Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Сфера родительской ответственн...

Сфера родительской ответственности в духовно-нравственном развитии и воспитании личности в семье


Беляева Тамара Валентиновна

МБОУ СОШ № 6

МО г. Ноябрьск

 

Насколько свободны или распущенны духовно наши дети, чтобы нести ответственность за себя и за  людей, родителями которых они становятся намеренно или случайно? Имеет ли совесть срок годности  и время созревания? Что важнее профессиональная педагогика или любовь и поддержка  в семье? Какие личностные ориентиры закладываются матерью и отцом? Возникают ли  родительские сложности в деле воспитания собственного ребенка?

До того дня, когда заработают первые деньги, самостоятельно примут решение, они - дети.  Потом - сыновья и дочери, способные на принятие самостоятельных взвешенных решений.  Всё, что связано с детьми – большое и трудное дело. Всегда  любимое дело всей жизни, если не сдвинулись и не просели личностные ценности воспитателя - родителя. Собственный пример, социальное окружение, эмоциональная нагрузка. Долг родительский не номинальный, многолетний с ожиданием человеческих дивидендов, эквивалентный ресиверному уважению и пониманию, в силу возраста ребёнка, иногда неточному, «зачем»?

Зачем воспитывать в семье без теоретических знаний педагогики и психологии? Это сделает система образования. Детский сад и школа никогда не подменят и не заменят семью! Это не значит, что нужно перейти на домашнее обучение. Домашнее и казённое государственное должны параллельно пойти к одной цели,  по возможности согласованной.

Создание системы ценностей внутри каждого гражданина как составляющей единого целого - государства. В системе образования взаимодействие педагогов и учеников, воспитанников направленно на формирование личности,  смысловое развитие через передачу ей духовно - нравственных и базовых  ценностей. На работе педагоги дают базу, основные цвета.

С жизненными оттенками знакомят дома. Когда сохраняется духовная связь между значимым взрослым (родителем) и чадом, ребёнок может различать не только синий (чётный, яркий, монохромный), но и цвет морской волны (когда его везут к морю), бирюзовый (в аквапарке, где он помог подняться упавшему), голубой (когда катается с отцом на велосипеде под дождём). Таких оттенков может быть тысяча.  Традиции, нормы и образец поведения дети заимствуют из семьи. Здесь же  формируют готовность к социальному взаимодействию. Сначала в песочнице, потом в группе детского сада, дальше в классном и студенческом коллективах.  Если такая готовность сформирована вовремя, соответствует возрасту,  общество получает уверенного и комфортно чувствующего себя среди людей человека.

Развитие ребенка во многом определяется социальными условиями. Как родился и воспитывается ребенок. То, что они наблюдают, норма. Редкие исключения, когда в семье, где легко выбрасывают мусор из окна автомобиля, например, сын или дочь положат ненужную бумажку в карман, чтобы донести до мусорного бака. 

Детское сознание ориентируется на определённый идеал. Собственных родителей. Они - цель стремлений и развития ребёнка. Следование примеру - главное в нравственном воспитании, предполагаемая модель отношений ребёнка с другими людьми и с собственным я. Именно те и то, что окружает ребёнка, расширяют его нравственный опыт, побуждают к внутреннему диалогу. В случае сложного выбора, пробуждают подводить нравственные итоги при построении собственной системы ценностных отношений, наполняя чётким жизненным содержанием родительский идеал.

Как доказательство - ребята, воспитанные в детских домах. К сожалению, социализируются сложнее. И дело не в том, что сотрудники детских домов некачественно выполняют свою работу. Нет. Просто социально ответственные  мамы и папы работают постоянно: 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. При этом нельзя исключать внутреннюю активность детской личности как сознательного субъекта воспитательной деятельности. Даже малыши осознают, что нельзя, а что допускается.

Толковые словари говорят  о том, что «Семейные традиции - принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Толково сказано.  Проблема развития и воспитания личности  не всегда требует глубокого научного обоснования, знаний  психологической сути этих процессов. Теория? Многовековая практика приобретения опыта социального поведения, нравственной базы. Ребенка воспитывают не исключительно родители, но и прародители (бабушки и дедушки), мотивируя на успех, каким бы разным в представлении отдельного человека он не был.

Моральные качества. Совесть, справедливость, верность, скромность если находят своё место в жизни сначала ребенка, а потом взрослого гражданина с активной жизненной позицией, что ратует за свою страну, начиная с себя, переходят в разряд привычек. Человек привык поступать честно и открыто, даже если это удлиняет его путь к желаемой перспективной цели.

Человеческие чувства: влюблённость, гнев, стыд, сомнение. Их наблюдают дети и подростки с разной оценкой происходящего. Прекрасно, если в семье сообщили, что лгать обременительно и хлопотно. Ложь всегда найдёт выход и представит своего автора в самом неприглядном свете. Сомневаться, дерзко шагнуть вперёд или нерешительно потоптаться на месте. Мораль и внутренний интеллигентный стоп не позволят шагнуть, расталкивая людей, которые рядом. В ущерб себе человек, воспитанный в среде уважения к желаниям других подождёт  более удобного случая.

Ответственно и важно! Научить своего ребёнка сделать правильный выбор, разобраться в противоречиях между потребностями  в современных реалиях, где они, непрерывно изменяясь, усложняются, оставаясь без возможности их удовлетворения. Преодоление внутренних разногласий ведет к развитию и представляет его суть. Предпочтение потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, центральная идея формирования и воспитания личности. Это длительный процесс всей жизни. Научите выбирать верно. Не тратьте себя на мелочи, думайте и делайте глобально. Главное  - провести время в семейном кругу, зарядиться свежими впечатлениями и позитивом.

Духовные потребности. В знаниях об окружающем мире, моральная потребность в дружбе, эстетическая - в искусстве. Наши потребности нас развивают. Они источник нашей активности. Так мало настоящих друзей, но они есть. Наши дети наблюдают наше искреннее, иногда неискреннее общение с друзьями или людьми,  которые ими называются. Стаж дружбы в положительных примерах иногда составляет десятилетия.

Семейные походы в кино! Чудесные истории на экране, над которыми хохочут мама и папа, брат и сестра, полвечера потом обсуждая увиденое. Бесценно время, проведённое в семье. Американский «Хатико», советские «Ко мне, Мухтар», «Белый Бим Черное ухо» фильмы, когда дети затихают. Они пытаются отыскать правду,  задаваясь вопросами  «почему, за что»?  Сколько закрытых аккаунтов в популярных социальных сетях, где на потребу извращённому сознанию выставлены фото несчастных, замученных животных. Авторы - люди физиологически, но душевно, духовно? Вряд ли.

Снова ответственность семьи. Когда ребёнок видит сострадание, внимание, он ответит тем же. В похожей или совсем другой ситуации. Сторонники, отстаивающие свободное воспитание детей, могут с большой вероятностью рассчитывать на анархию человеческих чувств и качеств. Ребёнок должен знать границы, за которые не следует заступать человеку воспитанному,  имеет право быть посвящённым в исторически сложившиеся традиции (яркий пример - кавказские семьи, где целый свод правил норм поведения) достойно жить среди себеподобных, иметь возможность сделать замечание грубости и наглости, пробелам в воспитании. Совесть прошмыгнет внутрь ребенка тихо, проживает во взрослом - громко. Прощать, понимать, поддерживать, дружить, брать на себя ответственность. Форте. Такая музыка звучит внутри каждого воспитанного человека.

Так сложилось, что Ямал - законсервированная территория со своей историко - культурной и этнической спецификой. Мы понимаем и принимаем стиль жизни аборигенов. Местные жители  всё чаще отдают своих детей для обучения и проживания по интернативной системе. Дома ребенок бывает только летом. Остальное время - проживание, воспитание и главное, обучение, в специально созданной среде. Это искусственное вмешательство в воспитание тундровиков. Но и темп жизни региона, и её требования изменились. 

Конечно, теперь север многочисленнее и развитее чем в нулевые. Население примерно одного финансового и социального уровней. Мы практически не знакомы с представителями золотой молодёжи, которые хамски настроены на взаимодействие с другими гражданами страны. Страны, которая предоставила возможность их родителям заработать столько, чтобы казаться недосягаемыми.  На полуострове очень немного пенсионеров и ветеранов. В том числе и поэтому к ним такое бережное внимание.  Мы ограждены от ряда проблем, которые возникают в семьях, что живут в мегаполисах.

Создаются интернациональные и межконфессиональные семьи. Этот факт невозможно оценить. Плохо или хорошо? Нет враждебной или невоспитанной религии. Есть не самые лучшие её представители. Мусульмане, православные. Те, кто носят на груди символ ислама полумесяц и пятиконечную звезду уважают христианский православный крест. Аллах или Всевышний. Азамат или Мария, Амина или Пётр? Надо ли разбираться? Важнее оставаться с миром в душе, уважением и поддержкой в семье, любовью к близким, верными родителями детей, сердечно жить, благожелать, оставаясь счастливыми и активными участниками жизни, культивируя, не насаждая высшие духовные ценности. Любите детей. Учите быть честными. Отдавайте, делитесь счастьем, что они ваши.

Став родителем в 18 или 40, развивая свою педагогическую компетентность, в идеале в полной и единственной семье, чаще, в семьях матерей и отцов-одиночек, созданных со второй или третьей попыток, мы приходим к необходимости решения одних и тех же вопросов. Школа обращает внимание учеников на исторических и литературных героев. Воспитывая и социализируя детей, основываясь, опираясь на патриотизм, социальную солидарность, традиционные религии России. Запроектировав получить гражданина, принимающего судьбу Отечества как  личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее,  укоренённого в духовных и культурных традициях, приобретающего социальный опыт? Родители в своём воспитательном арсенале имеют только слова и жесты. Хвалить за помощь, порицать за трусость. Для каждого родителя пик родительского профессионализма - воспитать счастливого сына или дочь, успешного в труде, уважаемого за его человеческие качества, прежде всего.

Отвечая на вопросы о духовной свободе или распущенности наших детей, мы должны признать главными социальные роли человека. О мудрости и опыте старших, уважении к слабым, непримиримости с грубостью. Совесть - социально приобретаемое чувство без срока годности. Она долго зреет, но, если пропадает, портится, если хотите, трансформируется  в нечто, чем   духовно - нравственному человеку гордиться нечем. Профессиональная педагогика и поддержка  семьи успешно сотрудничают, пронизывая содержание воспитательного процесса. Родители массово испытывают ряд сложностей, воспитывая собственного ребенка, вместе с ним набираясь жизненного опыта. Но тем интереснее.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт