – тещу или свекровь и прочих родственников второй половины. В настоящем браке любовь зарождается, возрастает и постепенно распространяется на все большее число людей.

Любовь – это постоянная готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его; радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но по общности жизни. В браке горе и радость становятся общими. Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть – все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя вдругого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче. Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее.

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота одругом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, взаимодополняемость психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу.

Среди видов любви между людьми в христианской философии различают любовь к человеку ради Бога, естественную любовь родителей к детям, любовь как выражение тщеславия и алчности, любовь как наслаждение. Среди видов любви между людьми – между братьями и сестрами, мужчиной и женщиной, между друзьями и подругами, между сослуживцами, соседями и т.п. Самой высшей, т.е. самой близкой к христианскому смыслу любви, относится любовь родителей – матери и отца – к своим детям. Она максимально приближается к подобию Божией любви к человеку. Родительская любовь – это и жертвенная воля к самоотдаче, и постоянная готовность на самопожертвование и помощь, это неустанная забота, искреннее бескорыстие и целебная энергия добра. «Всякое деяние доброе… нисходит свыше от Отца светов [Иак. 1: 17]».

Родительская любовь – это самый бескорыстный уровень любви. Родительская любовь ценит человека не за то, что он имеет или что делает. Она больше всего озабочена личностью любимого и кем он может стать в будущем. В активном смысле она желает отдавать другому все доброе ради того, чтобы подпитывать и поддерживать его рост. В пассивном смысле родительская любовь стремится извлечь на поверхность все то доброе, что заложено в человеке. Для этого требуется слушать, ждать, ценить. Например, мы можем представить себе отца, который терпеливо выносит первые попытки дочери научиться играть на скрипке, или бабушку, ожидающую, что внук сам придет к правильному выводу.

Каждый из родителей вносит в воспитание ребенка свой вклад. Любовь, которую некогда дарили человеку его родители, побуждает его питать и поддерживать новую жизнь. Ребенок рождается на свет беспомощным и зависимым. Он нуждается в родителях, которые проявляют бесконечную заботу о его нуждах. Ребенок и сам не знает, что ему нужно, и, разумеется, не может выразить это словами. Родители должны обладать знаниями о детях вообще и интуитивно понимать своего ребенка. Предвосхищая и удовлетворяя потребности физического комфорта, любознательности и эмоциональной чувствительности, родители стараются отдать все, что могут. Иногда мать и отец даже удивляются своим способностям любить. Таково магнетическое действие детского доверия на сердце родителей.

В большинстве случаев родительский труд – неблагодарное занятие. Ребенок не может оценить жертв отца или матери. Более того, он может проявлять непонимание и из-за своей незрелости отвергать любовь и заботу. Истинного родителя это не останавливает. Вклад родителя в воспитание своего любимого ребенка и является ему вознаграждением, даже если его заслуги будут оставаться непонятыми долгие годы.

Родитель должен завоевать сердце ребенка, направить его в добрую и созидательную жизнь. Вот почему отец и мать должны открывать эти добродетели в себе, лишь тогда их наставления будут звучать убедительно. Более того, родителю приходится заново переживать все фазы своей жизни. Только это поможет ему понять, что чувствует и думает его ребенок, что ему нужно, в какой помощи он нуждается.

Вызовы, которые бросает родительская любовь, побуждают людей проявлять величайшую щедрость, терпение, милосердие. Хорошие родители отдают себя тысячами различных способов и не ведут счета своим делам. Самопожертвование становится нормой. Например, истинный отец не считает себя героем, спасая жизнь сыну. Если же он не спасет жизнь сыну, то любой может выразить недоверие его положению истинного отца. Это неизменное и безусловное отдавание не ограничено во времени. Обладая родительским сердцем, человек продолжает заботиться о детях до конца своих дней, пусть "ребенку" самому уже шестьдесят лет, а родителю - все восемьдесят.

Успех родительства зависит от того, что было унаследовано в отношениях с собственными родителями через детскую любовь. Если мать или отец недостаточно зрелы, ребенок не сможет заложить фундамент того, чтобы его сердце росло надлежащим образом.

Осваивая родительскую любовь, человек обретает понимание своих собственных родителей и может оценить их самоотверженность. Это оттачивает зрелую форму детской любви, выражаемой в сыновней почтительности, то есть внимательном отношении к нуждам родителей. Сыновняя почтительность – это, в любых обстоятельствах, щедрая награда родителям, выражаемая в признательности детей за жертвы, которые были сделаны ради их блага. Например, взрослый сын может посвятить себя заботе о стареющем отце, хотя тот стал эгоистичным и капризным. Он также захочет порадовать отца своими достижениями, особенно подарив ему внуков.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Еще раз повторимся, что семья – это первая и основная школа любви. Нельзя при этом не уточнить, что речь идет не о вообще семье в различных смыслах и исторических формах, а о христианской семье, устроение которой определено Откровением и Преданием. Христианское понимание семьи исторически было революционным для эпохи первых веков нашей эры. Оно завоевывало себе место в борьбе с языческим представлениями о семье, допускающими половую распущенность, многоженство, разводы, жестокое отношение к детям вплоть до обычая выбрасывать рожденных в браке детей. Мч. Иустин Философ [+ 166] свидетельствовал о такой практике в языческом Риме. Он писал: «Выбрасывать детей худо и потому еще, что их подбирают обычно развратные люди и выращивают (как девочек, так и мальчиков) исключительно для своих сексуальных развлечений. Многие римляне держали целые стада таких детей».

Христианское устроение семьи противостояло не только языческим нормам. Оно противостоит и современным моделям семьи. Идет ли речь о современной европейской тенденции легализации гомосексуальных «семей» (Голландия, Бельгия, Испания) или о либеральном утверждении нового типа семьи, в режиме «последовательной моногамии», т.е. многократной последовательной смены партнеров и семей в течение жизни как мужчины, так и женщины. В основе последней либеральной позиции лежит естественная относительность и изменчивость состояния влюбленности, которая и кладется во главу угла нового типа семейно-брачных отношений.

Основой христианской семьи становится любовь как ответственность за других – за супруга и детей. Христианское понимание семьи определяется краеугольным пониманием любви не как изменчивой и преходящей склонности, а как «направление воли, определяемой рассудком». В древнегреческом языке такое содержание понятия любви раскрывает глагол «агапе».

В Новом Завете к греческому рассудочному «агапе» прибавляется оттенок любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной. Именно это значение глагола любить, обозначающего любовь как направление воли, определяемой рассудком и состраданием, как сознательное служение ближнему, самоотдачу и признание необходимости подчинения себя интересам ближнего, как сознательного и нравственно оцениваемого чувства, стало символизировать собственно христианское содержание главной ценности семейных отношений.

Уже десять веков в России нормой отношения в семье между родителями и детьми является любовь в христианском смысле.

Почему же именно этот смысл любви верный и истинный, а потому хранить его и следовать ему в практике семейных отношений необходимо? Потому, что такая любовь питает (воспитывает), исцеляет, спасает. Потому, что такая любовь максимально соответствует и подобна любви Бога к людям и страждущему человеку. «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которую возлюбил нас» [Еф. 2: 4]. Величие этой любви в том, что: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин. 3: 16].

Любовью устроен мир, в том числе и мир человеческих сердец, мир человеческих отношений. Но жизнь человека сложна и несовершенна, полна нарушений, сбоев, разрывов в отношениях между людьми. Причина этого, как правило, – это отравление души ядом зла, одиночества, ненависти, гордости, равнодушия. Семья – это школа любви. Опыт семейных отношений – это защита души человека от «гноения злобы». Это верный путь и важнейшее средство к восстановлению созданного Богом устроения человека, порядка, гармонии, мира душевного, находящегося в прямой связи с порядком и устроением человеческих отношений. Нашей основной, глубинной жизненной целью является достижение совершенства в умении любить. Способность любить – отличительный признак человека. Следовательно, полноценно любить – означает быть полноценным человеком.

Семья предоставляет нам возможность усвоить эти уроки. Некоторые роли можно выбирать - быть ли другом, мужем или родителем; других избежать невозможно - быть ребенком и братом. Но каждая из этих ролей - неоценимая возможность растить наше умение любить!!!

Список источников:

 

1. Библия – Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические, в русском переводе Синодального издания 2012 г. глава 2.

2. Газета «Саратовская панорама» № 40 (917) 2013 г. Священник В.Сухих.

3. Еще раз о любви. Беседы о семье.  М., Даниловский благовестник, 2009. 216 с. С. 113–118 протоиерей Глеб Коледа «Семья – как школа любви».

4. Просветительский сайт «Родительское благословление» -Ирина Васильевна Силуянова, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, зам. Председателей Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

5. «Православная газета» 22.03.2013 г. Священник Д. Моисеев, клирик храма Рождества Христова, духовник Центра «Колыбель».

6. Портал «Православие  и мир» 2011 г. Беседа А. Даниловой с гл. редактором альманаха «Альфа и Омега» М.А. Журинской.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт