Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Шире круг!» Физкультурно-позн...

«Шире круг!» Физкультурно-познавательный цикл по теме духовно-нравственного воспитания


Марарица Наталья Александровна
музыкальный руководитель
МАДОУ ЦРР детский сад № 5 «Рябинка»
г. Салехард
Уманжинова Лилия Ивановна
воспитатель
МАДОУ ЦРР детский сад № 5 «Рябинка»
г. Салехард
Уфимцева Галина Васильевна
воспитатель
МАДОУ ЦРР детский сад № 5 «Рябинка»
г. Салехард
Буторина Валентина Владимировна
инструктор по физической культуре
МАДОУ ЦРР детский сад № 5 «Рябинка»
г. Салехард

ОПИСАНИЕ

АКУАЛЬНОСТЬ

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам,  воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, мы разработали физкультурно-познавательный цикл «Шире круг», который имеет период – один месяц. Каждая неделя посвящена определенной национальности, в течение которой дети знакомятся с традициями, бытом народа, играют народные подвижные игры.

Завершает цикл марафон «Шире круг», где дети играют игры разных народов, поют песни, посещают импровизированный павильон «Национальный сувенир», где выставлены поделки, изготовленные совместно с родителями.

В разработке представлен материал, посвящённый татарским народным играм, их культуре. Цикл может дополняться материалом различных народови варьироваться.

 

Цель: воспитание толерантности, гуманности по отношению к другим культурам

 

Задачи

Социально-коммуникативное развитие:  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

 

Целевые ориентиры:

 ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 

 

                              1 неделя

 

«Татарские народные игры»

 

           
     
 
     
 
   

             1 день Информационно-деятельный

Сбор информации о традициях, быте, фольклоре татарского народа.

                                                                          

 

 

Режимные моменты

Мероприятия

Первая половина дня

 «ПРИВЕТЛИВОЕ НАЧАЛО ДНЯ»

 Прием детей

Приветствие друг друга на татарском языке: исәнмесез – здравствуйте; сау бул-(ыгыз) – До свидания.

 

«ФИТНЕС-КРУГ» - динамическая пауза в рамках режима двигательной активности.

 Татарские игры малой подвижности

 

Малоподвижная игра «Камушки»

Звучит татарская музыка фоном, игроки садятся на пол по кругу, в центре круга стоит коробка/любая емкость/, в которую игроки должны забросить камни.

 

 

РАБОТА ДЕТСКОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Интервьюирование (сбор информации у педагогов детского сада, у родителей).

В процессе предварительной работы дети знакомятся с особенностями профессии журналиста, правилами интервьюирования. Педагоги организуют встречу детей с взрослыми детского сада, родителями, прохожими во время прогулки.

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подвижные игры

 

Игра «Веселые догонялки»

Описание: игроки делятся на две команды, становятся в шеренгу напротив друг другу на противоположных концах спортивного зала.

Звучит татарская музыка, игроки первой команды идут ко второй команде, выполняя определенные танцевальные движения. Обходят каждый своего игрока-соперника, становятся лицом друг к другу, хлопают ладошками игрок игрока встречным движением, по окончании музыки, игроки второй команды догоняют игроков первой команды.

Подвижная игра «Сбей горшок»

Описание. Игроки идут по кругу, взявшись за руки, произносят слова:

Мы по кругу идем

Дружно, весело поем.

Кого заденет мой дружок

Тот пойдет, собьет горшок (кого задевает водящий по спине, тот сбивает битой кеглю, стоящую в центре круга). Меняется водящий, игра повторяется.

 

 

 

 

Вторая половина дня

ПЕРЕДАЧА «МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Маленькие корреспонденты делятся информацией, организуются  игры, педагоги с детьми проводят мастер-класс по изготовлению татарского сувенира «Тюбетейка».

 

Игра малой подвижности «Мяч по кругу»

Цель: предварительная словарная работа.

Описание: игроки стоят в кругу, водящий-воспитатель в кругу. Дети идут по кругу, произносят слова: Мы большой построим дом, дружно в доме мы живем. По окончании слов воспитатель бросает мяч игроку, называет слово и поясняет значение. На повтор игры воспитатель называет значение слова, ребенок называет слово.

Слова: Колфак /головной убор/, ичиги /обувь/, тюбетейка /головной убор/, околышек /верхняя часть тюбетейки/

 

 

 

 

 

 

2 день Ознакомительно-познавательный

 

 

Режимные моменты

Мероприятия

Первая половина дня

 

 «ПРИВЕТЛИВОЕ НАЧАЛО ДНЯ»

 Прием детей

Работа с родителями

 

 

Приветствие друг друга на татарском языке: исәнмесез – здравствуйте; сау бул-(ыгыз) – До свидания.

 

 

 

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

 

Аннотация

На данном мероприятии дети знакомятся с бытом, традициями, фольклором татарского народа

Конспект мероприятия представлен в Приложении 1.

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ

Разучивание слов к подвижной игре «Тимербай»

Текст слов к игре

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

 

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Разучивание подвижной игры «Тимербай»

Подвижная игра «Поймай белку - Тиеннетот! 

Подвижная игра «Серый волк – Соры бүре»

 

Подвижная игра «Тимербай»

Описание. Игроки встают в круг, взявшись за руки, произносит слова:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так! (водящий показывает движение, игроки повторяют)

Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)

Подвижная игра «Поймай белку - Тиеннетот! 

Описание: игроки-бельчата заправляют за пояс ленту, это «хвост». В определенном месте спортивного зала сидит игрок-охотник. Игроки идут врассыпную к месту, где сидит охотник, выполняя ходьбу, прыжки, проговаривая слова:

Рыжий маленький зверек,

По деревьям – скок, скок, скок.

Скачет быстро, скачет ловко

Белка - та ещё плутовка.

Раз, два, три, четыре, пять

Попробуй ты ее поймать (по окончании слов, охотник догоняет бельчат, срывая «хвостики»).

 

Подвижная игра «Серый волк – Соры бүре»

Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке
Ты его поберегись

И смотри не попадись.

 

Вторая половина дня

 

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫСТАВКА

Посещение выставки, организованной совместно с родителями.

предметы быта, костюмы, сувениры.

 

Изготовление атрибутов к играм

3 день Игровой

 

 

Режимные моменты

Мероприятия

Первая половина дня

 «ПРИВЕТЛИВОЕ НАЧАЛО ДНЯ»

 Прием детей

Приветствие друг друга на татарском языке: исәнмесез – здравствуйте; сау бул-(ыгыз) – До свидания.

 

«ФИТНЕС-КРУГ» - динамическая пауза в рамках режима двигательной активности.

 Татарские игры малой подвижности

 

Малоподвижная игра «Камушки»

Звучит татарская музыка фоном, игроки садятся на пол по кругу, в центре круга стоит коробка/любая емкость/, в которую игроки должны забросить камни.

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Подвижные игры

 

Игра «Веселые догонялки»

Описание: игроки делятся на две команды, становятся в шеренгу напротив друг другу на противоположных концах спортивного зала.

Звучит татарская музыка, игроки первой команды идут ко второй команде, выполняя определенные танцевальные движения. Обходят каждый своего игрока-соперника, становятся лицом друг к другу, хлопают ладошками игрок игрока встречным движением, по окончании музыки, игроки второй команды догоняют игроков первой команды.

Подвижная игра «Сбей горшок»

Описание. Игроки идут по кругу, взявшись за руки, произносят слова:

Мы по кругу идем

Дружно, весело поем.

Кого заденет мой дружок

Тот пойдет, собьет горшок (кого задевает водящий по спине, тот сбивает битой кеглю, стоящую в центре круга). Меняется водящий, игра повторяется.

 

Вторая половина дня

Дидактические игры

 

«Выбери узор»

«Что сначала, что потом»

«Кто знает, пусть продолжает»

 

 

 

 

4 день Музыкально-ритмический

 

Дети знакомятся с музыкальными произведениями татарского народа, разучивают элементы танцевальных движений, играют подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Режимные моменты

Мероприятия

Первая половина дня

 «ПРИВЕТЛИВОЕ НАЧАЛО ДНЯ»

 Прием детей

Работа с родителями

Приветствие друг друга на татарском языке: исәнмесез – здравствуйте; сау бул-(ыгыз) – До свидания.

 

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Музыкально-ритмическая игра «Построй круг»

Игроки делятся на две группы, становятся в круг. Под музыкальное сопровождение /татарская народная музыка/ идут по кругу, взявшись за руки. На смену ритмического рисунка, идут в круг, притопывая, ногами, возвращаются в круг подскоками, бегут врассыпную, по окончанию музыки строят круг. Побеждает команда, которая быстрее построит круг.

Слушание музыки

Детская татарская - Татарская песня Жиллэккэ

 

Вторая половина дня

 

 

«ИГРОВОЙ ЧАС»

Хороводные подвижные игры в спортивном зале

Татарская народная хороводная игра

«Юрта»

Игроки образуют два круга: наружный и внутренний.  Под музыкальное сопровождение татарской народной музыки идут по кругу. По хлопку ведущего игроки наружного круга останавливаются, поднимают руки вверх, игроки внутреннего круга проходят «расческой» через образовавшиеся ворота, возвращаются в круг и становятся лицом к игроку внешнего круга. По окончании музыки игроки внешнего круга ловят своего напарника. Игроки меняются местами, игра повторяется.

 

Игра-хоровод «Плетень»

Игроки делятся на команды, становятся в обозначенных местах в круг. Водящий подходит к домам игроков, собирает в цепочку друг за другом и ведет их в различных направлениях: змейкой, спиралью. По окончании музыки игроки разбегаются в свои дома, водящий ловит.

 5 день Обобщающий Развлечение «Татарская ярмарка»

Музыкально-ритмическая композиция «Кояш – Солнце»

Игра-аттракцион  «Сложи тюбетейку»

Описание: игроки делятся на  три команды, становятся вокруг больших обручей, в котором находиться разрезная картинка «Тюбетейка». Под музыкальное сопровождение татарской народной музыки игроки передвигаются подскоками по залу. По окончании музыки командам необходимо собраться у своего обруча, собрать разрезную картинку.

 

Подвижная игра «Яулык»

Описание: игроки становятся по четыре человека по углам цветного платка, который лежит на стульчике или модуле, кубе и говорят слова:

Мы ребята смелые,

Веселые, умелые.

Выбегаем на лужок

Собираемся в кружок - бегут в общий круг

Дружно мы в кругу сомкнемся – смыкаются в кругу

Хлопнем, прыгнем, повернемся – выполняют хлопок, прыжок, поворот

И опять домой вернемся – бегут к своему платку, берутся за уголки и поднимают платок вверх. Чья команда первая подняла платок, считается победителем.

Эстафета «Чак-чак»

Описание: по сигналу игроки  бегут к корзине, где лежат малые мячи. Берут мяч, прокатывают его по гимнастической скамейке, берут сачок, подбрасывают одной рукой мяч вверх, ловят его сачком, выкладывают в обруч, возвращают сачок на место, бегут по гимнастической скамейке, передают эстафету.

Музыкальная игра «Веселая тюбетейка»

Описание: игроки становятся в круг, под музыкальное сопровождение татарской музыки передают тюбетейку друг другу. По окончании музыки игрок выходит в центр круга и выполняет танцевальное движение.

Дидактическая игра «Татарский сувенир»

Описание: на столе разложены картинки с изображением символики татарской и иной народности: орнамент, флаг, предметы быта, одежды, обуви, еда;

Задача: отобрать и приклеить на ватман татарскую символику.

 

 

Сценарий праздника

Ярмарка «ШИРЕ КРУГ»

 

Завершающее мероприятие, где дети в костюмах с национальными элементами  собираются на ярмарку, где организуются игры народов Севера, русские, татарские, а так же песни, музыкально-ритмические композиции. Завершает мероприятие ярмарка-продажа продукции, изготовленной детьми совместно с родителями.

 

Оборудование:

·      Музыкальный центр

·      Обручи цветные по количеству детей

 

В зал входят ведущие ярмарки в костюмах с элементами национальной символики: татарский, русский, ненецкий, приветствуют: Исәнмесез; Ани торова; Здравствуйте.

 

1 ведущий:

Просим, просим, приглашаем,

Заходи, честной народ.

Всех на праздник зазываем,

Дружный хоровод всех ждет.

 

2 ведущий:

Нынче день такой чудесный,

Только петь да танцевать.

Вот и я вас приглашаю,

Песни петь и поиграть.

 

Звучит музыка, дети проходят через ворота-арку, украшенную цветами, лентами, становятся врассыпную с лентами в руках.

·      Музыкально-ритмическая композиция «Шире круг»

 

·      Песня «Шире круг»
 

1 куплет

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
2 куплет

Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.

Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!

Припев:

Музыка зовёт,
Всех друзей, всех подруг,
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт.
Всех друзей, всех подруг,
В шумный хоровод!

 

На последний припев песни дети образуют круг. Организуется игра – хоровод.

3 ведущий:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Игра-хоровод «Плетень»

Описание:

Игроки делятся на команды, становятся в обозначенных местах в круг. Водящий подходит к домам игроков, собирает в цепочку друг за другом и ведет их в различных направлениях: змейкой, спиралью. По окончании музыки игроки разбегаются в свои дома, водящий ловит.

 

Стихи:

 

Ребенок:

Живут народы разные,
С давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина у каждого,
У нас у всех одна.

 

2 ребенок

 

Дети разных стран земли.

И народов разных,

Между нами пролегли

Горы и моря.

Но у всех у нас одно

Солнце в небе ясном,

Людям свет несет оно,

Пламенем горя.

 

3 ребенок

Дружба народов  не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов - счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

 

Песня-игра «Шире круг»

Описание:

Дети становятся в круг, под сопровождение песни выполняют движения.

 

Шире круг, шире круг,
Музыка зовет (идут по кругу, взявшись за руки)
Всех друзей, всех подруг.
В шумный хоровод! (покачивают руками вверх, вниз))
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине (останавливаются, изображают руками движение птицы, рыбы))

Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран. (кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте, покачиваясь в такт музыке).
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна (смыкаются в круге, размыкаются)
 

Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли (сходятся к центру; держась за руки, поднимают их вверх)
 

Шире круг, шире круг,
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг,
В шумный хоровод! (идут по кругу, покачивая руками, поднятыми вверх).

1 ведущий:

Друг другом будем  восхищаться!

Добро дарить и улыбаться!
Мы разные? Мы равные!

И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети,

Нам ссориться не нужно!

 

Русская народная игра «Золотые ворота»

Описание:

Два игрока (взрослый, ребенок)встают лицом друг к другу, берутся за руку, поднимают их вверх. Остальные игроки берутся за руки, образуя цепочку, проходят в ворота, по окончании слов ворота опускаются, пойманный игрок становится в круг, игра продолжается.

Золотые ворота,
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

 

Музыкально-ритмическая композиция «Дружба»

Фонограмма «Дружба» группа «Барбарики»

Дети становятся врассыпную с цветными обручами в руках. Выполняют движения под музыкальное сопровождение

 

1.              Если друг не смеётся, ты включи ему солнце, - поднимают обруч вверх, опускают вниз
Ты включи ему звёзды - это просто. – то же
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку, - поворот корпуса вправо, руки выпрямить, вернуться в и.п
Все грустинки и слёзы - это просто. – тоже в левую сторону
Воскресенье, суббота.- выпад в правую сторону, руки с обручем вперед
Дружба – это не работа, - вернуться в и.п.
Дружба – это не работа! -  тоже в левую сторону

 

Припев:

Есть друзья, а для них – поставить обруч на ребро, вращать его, перебирая пальцами рук.
У друзей нет выходных! -  тоже
Есть друзья, а для них, - тоже
У друзей нет выходных! - тоже

2. Если свалится счастье, подели его на части – идут друг за другом по кругу в правую сторону
И раздай всем друзьям - это просто. - 
А когда будет надо, все друзья будут рядом, - тоже в левую сторону
Чтоб включить тебе солнце или звёзды. - положить обруч за линию круга
 

3. Если каждый друг по кругу – каждый подходит в центр круга, протягивает ладошку, строя пирамидку
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор:
Дружба – это экватор.
 

4. Если каждый друг планеты – разбегаются на линию круга, махая рукой, берут обручи
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно: дружба – это
Планета ромашек.

Припев: – поставить обруч на ребро, вращать его, перебирая пальцами рук.

2 ведущий

Возят груз большой без лени

В тундре северной олени:

Хоть копыта и не шины,-

Выполняют роль машины.

Приглашает детей на игру

Ненецкая подвижная игра

«Важенка и оленята»

Описание: в обозначенном месте спортивной площадки прячется «волк под сопровождение текста игроки, изображая оленей, идут к обозначенному месту, выполняя движения. По сигналу игроки убегают от волка  из положений:

- первый раз: сидя на полу, обняв колени руками;

- второй раз: лежа на животе, руки под подбородком;

- третий раз: лежа на спине, руки за головой.

Правила: пойманный игрок выходит из игры

Ходит в тундре Важенка, с нею оленята - дети идут, высоко поднимая колени

Объясняет каждому все, что непонятно.

Топают по лужам оленята малые, - выполняя повороты вокруг себя, топают ногами

Слушая внимательно наставленья мамины - наклоняются, идут на четвереньках

 

1 ведущий: народ собирается, продажа открывается

Всех участников и гостей приглашают на ярмарку. Дети занимают свои места у прилавка, где выставлены сувенир, национальное угощение. Участники и гости покупают продукцию.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт