Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Система работы по подготовке д...

Система работы по подготовке детей – дошкольников к обучению в православной гимназии


Покидко Ольга Петровна
педагог дополнительного образования
НОУ «Ноябрьская Православная гимназия» г. Ноябрьск

Формирование духовно — нравственных ценностей является важнейшим условием сохранения здоровой нации, гуманных взаимоотношений и общечеловеческих ориентиров в обществе. Оттого, насколько развиты духовно — нравственные ценности того или иного общества, зависит благополучие каждого.

Так, если говорят, что воспитание должно вести к счастью воспитанника, то только христианство и может дать истинное счастье человеку. Не отвергая земных радостей, оно запрещает только неумеренную привязанность к ним и указывает человеку на истинную радость, которая состоит в молитвенном общении с Богом, в служении ближним в духе любви. Наиболее четко и ясно данные ценности просматриваются в православной педагогике.

Такой концепции в воспитании придерживается Православная гимназия. И в ее стенах должны учиться дети, родители которых понимают суть и цели православного образования и воспитания. Вот и появилась идея создать Школу раннего развития «Светлячки». Это вид дополнительного образования, которое предоставляет гимназия будущим учащимся с целью ориентации их на получение православного образования и воспитания в стенах Ноябрьской Православной гимназии. Для более успешного формирования гармоничной личности будущих гимназистов необходимо начинать эту работу с раннего возраста. Я веду с пятилетними детьми занятия по разным направлениям: подготовка к обучению грамоте, знакомство с окружающим миром, помощь в освоении счетом, чтением. Для родителей подготовила консультации по этим же разделам: " Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением, письмом», «Подготовка ребенка к обучению математике».

Чтобы углубить детские знания о Боге, непреложном Его бытии, дать понятие о свойствах Божиих я составила модифицированную программу «Свет Руси», сочетающую в себе элементы православной культуры, патриотизма, духовно — нравственного воспитания.

Программа состоит из нескольких модулей:

  • Ознакомление детей с элементами мировой культуры (на основе Библии).
  • Древняя Русь.
  • Радость добра и послушания.
  • Герои — освободители Руси и их духовные наставники.
  • Православные праздники как часть православной культуры

Цель работы по первому блоку не в сухом информационном сообщении сведении о библейских сюжетах, но в пробуждении в детях «живого внимания к нравственному и прекрасному». Воспитание культуры чувств, приверженности высшим идеалам — истине, красоте, любви, добру, прощению, жертвенности — многие века совершается через слово Библии. Мы ставим для себя «сверхзадачу» — не просто показать детям эти ценности и идеалы, пробудить к ним интерес и живое внимание, но способствовать тому, чтобы дети приняли их как ценности собственного бытия.

В третьем блоке программы речь идет о воспитании нравственной культуры, которая включает в себя всего человека, его ум, чувства (сердце) и волю,-то, что мы называем «внутренней культурой». Нравственная культура — это мораль в действии, во всех жизнепроявлениях человека, способность человека к свободному выбору между добром и злом в пользу первого.

При реализации программы достигаются основные цели:

  • Подготовка детей к обучению в Православной гимназии;
  • Формирование начальных и наиболее общих представлений о культуре России с целью подготовки дошкольников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования;
  • Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности;
  • Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро.

Для достижения этих целей мы приступили к решению познавательных задач:

  • Возвратить в активную лексику детей понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь.
  • Дать знания основ православного учения и истории Православия.

Развивающие задачи нашли свою реализацию в развитии разных сторон и способностей дошкольников:

  • Способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.
  • Логического мышления и элементарных математических представлений.
  • Эстетического развития в направлении утончения и возвышения чувств ребенка.
  • Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ.

В ходе работы школы мы воспитываем у своих дошкольников:

  • уважительное отношение к своей культуре;
  • направленность к добродетельной жизни;
  • начатки нравственного поведения;
  • семейную ориентацию.

Чтобы систематизировать свои знания о Православии, овладеть теорией православной педагогики и психологии, освоить методику преподавания богословских дисциплин, я поступила на учебу на Высшие Богословские Курсы при Московской Духовной Академии.

Первый выпуск «Светлячков» учится в третьем классе. По успеваемости и другим показателям класс достиг хороших результатов. В первом классе 2012 — 2013 уч. года тоже большинство «светлячков», т. е. можно сделать выводы о достижении поставленных целей: постепенный переход от дошкольного детства к школьной жизни, который сглаживает острые углы при адаптации детей в первом классе, при смене основной игровой деятельности на учебную.
Но игровая деятельность не уходит из жизни детей, а приобретает новое направление, она помогает усваивать материал. С этой целью я составила подборку игр на развитие творческих способностей.

Работа по подготовке дошкольников осуществляется по различным разделам:

  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи.
  • Основы православной культуры.
  • Художественно- продуктивная деятельность.

Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трёх направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий;
  • логическая пропедевтика, включающая формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  • символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

В разделе «Развитие речи» обеспечивается обогащение активного словаря детей, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ — рассуждение.

Освоение материала детьми идет в разных формах. Это рассказы педагога, сопровождаемые показом иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, продуктивно-художественная и театрализованная деятельность детей.

Наиболее интересны для детей занятия по ознакомлению с библейской историей, знакомству с церковной живописью и музыкой. Через них дети знакомятся с основами православного учения и историей Православия. У детей формируется способность к оценке явлений жизни с позиций православной этики. Воспитываются начатки нравственного поведения. Большую помощь на занятиях оказывают мультимедийные пособия, учебные фильмы, а так же материалы детского семейного образовательного телеканала «Радость моя», «Доброе слово» (знакомит детей с Православными праздниками и жизнью святых), «Шишкин лес» (добрые персонажи веселых и поучительных историй помогают ребятам лучше понимать друг друга, учат дружить, уважать старших и помогать младшим, расти умными и скромными, быть отзывчивыми, подсказывают какие именно качества характера можно развивать уже с самого раннего детства).
Первый выпуск «Светлячков» учится в третьем классе. По успеваемости и другим показателям класс достиг хороших результатов. В первом классе 2012 — 2013 уч. года тоже большинство «светлячков», т. е. можно сделать выводы о достижении поставленных целей: постепенный переход от дошкольного детства к школьной жизни, который сглаживает острые углы при адаптации детей в первом классе, при смене основной игровой деятельности на учебную.
Но игровая деятельность не уходит из жизни детей, а приобретает новое направление, она помогает усваивать материал. С этой целью я составила подборку игр на развитие творческих способностей.

Без родителей-союзников в вопросах воспитания никак не обойтись. Стремясь к взаимодействию с родителями, так как от них зависит формирование привычки использовать полученные на занятиях знания в повседневной жизни, было принято решение организовать семейный клуб «Светлица».

Цель работы клуба: просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания, взаимодействие коллектива родителей и детей, укреплению дружеских взаимоотношений, расширение представлений о православной гимназии как образовательном учреждении, воцерковление родителей учащихся.

Клубные встречи — это способ педагогической и психологической поддержки родителей.

Заседания проводятся ежемесячно в различных видах деятельности: творческая гостиная, консультации, семинары-практикумы, дискуссии, семейные и православные праздники. В ходе этих заседаний рассматриваются такие темы, как: «Праздники нашей семьи», «Игры и игрушки наших детей», «Роль отца в воспитании детей», «День Матери» и другие знакомят молодых родителей с традиционным укладом российской семьи, с ролью игр, игрушек и сказок в духовно-нравственном воспитании личности ребенка, оказывает помощь в укреплении авторитета мужчины в семье.

Организация работы семейного клуба «Светлица» осуществляется в двух направлениях: просветительское — предоставление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей и практически-действенное: содействие проявлению творческих способностей, полноценному общению с педагогами и другими семьями, создание условий для реализации собственных идей, организация встреч с интересными людьми (духовенством, музыкантами, семейными творческими коллективами).

Особенно дороги семейные праздники, к которым семьи и педагоги готовятся заранее. В них участвуют всей семьей, оформляются тематические выставки работ, конкурсы, подготавливаются музыкальные и творческие номера.
Тесный контакт с семьями детей и деятельное участие родителей в буднях и праздниках клуба помогли членам семей лучше узнать и понять друг друга, воспринять забытые традиции, христианские заповеди и учиться следовать им.
Процесс преемственности выражается не только в выборе образовательных программ, но и в постепенном вхождении в жизнь гимназии. Мы участвуем в общегимназических мероприятиях: Рождество Христово, Праздник постного стола, Масленица и праздничных Богослужениях.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт