Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Школьный музей как центр по фо...

Школьный музей как центр по формированию патриотизма и гражданственности в образовательном учреждении


Буряк Т. В.
руководитель историко-краеведческого музея «Память»
«Гимназия № 1»
г. Ноябрьск

Буряк Т. В., руководитель

историко-краеведческого музея «Память»

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 1», г. Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

«Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе», – сказал В. В. Путин на инаугурации 7 мая 2012 г. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Становится всё более заметным постепенное угасание традиционно российского патриотического сознания у обучающихся. Снижается мотивация ребёнка к учебе, увеличивается число правонарушений. Дети не всегда умеют правильно распределять своё свободное время, отсутствуют навыки самоуправления и самоорганизации. А психология растущего человека и его возрастные особенности требуют активной деятельности, совместной игры со сверстниками, где они демонстрируют свои знания и силы, способности, реализуют свои мечты и самовыражаются.

Таким образом, назрела жизненная необходимость создания системы по развитию современной, саморазвивающейся, самовоспитывающейся и самоопределяющейся личности ребёнка; системы, формирующей у детей и подростков социально-психологические качества, навыки и умения, необходимые человеку и определяемые понятием «патриот».

Патриот – это человек, который горячо любит свою страну и малую родину, знает её историю, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства. В связи с этим работа по историко-патриотическому воспитанию детей и подростков является одной из приоритетных задач системы воспитательной работы МБОУ «Гимназия № 1», которая в свою очередь ставит определённые задачи.

Вопрос о роли и месте школьного музея в системе историко-патриотического воспитания молодёжи всегда был актуален. Школьные музеи, вне всякого сомнения, занимают одну из главных ролей в формировании будущего патриота.

В Гимназии № 1 в настоящее время внедрена и эффективно развивается модель патриотического воспитания обучающихся, в том числе средствами музейной деятельности. Целью деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к истории родного края, отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

План работы школьного музея ежегодно разрабатывается в соответствии с моделью образовательного пространства школы, её приоритетными направлениями, в соответствии с её профилем, основными задачами, а также сложившимися школьными традициями, материально-техническими и кадровыми возможностями.

Музейное объединение реализует свою деятельность в соответствии с направлением плана воспитательной работы гимназии.

Развивая школьный музей, мы ставим перед собой следующие задачи:

Ÿ определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития, профессионального роста;

Ÿ создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников школьного музейного объединения, в том числе через участие членов актива в детских и молодёжных школьных объединениях;

Ÿ формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности;

Ÿ развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося.

Из заинтересованных в музейной деятельности обучающихся ученического коллектива ежегодно формируется актив, на первом собрании которого выбирается Совет – орган самоуправления, координирующий деятельность музея, в который привлекаются руководство гимназии, педагоги и родители.

На актив музея возложена большая ответственность. Помимо главной, поисковой, деятельности, учёта и хранения собранного материала, силами членов коллектива музея ведётся массово-просветительская работа: экскурсии для учащихся, выпускников, ветеранов войны и труда, для всех школьных гостей.

Школьный музей «Память» по своим функциональным возможностям не только включает в себя создание и организацию деятельности детско-молодёжного объединения, но и проведение поисковой, экскурсионной, исследовательской, экспозиционной, собирательской, проектной работы, направленной на патриотическое воспитание и гражданское становление личности.

В своей практической деятельности за основу мы взяли личностную деятельность ученика в гимназии как урочную, так и внеурочную, в разных видах творческой и научно-исследовательской работы: исследование истории и культуры страны, Ямало-Ненецкого автономного округа, нашего города, гимназии с обязательной систематизацией наработанных материалов.

Школьник, погружённый в музейную среду, не просто получает от педагога необходимую информацию, а самостоятельно её добывает, стимулируя свою познавательную деятельность, становясь активным творцом, субъектом социально значимой деятельности. Школьный музей определяет специфику методики, направленной на воспитание патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство гимназии и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения, актуализируют новый уровень работы обучающихся с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея по историко-патриотическому воспитанию реализуются новыми средствами.

Обучающиеся гимназии хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий программного обеспечения, терминологией, средствами виртуальной коммуникации. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то поиск информации, создание электронных материалов на компьютере или участие в Интернет-проектах. Собранные обучающимися материалы могут быть использованы для работы над докладами и рефератами, для участия в различных конкурсах, проектах, выставках, научных викторинах, историко-краеведческих играх и т. д., проведения поисковой, краеведческой и исследовательской работы.

Использование музейных материалов учителями-предметниками даёт преподавателю дополнительные возможности для активизации учебной деятельности школьников. Учителями нашей гимназии был проведён анализ содержания учебных предметов с целью использования их потенциала для патриотического воспитания учащихся на региональном уровне.

В настоящее время использование музейных материалов ведётся на уроках истории, музыки, МХК, занятиях элективных курсов «Моё Отечество», «Родословная моей семьи» и др., на факультативных курсах по основам православной культуры и краеведению. Учителя истории, географии, биологии, английского языка и др. разработали интегрированные уроки на базе музея, а творческие работы, созданные ребятами под руководством учителей становятся его достойными экспонатами.

Всё это способствует осознанию учащимися себя как части огромного мира, воспитывает уважение к истории родного края, своей малой родины, к памяти предков, а значит, помогает стать добрым хозяином и защитником государства.

Мы понимаем, что устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма будет достигнута только при условии, если знания обучающихся приобретут характер взглядов и убеждений и будут выступать в качестве мотивов и установок поведения. Очень важно, чтобы эти знания были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения, именно этому и способствует деятельность школьного музея.

Из всех проводимых мероприятий самую сильную эмоциональную окраску и воспитательную силу несут в себе мероприятия, так или иначе связанные с войной и встречами с ветеранами. Также прослеживается эффективность историко-патриотического воспитания обучающихся по направлениям: растим патриотов; связь поколений; приобщение к русским культурным традициям; исследовательская деятельность по изучению истории, географии и экологии родного края.

Проанализировав деятельность школьного музея с позиции историко-патри-отического воспитания обучающихся, мы можем сделать следующие выводы:

1. Специфика историко-патриотического воспитания обучающихся средствами музейной деятельности в Гимназии № 1 определяется сформированность музейно-визуальной компетентности, которая позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приёмах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении.

2. Интегрированный в учебную деятельность гимназии характер модели историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданской позиции обучающихся.

В целях повышения эффективности процесса историко-патриотического воспитания обучающихся гимназии в качестве средств музейной деятельности необходимо использовать предметно-пространственную, деятельностную форму музейной работы; различные методы мотивации и стимулирования к исследовательской деятельности, через интеграцию с учебными предметами, что позволит полноценно и эффективно влиять на процесс историко-патриотического воспитания. Это реализуется в рамках Концепции развития школьного музея «Память» через введение формы «Экскурсионного бюро».

В Гимназии № 1 понятие «музейная среда» расширено, так как школьный музей является частью социокультурной и образовательной среды и определяется нами как «общественные, материальные и духовные условия деятельности человека в рамках музея и отношения, возникающие в процессе музейно-педагогической деятельности».

Необходимыми условиями историко-патриотического воспитания обучающихся с использованием средств музейной педагогики в целостном педагогическом процессе являются:

· осуществление взаимосвязи учебно-воспитательной работы педагогов-предметников и деятельности школьного музея с использованием разнообразных форм работы: проведение системы лекций по истории страны, округа, города; экскурсий, внеклассных занятий в школьном музее и др.;

· создание музейной среды, включающей школьный музей со всеми экспозициями в систему факультативных занятия на основе учебной программы, моделируемой и корректируемой с учётом заявок учителей-предметников. При этом учащиеся выступают как активные соучастники и субъекты совместной музееведческой деятельности со взрослыми;

· содержательное обогащение учебной и внеклассной деятельности учащихся гимназии исторической, краеведческой, этнокультурной и музееведческой информацией, ориентированной на формирование патриотических чувств, установок и патриотических качеств личности обучающегося;

·   помощь и подготовка к реализации направления историко-патриотического воспитания обучающихся классным руководителям средствами музейной педагогики;

· систематизация учебно-методических материалов для реализации интегрированной программы развития музея, включающей подборку тематических разработок в помощь классным руководителям, учителям-предметникам по историко-патриотическому воспитанию обучающихся.

У активистов музейного объединения прослеживается формирование определённой базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, создание оптимальных условий для культивирования мотивации к познанию исторического прошлого нашей Родины.

Учитывая все минусы и плюсы, считаем, что деятельность школьного музея «Память» по историко-патриотическому воспитанию обучающихся была достаточно результативна. В процессе деятельности ребята научились находить факты для отстаивания своей точки зрения, логически излагать материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.

Тем не менее нам предстоит продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания учащихся; формировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлекать учащихся от противоправной деятельности; заполнить свободное время подростков социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность; оказывать повседневную помощь каждому ребёнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Хочется отметить, что в настоящее время существует ряд проблем, решение которых могло бы способствовать повышению эффективности процесса историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности: необходима профессиональная переподготовка руководителей школьных музеев нашего города в направлении работы с музейными фондами и специальная подготовка педагогов в системе высшего профессионального образования и системе повышения квалификации работников образования по воспитанию обучающихся средствами музейной педагогики.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт