Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Мотивация дошкольников и младш...

Мотивация дошкольников и младших школьников к успешному обучению основам шахматной игры через реализацию учебно-методического комплекта


Зайкина В. Л.
педагог дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
г. Норильск
Зайкин В. В.
педагог дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
г. Норильск

Зайкина В. Л., педагог дополнительного образования,

Зайкин В. В., педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей «Центр внешкольной

работы» района Талнах города Норильска,

Красноярский край

 

 

Знаете ли вы, что такое шахматы? С одной стороны, шахматы – достаточно простая настольная игра с чётко определёнными правилами, которые способен освоить любой человек. Взрослый человек, приложив небольшие усилия, в состоянии научиться играть в шахматы за несколько дней. Речь идёт, конечно, об элементарном умении играть, то есть делать ходы по правилам. Особых затруднений правила шахмат не вызывают и у детей. С другой стороны, шахматная игра в исполнении мастеров и гроссмейстеров очень сложна и красива, глубины шахмат можно постигать бесконечно, а, следовательно, нет и конечной точки в процессе развития мышления посредством этой игры. Играть в шахматы можно в любом возрасте и независимо от физических данных. Это способствует обмену опытом между поколениями и укреплению внутрисемейных отношений (ребёнок может играть с родителями, бабушками и дедушками), формированию личности. Дети с ограниченными физическими возможностями могут играть со своими сверстниками на равных, что невозможно в физических видах спорта.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих «на материке», открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа.

Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом, кстати, заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т. п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения[1].

Заботясь о формировании и развитии таких важных качеств ребёнка, как память, логическое мышление, внимание, воображение, усидчивость, важных практических навыков – предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца, успешного развития способности действовать в уме, Минобразования России издаёт 18.05.2004 г. Приказ № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». В нём, в частности, имеют место следующие нормативные положения [3]:

-                  утвердить программу мер по развитию шахматного образования в системе образования Российской Федерации;

-                  развивать сеть объединений обучающихся по шахматному образованию в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С момента выхода данного приказа прошло много лет, но развитие данного направления осуществляется медленными темпами, поскольку связано, прежде всего, с кадровым вопросом (в России существует только одно высшее учебное заведение (Российский государственный социальный университет), где целенаправленно готовят педагогов по шахматам), а также нет идеального варианта программы по обучению дошкольников и младших школьников азам шахматной игры.

Проанализировав весь личный опыт предыдущих лет работы по обучению детей основам шахматной грамоты, мы пришли к выводу, что существующие программы не отвечают требованиям обучения и развития старших дошкольников и младших школьников в северных условиях (не в полной мере учитывают возрастные и психофизические особенности детей, периоды утомляемости, особенности обучения в районах Крайнего Севера). Поэтому нами был подготовлен учебно-методический комплект, в который вошли следующие составляющие: дополнительная общеобразовательная программа «В гостях у Каиссы», подробные конспекты занятий; сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий, содержащий более 260 заданий различного уровня сложности для самостоятельного решения; сборник дидактических сказок «Каисик в Шахматном королевстве». УМК максимально учитывает психолого-педагогические особенности обучающихся 5–6 и 7–8 лет, а также все выше перечисленные аспекты. 

Предлагаемый УМК подготовлен в рамках проекта «Шахматы как технология развития логического мышления обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера» и является итогом многолетней работы по универсализации дидактического материала используемого в обучении.

Все конспекты занятий составлены таким образом, чтобы учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования, а также воспитатели детских садов, имеющие самое общее представление о шахматах, смогли быстро пополнить свои знания о данном предмете, после чего могли бы начать обучение детей  в детском саду и школе.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе детского сада или по 30 минут в подготовительной группе; в 1 классе общеобразовательной школы время занятия в первом полугодии – 35 минут, во втором – 45 минут по 4 раза в неделю. Объём учебных часов – 144 (72+72).

Ведущей концептуальной идеей всего комплекта, подчинённой основной цели всестороннего и целостного развития личности каждого ребёнка, является создание условий для их активной поисковой деятельности. В основе самой программы обучения – личностно-ориентированный подход, ориентация не на спортивный результат, а на интерес ребёнка к процессу игры, развитие позитивных межличностных взаимоотношений между партнёрами в игре. Система увлекательных дидактических игр и упражнений подобрана таким образом, что в их процессе детям предстоит знакомство с шахматными фигурами, их возможностями на шахматной доске, правилами игры, а также осуществление игрового взаимодействия в парах с целью овладения элементами игры.

Программа предусматривает детальное изучение всех шахматных фигур с широким использованием игры как на фрагментах шахматной доски, так и на всей доске. Для этого каждой теме посвящается столько занятий, сколько необходимо ребёнку или группе детей с учётом их индивидуально-личностных особенностей, чтобы излагаемый материал был постепенно успешно усвоен.

Активное использование ИКТ-технологий, в том числе мультимедийного оборудования, компьютера, способствует повышению интереса к занятиям и формированию элементарной информационной культуры ребёнка.

Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, на втором году обучения предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их знаний и умений, а также достижения определённых спортивных результатов.

Срок реализации программы – два года для детей детского сада и 1 год для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Это наиболее оптимальный период для усвоения базовых знаний по шахматам.

Первый год предполагает обучение через активное использование авторских дидактических сказок «Каисик в Шахматном королевстве», посредством которых ребёнок не только запоминает материал, но и увлеченно занимается.

Психологические барьеры и заслоны на пути усвоения учебной информации и овладения способами учебной деятельности у большинства обучающихся связаны с осознанием трудности предстоящего интеллектуального действия. Именно поэтому так важна общая оптимистичная учебно-психологическая установка на занятии: всё легко, всё происходит само собой, а все трудности – это такая игра. Сегодня ты не стал в ней победителем, завтра обязательно станешь.

Общение с детьми приносит настоящему педагогу большую радость. Создать ситуацию успеха, объяснить просто сложное – девиз наших занятий по обучению дошколят старшего возраста и первоклассников игре в шахматы. А способствует этому в большой мере использование одного из средств формирования познавательного интереса – сюжетной игры, позволяющей ребёнку раскрепоститься, поверить в свои силы. Ведь именно в сюжетной игре возможны и индивидуальный подход к каждому ребёнку, и самостоятельная работа, и самоконтроль, основанные на доверии педагога к обучающимся. Всё это и обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка в коллективе.

Сюжетные шахматные занятия первого года обучения – это синтез игровых форм и проблемных ситуаций, объединённых одним содержанием. Речь педагога на таких занятиях риторически эквивалентна кодируемым ею ситуациям: педагог то радуется успешно выполненному заданию, то таинственным шёпотом рассказывает дидактическую сказку, то чётко формулирует задание. А каждый ребёнок на таком занятии участвует в целенаправленном и дидактически оправданном обсуждении заданий, наиболее точном и логичном изложении материала, принимает участие в соревновательных этапах. Так изучаемая тема обретает прочный зрительный, слуховой и деятельностный ассоциативный комплекс.

Следующим этапом является закрепление изученного: практика игры включает в себя работу над дидактическими заданиями и упражнениями разного уровня сложности, которые ребёнок должен выполнить либо на данном занятии, либо на нескольких занятиях по одной теме.

Особое место мы отводим домашнему заданию. В этом возрасте домашнее задание давать не рекомендуется, но если его не давать, то на следующем занятии ребёнок 5–6 лет ничего не вспомнит. Поэтому мы предлагаем детям раскраски по тематике занятия. Для наглядного материала используем великолепные иллюстрации художницы Вероники Касаткиной [2]. Например, с одной стороны листа – иллюстрация к дидактической сказке «История плаксивой пешечки», а с другой – элементарные задания по теме «Пешка». Ребёнок дома, раскрасив картинку, сам захочет провести линии карандашом от фигуры к её домику, чтобы спасти пешку, тем самым закрепляя правила и шахматные ходы.

В конце первого года обучения ребёнок осваивает  правила и цель игры, основные шахматные термины, ходы и взятие фигур, ценность фигур, три защиты от шаха, простейшие способы матования; получает первичные знания по началу партии, общие сведения из истории возникновения и развития шахматной культуры; научится читать шахматную нотацию, предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом, правильно защищать короля от угроз, составлять простейший план действий в игре, ставить мат в один ход.

Второй год обучения расширяет знания ребёнка о простейших тактических ударах (двойной удар, связка); он получает знания о том, в каких случаях партия заканчивается вничью; узнает что такое «детский мат» и «дурацкий мат»; осваивает основные правила игры в дебюте. Кроме этого, учится правильно делать рокировку, ставить «вилки» и связки, мат королю противника различными фигурами (ферзём, двумя ладьями); ставить мат в один ход; защищаться от «детского мата»; атаковать слабый пункт f7 (f2); видеть и находить простейшие тактические удары, решать 1–2-ходовые задачи.

Итогом обучения ребёнка является сформированное умение от начала и до конца грамотно разыгрывать шахматную партию. Приобретённые знания и умения предоставляют возможность повышать рейтинг по итогам промежуточного и итогового тестирования, а со второго полугодия второго года обучения дети принимают участие в турнирах своей возрастной группы, начиная с турнира в детском саду и заканчивая турнирами районного масштаба.

Учебно-методический комплект внедряется четвёртый год. Материал апробируется на воспитанниках детских садов и первоклассниках средних общеобразовательных школ района Талнах. За это время обучено азам шахматной грамоты более 100 дошкольников и 145 первоклассников.

УМК способствует успешному решению образовательных задач: повысился уровень игры в шахматы у обучающихся 6–8 лет; успешно отрабатываются умения и навыки, которые должны в будущем способствовать повышению квалификационного разряда; дети активно участвуют во всех соревнованиях своей возрастной группы, придерживаясь основного девиза массового спорта «Главное – не победа, а участие».

Дети-дошкольники, занявшие призовые места в турнирах детских садов, приняли участие в районных соревнованиях «Турнир новичков» и показали хорошие результаты, заняв призовые места в своей возрастной категории. Первоклассники, обучающиеся в творческом объединении «Северная Каисса», также прошли отборочный турнир первоклассников и в составе 2 команд по 5 человек приняли участие в турнире новичков, где заняли призовые места среди девочек и мальчиков.

Интерес детей к шахматам появляется и у родителей. Это важно в условиях системы дополнительного образования, поскольку в союзе с родителями всегда проще достичь результата.

Таким образом, учебно-методический комплект позволил не только систематизировать методическое обеспечение образовательного процесса, но и создал дополнительные условия для мотивации детей к освоению интеллектуально-творческой игры, для развития их значимых личностных качеств, учебных действий.

 

Список литературы

1. Приказ № 2211 Минобразования России от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». – «Шахматная неделя», 2004, № 20, с. 12.

2. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009. – 256 с.

3. Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М.: ООО «Дайв», 2009.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт