Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Симфония души» как способ выр...

«Симфония души» как способ выражения свободы слова


Ф.И.О Тютюнникова Татьяна Александровна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» МО

г. Ноябрьск ЯНАО

Наименование населённого пункта: г. Ноябрьск ЯНАО

 

Осенью прошлого года на собрании родителей будущих выпускников, учащихся 9 класса, я спросила у присутствующих мам и пап: «А какой подарок вы хотите сделать своим детям в связи с окончанием основной школы?» Возникло лёгкое недоумение, затем последовали редкие, неуверенные ответы: «Новую модель телефона». – «Хороший игровой ноутбук». – «Дадим деньги, пусть сам выберет, что хочет». «А давайте подарим детям книгу! Книгу с их собственными произведениями, которые я как классный руководитель и учитель-предметник, учитель русского языка и литературы, собирала на протяжении пяти лет, с 5-го класса по 9-й,» - предложила я. Родители задумчиво посмотрели на меня. Кто-то обрадовался идее, стал убеждать остальных, говоря, что это настоящая память о друзьях-одноклассниках и школьных годах! Кто-то скептически высказался: «Мол, вряд ли ребята оценят….для современных детей книга давно перестала быть лучшим подарком….» Кто-то предложил спросить у самих детей. Начало было положено!

В сентябре 2018 года представитель одной из московских типографий занёс в мой кабинет увесистый пакет и стал выкладывать на стол 29 новых, пахнущих типографской краской книг, НАШИХ книг! Спасибо, родителям моих учеников, спасибо моим ребятам за то, что у всех нас теперь есть зримое и осязаемое воплощение памяти, прекрасное воспоминание о школьных годах – КНИГА детских мыслей о главном!

Мы назвали нашу книгу «Симфония души». Я так написала об этом в предисловии к ней: «Прошло пять лет с того момента, как Вы начали писать эту книгу. 5-ый класс…  Как это было давно, как это было недавно… Каждый из Вас, читая своё произведение, наверное, думает: «Каким умным ребёнком я был в этом возрасте! Но сегодня я написал бы по-другому…» Это так здорово, что у Вас есть прекрасная возможность посмотреть на себя «того» и сравнить с собой «нынешним»! Думаю, многие взрослые, прочитав Ваши «пробы пера», посмотрят на своих детей другими глазами!

Почему «Симфония души»? Симфония – это музыкальное произведение для большого оркестра смешанного состава. Таким оркестром был Ваш славный «А» класс! У каждого была своя партия, своя роль. Кто-то «играл первую скрипку», кто-то «вступал» чуть позже, ярко, стремительно. Без участия каждого из Вас эта чудесная школьная пора длиною в пять лет не стала бы такой творческой, насыщенной, интересной! В этой книге собраны тончайшие нотки Души, которую пишущий очень тревожно и трепетно открывал миру! Нельзя поделиться тем, чего нет. Спасибо Вам за то, что Вы так щедро дарите людям свои мысли, идеи, чувства! Помните: «…зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь….» Приятного чтения! Удовольствия от «встречи» с одноклассниками и самим собой!»

Всё, что написано в предисловии абсолютно соответствует действительности: начиная с 5-го класса, я, как учитель-словесник, прививала детям любовь к русскому слову, стараясь в разных видах и формах работы показать его безграничные возможности и потрясающую красоту! Я, как классный руководитель, приучала детей нести ответственность за слово. За слово сказанное, и особенно за слово написанное! По-моему, очень важно, наряду с обучением грамоте, воспитать культуру слова, чувство слова, ответственность за него!

«Свобода слова» - понятие для нынешнего поколения очень ясное…востребованное: говорят что угодно, пишут как угодно и где угодно. Никто уже не удивляется тому, что,  проходя мимо школы или просто идя по улице, ты можешь услышать отборную брань детей младшего школьного возраста. Дети не стесняются в выражениях, не реагируют на замечания! Эти ещё совсем юные создания могут стушеваться лишь тогда, когда замечание им сделает знакомый человек, а если ты прохожий – проходи! Нецензурная брань стала настоящим бичом молодого поколения! В устной и письменной форме (переписка в интернете) мат стал неотъемлемой частью словарного запаса школьника и даже дошкольника! Сколько бы мы ни делали замечаний, сколько бы классных часов ни проводили на эту тему, ситуация пока остаётся катастрофической!

Другим бичом современной речи молодёжи (особенно в сети Интернет) является её чрезмерная откровенность  с подробнейшим описанием самых примитивных, бытовых вещей. «Instagram (рус. инстаграм) – это популярное бесплатное приложение, позволяющее запечатлеть интересные моменты и поделиться ими с вашего смартфона….» И вот теперь всё, что делает подросток, молодой человек: от чистки зубов до выбора гардероба, от процесса поедания завтрака до мытья домашних питомцев – выставляется напоказ, является достоянием  общественности.

На одном из телевизионных каналов был проведён такой эксперимент: на улице поставили человека с табличкой на груди, на этой табличке было написано то, что является обычным текстом в видеоблогах, например: «Смотри, как я ем мороженое», «Это моя зубная паста, сейчас я буду чистить зубы» и т.п. Прохожие недоуменно смотрели на человека с табличкой, который всячески пытался привлечь их внимание. На улице всё это действо выглядело смешно и нелепо! Почему же в социальных сетях молодёжь с удовольствием, подолгу слушает пустые монологи?! Может, потому, что нужно чем-то заполнить звуковое пространство…Чем-то….

Родители перестали общаться с детьми – это неоспоримый факт! Родители не видят и не слышат своих детей! Сами, уткнувшись, в телефоны они и между собой стали беседовать мало, я уже не говорю о чтении…Редко кто из родителей вечером держит в руках книгу, показывая пример сыну или дочери, а если и читает, то уж только для себя любимого. Домашнее чтение в кругу семьи родители учащихся воспринимают, как пережиток патриархального прошлого, причитая при этом, что современные дети совсем перестали читать!...Школа должна…школа научит….школа воспитает…

Когда был готов эскиз нашей книги, я предложила родителям посмотреть его перед тем, как книгу отдадут в печать. Спустя время мне стали звонить мамы моих учеников, звонили и плакали…Одни - от счастья, увидев наконец, какими талантливыми и творческими личностями являются их дети; другие – от правдивости детских мыслей, от чистоты их слов и желаний! «Симфония души» стала встречей родителей с их собственными детьми! Встречей, которая (страшно подумать) могла бы никогда и не состояться….

В нашей книге шесть глав: «Жизнь», «Мы против коррупции», «Простые слова», «Родной язык», «Ямал» и «Поэтические этюды». Эти разделы формировались, исходя из тематических групп текстов сочинений и стихотворений детей. В конце каждого текста написаны фамилия, имя автора и возраст, в котором данное произведение было создано. Когда книги вручили детям, их реакция поразила меня: это была такая радость и такая гордость, для которых школьного пространства стало мало! Ребята читали вслух части своих текстов, делились эмоциями, рассказывали ученикам из других классов об этом проекте, по-хорошему хвастались перед другими педагогами. Ещё бы! Настоящая печатная книга, в которой – моё произведение!

Как воспитать свободу слова? Как донести до будущего взрослого человека мысли о том, что всё сказанное, написанное, задуманное – это то, за что он несёт прямую ответственность перед людьми и, конечно, перед самим собой! Как объяснить молодому человеку, вступающему в большую жизнь, что фраза, знакомая ему по голливудским фильмам, «…всё, что вы скажете, может быть использовано против вас….» - не просто слова!

Каждый гражданин нашей страны имеет право на свободное выражение мыслей – свободу слова. Мы хорошо знаем свои права. К сожалению, мы не всегда этим правом пользуемся так, чтобы оно служило добру, укреплению дружбы между народами, справедливости, патриотизму! Ничего не возникает на пустом месте. На заброшенном пустыре будет расти лишь сорная трава. Если мы хотим видеть будущее поколение умным, талантливым, искренне любящим свою Родину, мы должны дать им возможность «заговорить»!  Помните, как у Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Взрослые, дайте детям говорить на страницах газет и журналов, в телевизионных  передачах, и тогда вы их увидите, увидите и поймете! Потому что дети говорят о своих проблемах,  о своих переживаниях, о своих чувствах! А взрослые, замотавшись в коконы житейский проблем, закрыли детям рты интернетом и сотовыми телефонами!

Моим ученикам повезло: их произведения разлетелись по свету в самых разных изданиях. «Живут» сочинения-эссе, сказки и стихи в тюменском литературном альманахе «Я познаю мир», в ямальском сборнике молодых поэтов и писателей «Семнадцать мгновений весны», в литературно-публицистическом журнале «Сибирские истоки», в книге с поэтическим названием «Симфония души»! Мой ученик – автор «Грамматического словаря топонимов ЯНАО»! Мои дети своим творчеством доказали, насколько сильна и прекрасна СВОБОДА СЛОВА! Насколько силён и прекрасен человек, ею обладающий!

Как воспитать свободного человека? Я держу в руках «Симфонию души», книгу с произведениями учащихся 9а класса МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьска, читаю строки «…верю, что не зря прошли года и отзвенели вёсны, в учениках остались навсегда мои поступки, планы и вопросы….»

  • selma26 27 октября 2018 г.
    Спасибо, Татьяна Александровна! Очень интересная идея!
    Спасибо, Татьяна Александровна! Очень интересная идея!


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт