Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Сказка в семье – нравственное ...

Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок». Включение в образовательный процесс православных чтений, как путь к духовному развитию подрастающего поколения


Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок».

 Включение в образовательный процесс православных чтений,

как путь к духовному развитию подрастающего поколения

Смирнова Ирина Юрьевна,

 МБУ ОШИ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»,

с. Новый Порт, Ямальский район

 

Нет сказок лучше тех, которые

создает сама жизнь.

Ганс Христиан Андерсен

Что помнит человек с самого рождения? Улыбку матери, заботу родителей, тёплые заботливые руки бабушек, колыбельные песни и СКАЗКИ. Вся мудрость человечества в легкой и доступной форме просматривается в сказках и притчах. В любом возрасте они интересны и поучительны. Очень важно (по мнению психологов и специалистов по детскому чтению), чтобы родители приобщали своих детей к чтению, уделяя им в день 20-30 минут. А самое первое знакомство ребёнка с книгой начинается со сказки. Сказка проходит через всю жизнь человека – ему читают, он читает и сам читает своим детям и внукам. Согласна с мнением, что в сказках собрана мудрость народа, что посредством сказки формируется у ребёнка национальная идентичность, а через образы героев сказок проектируется образ человека, познаётся его сущность. Поэтому так важно, чтобы чтение сказок сопровождало ребёнка не только в младшем возрасте, а с помощью родителей плавно переходило в чтение литературы соответственно возрастным особенностям детей.

В нашей образовательной организации большое внимание уделяется работе по приобщению к чтению учащихся и их родителей. Проводятся мероприятия самых разных форм, в которых участвуют как учащиеся, так и члены их семьи – мамы, папы, бабушки, братья и сёстры. Это книжные выставки «Прочитали сами – прочитайте детям», «Семейный Читаймер», «Книги-юбиляры 2017», «Любимые книги моей семьи»; игры-конкурсы для родителей и детей «Дайте до детства обратный билет»; конкурс презентаций «Моя семья и книга»; литературное лото «Любимые книги детства». На родительских собраниях проводятся беседы о пользе семейного чтения, выпускаются буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы для учащихся и родителей.

Среди семей учащихся 5-7 классов сельской и школьной библиотеками села Новый Порт было проведено анкетирование с целью выявления читательских интересов и предпочтений книг разных жанров в кругу семьи. Как показали результаты анкетирования, в семьях очень мало читают, особенно вслух. В некоторых семьях, кроме учебной литературы, других книг нет. Многие родители считают, что научившись читать в школе, ребенок должен самостоятельно читать книги, и что читать вслух детям, умеющим читать самостоятельно – это лишняя трата времени.

Большинство родителей, ссылаясь на свою занятость, не только не читают своим детям вслух, но и не контролируют, что и как их ребёнок читает. Вывод напрашивался сам собой – необходим личный пример. Совместно с Новопортовской сельской библиотекой мы разработали проект «Сказка на ночь», который должен был показать родителям как важно для них приучить своих детей к постоянному чтению, любить хорошие книги, и что даёт самим родителям чтение вслух детям. За основу проекта взяли сказку. Опробовать проект решили на жильцах нового многоквартирного дома, где живет много разновозрастных детей. Зимними холодными и тёмными вечерами, мешая жильцам отдыхать после трудового дня, дети, проживающие в подъезде, носились, играли на лестничной площадке, шумели, рисовали на стенах, не знали чем себя занять.

Для реализации проекта мы привлекли старшеклассников из 8-9 классов, проживающих в этом же доме – Дердь Александра и Акулинину Алену. Для респондентов было написано красочное объявление, их проинформировали о проекте.

На площадке второго этажа в назначенный день и час состоялись первые громкие чтения сказок народов России из серии «Гора самоцветов». На чтения были приглашены все жильцы дома – дети, родители и даже гости с другого подъезда. Сказки слушали с удовольствием, дружно отвечали на вопросы после прочтения. Всё мероприятие заняло около 30 минут. В конце мероприятия, как в сказке, состоялась раздача конфет (по одной каждому, кто слушал). Для родителей были изготовлены и розданы буклеты «Читайте детям вслух». Всем настолько понравилось, что захотелось продолжения чтений. В течение зимних месяцев (с ноября по февраль включительно) в доме на площадке каждую субботу и воскресенье проходили чтения сказок и притч. Некоторые взрослые стояли на лестнице и тоже слушали, иногда приводили с собой гостей. В ходе реализации проекта мы читали не только сказки народов России, но и притчи народов мира. Обсуждали поступки героев сказок, отгадывали загадки, отвечали на вопросы мини-викторин.

Почему мы выбрали сказки из серии «Гора самоцветов»? Сказки народов России дают представление о том, насколько велика и разнообразна наша страна, как много народов населяет её, и как важны добрососедские отношения на фоне конфликтов на межнациональной почве по всему миру.

 По моему мнению, сказка – самый простой и доступный способ научить детей отличать добро от зла, распознавать глупость и мудрость, преодолевать невзгоды и трудности в реальной жизни. А чтение вслух сказок взрослыми развивает у детей умение слушать, умение фантазировать. А самое главное, знакомят детей с малых лет с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе, воспитывают человека и гражданина.

  Важно сделать самый первый шаг. И он может быть совсем простым, который любой человек (библиотекарь или школьный учитель) может предпринять прямо сейчас. Начните читать детям вслух. Начните со сказок на ночь. Ведь сказка – это самый короткий путь к взаимопониманию, к укреплению семейных отношений. Через сказку начинается диалог с малышом, потом через детскую литературу с подростком. Самое главное в воспитании – это разговаривать со своим ребёнком, слушать и услышать его. Дать ребёнку после прочтения сказки или другого произведения высказать своё мнение, сформулировать свою мысль, потому как современные дети разучились разговаривать литературным языком, в их речи присутствует набор разговорных штампов. Совместные переживания родителя и ребёнка при прочтении произведения – это узнавание своего растущего чада, познание его как личности, раскрытие его интересов, его позиции на поступки литературных героев. Родитель и ребёнок становятся ближе друг к другу, дети чувствуют, что они уже интересны не как маленькие дети, а к ним прислушиваются как к нарождающейся личности.

  Мы получили небольшой, но значительный результат. И мы гордимся свои проектом. Он был кратковременным, однако жители поселка просят продолжить работу по проекту.

  В нашем доме стало не так шумно, перестали писать на стенах. На сегодняшний день четверо ребят и один взрослый (родитель) из нашего дома стали регулярно посещать школьную библиотеку, двое родителей возобновили свои походы в сельскую библиотеку, где не были уже более двух лет. Но самое главное, что показал проект, это совместное действо- чтение! Мы надеемся, что после нашего проекта многие родители по-другому взглянули на воспитание своих детей. Сейчас мы разрабатываем очередной проект, по которому и в других многоквартирных домах нашего села будем организовать громкие чтения для детей и взрослых. Это могут быть не только сказки и притчи, но и другие произведения. Я считаю, что в наших северных условиях, когда после работы не до библиотеки, библиотека должна прийти к своёму читателю.

 

Литература

  1. Гора самоцветов: Сказки народов России в пересказе М.Булатова. – М.: Детская литература, 2006.
  2. Громова О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые // Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 2-9.
  3. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 53-57.
  4. Пиннак Д. Как роман: педагогическое эссе / Даниэль Пиннак. – М.: Самокат, 2007. – 190 с.
  5. Семейное чтение в год семьи / Сост.:Т. Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
  6. Степичева Т. В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. – 2004. – № 4. – С. 87-92.
  7. Трейн Б. Исследование в области семейного чтения: международная перспектива // Школьная библиотека. – 2006. – № 7. – С. 28-31.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт