Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Реализация дополнительной обра...

Реализация дополнительной образовательной программы «Шерстяные чудеса» в МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»


Прудникова М. А.
учитель технологии
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
г. с. Панаевск, Ямальский район

Прудникова М. А., учитель технологии

муниципального казенного учреждения

общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего

(полного) общего образования»,

с. Панаевск, Ямальский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Дополнительное образование детей – важная составляющая гармоничного развития личности ребёнка. В последнее время ему стали уделять больше внимания: принимаются нормативные документы и реализуются различные проекты на всех уровнях власти.

Обмен знаниями и опытом между специалистами в области дополнительного образования позволяет ему развиваться, вырабатывать новые направления и подходы, давать толчок к развитию незаслуженно забытым видам и формам работы с детьми независимо от места проживания. Территориальная удалённость посёлков Крайнего Севера ставит перед обществом задачу сделать доступным дополнительное образование по самым разнообразным видам деятельности обучающихся.

Посёлок Панаевск входит в состав Ямальского района – заполярной части Ямало-Ненецкого автономного округа. В МКОУШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» осуществляется реализация программ дополнительного образования детей по различным направлениям.

Занятия кружка «Шерстяные чудеса» относятся к общекультурному направлению. Основные содержательные линии программы направлены на развитие творческой личности обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определённых профессиональных навыков. Программа даёт возможность ребёнку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение шерстяных материалов в творчестве и повседневной жизни.

«Валяние» – старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Эта технология появилась одновременно с появлением скотоводства. Свалянные пластины из шерсти служили текстильным материалом даже раньше, чем ткани: пластичность шерсти позволяла придавать ей самые разнообразные формы. Особый способ горения позволял использовать кошмы для тушения пожаров и защиты крепостей. В наше время искусство сваливания шерсти вновь возрождается, а с развитием информационных технологий способы обработки непрядёной шерсти и её синтетических заменителей становятся всё разнообразней.

Основная цель программы определена как развитие творческой личности обучающихся и достигается через технологическую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Освоение технологических знаний, связанных с народным искусством сваливания шерсти осуществляется через практические работы, организованные в виде мастер-классов педагога, видео и фото, мастер-классов, а также самостоятельного изготовления изделий обучающимися с основой на ранее полученные знания и умения. Обучающиеся узнают исторические предпосылки и пути развития современного искусства сваливания шерсти различными способами с использованием разнообразных материалов, знакомятся с творчеством современных мастеров. Для успешного освоения было создано учебное пособие «Валяние», содержащее все необходимые теоретические сведения и подборку практических заданий.

Обучающиеся овладевают навыками проектирования и создания продуктов труда. На занятиях в них воспитывается трудолюбие, чувство бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности. В качестве примера можно привести групповой проект «Топиарий из шерстяных цветов», где каждый воспитанник кружка внёс свой посильный вклад.

Во время занятий обучающиеся получают опыт применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Такую же слаженность в деятельности детей можно увидеть при создании брелоков в технике сухого валяния. После получения инструкции дети не только изготовили брелоки в рамках занятий, но и по собственной инициативе приготовили сувениры в этой технике в свободное время. Кроме того, были изготовлены подарки к Новому году «Овечка» и «Ёлочные шары» с применением различных техник, изученных ранее.

В последнее время всё актуальнее становится вопрос об инклюзивном образовании, в том числе и через дополнительное образование. Осуществление программы дополнительного обучения «Шерстяные чудеса» позволяет подготовить детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности.

Овладение этим ремеслом вызывает интерес у обучающихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Обучение технологиям работы не требует большого расхода материала, готовые изделия могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, а материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также в какой-то степени решает задачу профессиональной подготовки.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт