Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Школа индивидуальных перспекти...

Школа индивидуальных перспектив в интересах непрерывного развития


Хабибулина Альфия Ралифовна
зам. директора по научной работе
МБОУ ДОД "Детская Экологическая станция"
г. Новый Уренгой
Шайхинурова З.Р.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №7»
г. Губкинский
Речкалова Ольга Владимировна
директор
МБОУ «СОШ №7»
г. Губкинский

В законе «Об образовании  в  Российской Федерации» ст. 10 п. 4  отмечается, что общее образование включает в себя три уровня образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Однако, и в организационном плане, и в плане педагогического отношения «к детям» все эти уровни в школах сегодня  идентичны: старшая школа мало чем отличается от подростковой и даже начальной школы (единый стандарт содержания обучения, формы, образовательное учреждение, классно-урочная система и т.д.), отсутствуют «мостики», связывающие один возраст детей с другим. Школа напоминает фабрику по выпуску партий 11-классников.

В связи с этим авторский коллектив МБОУ «СОШ №7» реализует проект «Образовательные трансферты – модель организации переходов основной школы к индивидуализации образования». Идея проекта: акцентирование внимания на образовательные переходы основной школы, как места "сшивки" уровней образования, обеспечивая преемственность в способах и средствах деятельности и связь поколений.

Начальная школа – это школа конструирования способов и средств детских действий, школа формирования контрольно-оценочной самостоятельности – ребёнок овладевает инструментом действий, который необходимо применить и апробировать в основной школе. У школьника формируется запрос к своему будущему: «Я – ученик, который научиться тому, что умеют делать все!».

Переход «начальная школа – основная школа» обеспечивается через введение в практику школы межпредметного разновозрастного модуля «Проектная задача», в  котором  через  систему  или  набор  заданий    целенаправленно  стимулируется  система  детских  действий,  направленных  на  получение  еще  никогда  не  существовавшего  в  практике  ребенка  результата (продукта). В течение нескольких  дней  ребята  работают  в разновозрастной группе,  решая  общую  задачу.  По  итогам  результат  работы  группы  представляется  в  аудитории  и  детским  голосованием  выбирается  проект-финалист. В заключительный  проектный  день  проводится  общее  представление  проектов-финалистов,  выбираются  проекты-победители. Введение данного модуля размывает рамки класса, возраста: есть не только класс-комплект, но и разновозрастная группа, специально созданная для решения общей задачи.

Основная школа – это школа самоопределения, школа интересов, основная задача насыщения образовательного и внеурочного процесса оборудованием для организации проблемно-поисковых, социальных проб как основы, для формирования учебной самостоятельности и подготовки к выбору индивидуальной образовательной траектории – переходу в старшую школу – обучение по индивидуальным образовательным программам.

Переход «основная школа – старшая школа» реализуется через социальные практики. Так, школа является координатором по реализации с января 2012 года собственного авторского проекта, реализуемого в городе: «Новая образовательная система – предпрофильная социальная сеть г. Губкинский». Данный проект вносит изменения в систему образования города, превращая ее в сферу предпрофильного социального партнерства. Проект включает обучающихся 9-х классов к «формированию профилей» путем объединения профориентационной и предпрофильной деятельности через введение в учебный план социальных практик и профессиональных проб, реализуемых посредством партнерской деятельности с предприятиями и организациями города Губкинский.

Старшая школа[1] – это школа индивидуализации образования. Если подходить к проектированию Старшей школы серьёзно и грамотно, с учётом возрастных особенностей, то оптимальные сроки реализации этого уровня должны быть увеличены до 3-х лет, т.е. включать в себя не только 10-11 классы, но и 9 предпрофильный класс и строиться такая школа должна сетевым принципом с целью аккумуляции человеческого (кадрового) потенциала (ресурса) российского  образования.

Основным принципом деятельности старшей школы должна стать индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, форм обучения,  выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется учащимся как «Индивидуальная образовательная программа», которая составляется на основе гибкой профилизации и  привлечении ресурсов «Сетевой школы».

Сетевая старшая школа – данный проект реализуется с 2012 года в партнерстве со  структурным подразделением школы № 1133 ЭУК «Школа развития»  г. Москва. Сетевая школа – это выстраивание модели образования по индивидуальным учебным программам; образование, ориентированное на уникального выпускника, через организацию тьюторской поддержки. В рамках реализации проекта «Сетевая старшая школа» обучающиеся 10-х классов проходят дистанционное обучение в форме вебинаров по одному или нескольким элективным курсам, которые ведут преподаватели из разных городов России. В каникулярное время некоторые обучающиеся участвуют в выездных установочных сессиях проекта, на которых формируется образовательный запрос всех обучающихся школ-участников, обсуждаются и принимаются образовательные намерения.  Проект «Сетевая старшая школа»  стал для нашей школы  единицей  управления, вернее соуправления, которая не только имеет реальный "продукт", но и позволяет формировать у всех участников образовательного  процесса  такие личностные качества как инициативу, самостоятельность и ответственность.

Наше видение, что школа будущего – это школа индивидуальных перспектив, ориентированная на личный заказ самого выпускника, где он становится менеджером своего образования. В данный момент педагогический коллектив  МБОУ «СОШ №7» работает над преобразованием структуры организации образования в школе, путем реализации инновационных образовательных проектов для каждого уровня образования. В проектную деятельность включены практически все педагоги, обучающиеся и их родители, где каждый делает шаг на пути собственного развития и устойчивого развития будущего человечества.

 

[1] Представленный иллюстративный материал – графическое изображение описываемого для старшей ступени. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт