Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Система работы по профессионал...

Система работы по профессиональной ориентации обучающихся школ города Губкинского


Долгополова Людмила Дмитриевна
Главный специалист отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Управления образования
г. Губкинский

К числу важнейших задач модернизации школьного образования относится задача развития умений и навыков самообразования школьников, их самоопределения, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества.

В целях создания условий, обеспечивающих проведение качественной, системной, квалифицированной и комплексной работы по профессиональной ориентации в городе создан городской межведомственный Совет по профессиональной ориентации молодёжи, который является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим взаимодействие учреждений, организаций и предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, участвующих в профориентационной работе.
Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся школ города осуществляется Управлением образования, общеобразовательными учреждениями во взаимодействии с ГКУ ЯНАО «Центр занятости населения города Губкинского», ГОУ НПО ЯНАО «Губкинское профессиональное училище», филиалом ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Проведение социальных практик и профессиональных проб осуществляется в соответствии с Соглашениями о сотрудничестве школ с учреждениями и предприятиями города.
В муниципальной системе образования на 2012-2015 годы разработан комплексный план мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений города. На 2012 - 2013 учебный год Центром занятости населения по согласованию с Администрацией города, Управлением образования разработаны график проведения экскурсий обучающихся на предприятия и в учреждения города, график проведения ярмарок учебных услуг, дней открытых дверей и других профориентационных мероприятий (городские конкурсы, круглые столы, бизнес курсы и др.) для обучающихся школ города. 
С января 2012 года открыта городская экспериментальная площадка «Новая образовательная система – предпрофильная социальная сеть» на базеМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», утверждена программа ее реализации для выпускников 9 классов основных школ. Данный проект вносит изменение в систему образования города, превращая ее в сферу предпрофильного социального партнерства, раздвигая рамки образовательных учреждений.
Суть проекта – предоставление возможности девятиклассникам познакомиться с максимально возможным количеством профессий перед выбором образовательного маршрута. Это не просто экскурсии на предприятия города. Знакомство предполагает систему социальных действий ребят и взрослых:
• социальные практики, пробы и стажировки (по особому заданию, плану); как во внешней среде – организации, предприятия, сфера культуры, СМИ, так и внутри образовательного учреждения за счет имеющейся ресурсной базы (школьный театр, школьная типография, школьное радио, школааниматоровволонтерское движение);
• реализацию авторских «ребячьих» социальных проектов, где происходит смена ролей от участника до его руководителя.



Тьюторское сопровождение деятельности ребят в этом направлении позволяет им получать консультации «индивидуального взрослого», который помогает соотнести выбранную профессию, специальность и профессиональное содержание деятельности, с учебными дисциплинами, областями знаний, которыми необходимо овладеть; а так же определиться с учебными заведениями планом подготовки к поступлению, что позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут, определиться с профилем обучения в 10 классе или направлениями обучения в колледже или профессиональном училище. По итогам 2011-2012 учебного года увеличилась доля выпускников 9-х классов, желающих продолжить свое обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Для обучающихся основной школы с целью оказания помощи в выборе профессии, формирования исследовательской культуры, мобильности, социальной адаптации школьников реализуются программы курса «Шаг в профессию», «Введение в профессию», «Азбука профориентации», «Технология проектирования», «Технология исследования», «Уроки социального проектирования», «Социализация личности». 
В целях профессионального самоопределения обучающихся 10 – 11 классов с получением заключений о возможных направлениях профессионального обучения и профессиональной деятельности в школах города реализуются программы «Школа-ВУЗ»: в 4,5,7 школах на договорной основе осуществляется взаимодействие с Тюменским государственным нефтегазовым университетом – вуз осуществляет абитуриентскую подготовку обучающихся профильных классов по предметам естественно-математического цикла (физика, химия, математика). Школа №4 сотрудничает также с горным институтом им. Плеханова г. Санкт - Петербурга, Уфимским нефтегазовым университетом, школе №5 с Тюменской медакадемией и Уральским университетом путей сообщения.
На профессиональное самоопределение школьников направлены проводимые в школах элективные курсы: «Планирование профессиональной карьеры» (10-11 классы), «Школа инженерной культуры», «Проектируем будущее», «Проектируем будущее» (11 классы) и другие.
С сентября 2012 года в МБОУ «СОШ №7» реализуется сетевой проект «Старшая сетевая школа», в рамках которого для обучающихся 10-х классов в первом полугодии 2012-2013 учебного года реализуются дистанционные образовательные курсы: Английский для психологов, Основы делового общения и письма, Моя будущая профессия, Физика человека; очные курсы: Основы имиджелогии, Психология общения.
С целью формирования навыков построения индивидуальных и профессиональных стратегий традиционным стало проведение А.А. Поповым, начальником отдела проектирования стандартов и оценки качества общего образования ФИРО МОН РФ, образовательных модулей для обучающихся 8-10 классов по темам «Миры возможных профессий», «Миры открытий и исследований». Занятия по ознакомлению с профессиями происходит в форме игры, тренинга, проектной деятельности. По итогам обучения все участники семинаров получают сертификаты, наиболее активные - грамоты, дипломы.
В общеобразовательных учреждениях города совместно с Центром занятости населения разработана Программа психолого-педагогическое сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, выбора сферы их профессиональной деятельности, определения дальнейшего образовательного маршрута.
С 2011 года на базе МАОУ «СОШ №4» успешно реализуется совместный с градообразующим предприятием ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» проект «Центр управления карьерами подростков» позволил изменить подходы к профессиональной ориентации школьников. Диагностика профессиональных способностей и склонностей учащихся, составление их индивидуального профессионального маршрута осуществляется через системной программы «Эффектон Студио Онлайн». Обучающиеся 7-9-ых классах ежегодно знакомятся с 12 профессиями, проходят теоретические и практические занятия на предприятиях города, получают начальные профессиональные навыки. Учащиеся 10 -11-х классов, по результатам диагностики, определяют свою профессиональную сферу, получают перечень рекомендуемых профессий, список специальностей в ВУЗе, обучающих данной профессии, и имеют возможность пройти профессиональные пробы на предприятиях города. На сегодняшний день подписаны соглашения о сотрудничестве по 15 профессиональным направлениям. 

Месторождение «Комсомольский» ООО «Роснефть-Пурнефтегаз»


Профессиональные пробы в почтовом отделении связи

Проект «Центр управления карьерами подростков» является обладатель двух грантов: городского конкурса «Лидер инноваций» ( 2012 год - I место в номинации «Лучший инновационный проект в сфере образования») и окружного конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Интересными начинаниями школы №4 стали проекты «Школа: новое мышление, финансовая грамотность», совместно со специалистами Сбербанка, Элитной гимназией «Михайловское» г. Санкт-Петербурга, где широко используется разновозрастное сотрудничество для решения проектных задач, «Школа перспектив», занятия в которой проводит А.А. Попов – начальник отдела проектирования стандартов и оценки качества общего образованияФИРО МОН РФ.
Школа совместно с «Межрегиональной Тьюторской ассоциацией» г. Томска реализует проект «Тьюторский центр» направленный на обучение педагогов тьюторскому сопровождению учащихся.
Информационное сопровождение мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений осуществляют муниципальное учреждение Губкинская телерадиокомпания «Вектор», автономное учреждение «Редакция газеты «Губкинская неделя», редакцией газеты «Север пресс».
В газете «Губкинская неделя» созданы рубрики «Профориентация», «Профессиональная подготовка»; на телерадиокомпании «Вектор» - «Телевизионная служба занятости», телепрограммы «Мастер-класс», «Город мастеров». Регулярно материалы профориентационной направленности освещаются также в программах «Актуальное интервью», «Подсолнух», «Новости».
Информации о мероприятиях по профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования регулярно размещается на сайтах общеобразовательных учреждений, Администрации города Губкинского, Управления образования.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт