Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Школа Анны Неркаги

Школа Анны Неркаги


Маргун Е. Н.
кандидат биологических наук
управление образования Администрации муниципального образования Приуральский район

Маргун Е. Н., кандидат биологических наук,

управление образования Администрации

муниципального образования Приуральский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Школа Анны Неркаги (ранее Лаборовская начальная школа Приуральского района) – единственная образовательная организация на Ямале, которая приспособлена к проведению этнокультурных и этнопедагогических занятий в течение всего календарного года.

Уникальность данной школы в организации образовательного процесса, подборе содержания образования и условий реализации образовательной программы, которые строятся на авторских идеях известной ненецкой писательницы, лауреата премии им. Н. М. Чукмалдина, почётного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа Анны Павловны Неркаги.

Анна Павловна создала этнографическую «школу жизни в тундре», в которой сегодня живут и учатся дети-сироты, нашедшие тут свою семью, и дети оленеводов из ближайших стойбищ. По мнению руководителя школы, главное для ребёнка – сочетать обучение в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Эта базовая идея этнопедагогики гармонично дополняется воспитательным компонентом (точнее, включает его в качестве одного из своих элементов) – активной ориентацией ребёнка на познание самого себя, природы родного края (в том числе и с целью наилучшего для растущего человека будущего самоопределения).

В практической деятельности школы этнопрофессиональных проб автор апробирует альтернативную региональную модель школы, которая предоставляет образование, развитие и воспитание в условиях кочевья. Такой механизм позволяет подростку выбрать для себя наиболее приемлемый путь: продолжить вести традиционное хозяйство (оленеводство), получить понравившуюся профессию и иметь возможность вернуться в тундру (ветеринаром, кочевым учителем/воспитателем и пр.) или остаться в городе, посёлке.

Полученные к сегодняшнему дню результаты позволяют сделать вывод, что образование и воспитание детей, принадлежащих к определённому этносу, успешнее происходит на основе диалектического усвоения, осознания учеником единства: семья – часть рода, род – часть этноса, этнос – часть народов Ямала, ямальцы – составная часть России и мировой цивилизации.

В ходе реализации описываемой практики назрела насущная необходимость пополнения школы квалифицированными педагогическими кадрами, которые могли бы полноценно обеспечивать образование в экстремальных условиях Крайнего Севера, а также обладали знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования тундрового населения. Для этого в Ямальском многопрофильном колледже было организовано обучение первой группы из 8 студентов по программе «Учитель начальных классов» со специализацией «Кочевой учитель» (выпуск состоялся в 2014 году). Нельзя не обратить внимание на то, что программа профессиональной подготовки построена на сочетании традиционного обучения в колледже с прохождением практики в условиях кочевья и этностойбища.

Благодаря внесению изменений в законодательную базу Ямало-Ненецкого автономного округа закреплены права родителей на выбор образовательной организации, формы организации образовательного процесса, предоставлена возможность индивидуального обучения детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

В школе реализуется авторская образовательная программа, куда включены такие курсы этнокультурной направленности, как «Мудрые мысли», «Этнический мир ненцев Байдарацкой тундры», «Безопасность жизнедеятельности: выживание в условиях тундры». Завершена работа по обновлению содержания учебного материала предметов федерального компонента (в рамках предмета «Технология» мальчики изучают основы оленеводства, изготовления нарт и т. п., девочки занимаются выделкой оленьих шкур, пошивом национальной одежды, бисероплетением, национальной кухней).

Дополнительно разработана и издана тетрадь на печатной основе «Тундровичок-нулевичок» для детей подготовительных групп, куда включены народные сказания, песни, легенды, загадки. Весь материал изложен в стиле ненецкого повествования с традиционными рисунками.

Ещё в 2003−2005 годах велась апробация новой системы организации учебно-воспитательного процесса: формирование системы преемственности семейного и школьного воспитания в условиях тундровой малочисленной сельской школы. По мере развития практики сформированы 3 модели кочевого образования.

Стационарная модель (рассчитана на обучение детей из ближайших кочевий (30–50 км). Дети проживают в семьях родственников в д. Лаборовая и обучаются в стационарной начальной школе, выезжая на выходные к родителям).

В рамках полустационарного обучения дети проживают в условиях этностойбища «Земля надежды» (филиал Школы Анны Неркаги в 30 км от д. Лаборовая), полностью соответствующих традиционному образу жизни тундровиков. Этностойбище постоянно расширяется, обеспечивая полустационарное образование детей без отрыва от уклада и образа жизни коренных жителей. Созданы (выстроены) классы для занятий этническим трудом в стиле «юрты» для мальчиков и девочек, учебный класс, домики для педагогов, а также небольшой православный храм, для духовного воспитания обучающихся.

Обучение мальчиков и девочек проходит по раздельному принципу в специальных чумах (национальная особенность северных народов).

В соответствии с моделью кочевого обучения учитель выезжает по месту проживания детей и проводит занятия непосредственно в чуме, в котором проживает ребёнок вместе с родителями.

Таким образом, школа даёт возможность создать образовательную среду, максимально полно соответствующую социокультурным традициям кочевого населения и позволяющую в полном объёме реализовать федеральный государственный образовательный стандарт (полустационарная модель).

Дальнейшая отработка и совершенствование содержания кочевого образования в школе предполагает создание для различных предметов федерального компонента дидактических материалов этнокультурного содержания; конструирование авторского дидактического материала, учитывающего национальные особенности кочевого населения и его тиражирование; разработку программ дополнительного образования с этнокультурным содержанием (и обеспечение всем этим учителя и учащегося). Планируется дополнительное профессиональное обучение кочевых учителей по программам «Водитель снегохода», «Оказание первой медицинской помощи», «Обслуживание систем спутниковой навигации и связи» и др.

Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья, углублённое изучение родных языков в естественных жизненных условиях, ознакомление с живыми народными традициями и обычаями, привитие ценностей этнической культуры позволит избежать исчезновения коренных народов в новых исторических условиях. Это лишь некоторые важные задачи и вместе с тем неотъемлемые черты построения образовательного процесса и пространства в Школе Анны Неркаги.

Таким образом, есть надежда и основанная на фактах и реальном воплощении изложенных идей в работе Школы Анны Неркаги уверенность в том, что при практическом решении задач кочевой школы по более качественному удовлетворению образовательных потребностей коренных народов Севера может быть успешно решена проблема восстановления разорванных связей между поколениями.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт