Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Социальное служение Церкви в р...

Социальное служение Церкви в рамках взаимодействия с органами социальной защиты населения в сфере утверждения трезвости в семьях социального риска


Куманцева Елена Николаевна
ГКУ ЯНАО «Приют в МО Красноселькупский р-н»
г. с. Красноселькуп

 

Тема социального служения Русской Православной Церкви в современном мире является востребованной как никогда ранее. Увеличение разного рода проблем и кризисов, которые затрагивают все стороны жизни общества, рождают в свою очередь проблемы института семьи. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье.

 Любая российская семья сталкивается с множеством проблем, которые в разные периоды жизни возникают  в семье и требуют незамедлительного разрешения: будь то проблемы социально-экономического, социально-педагогического или психологического характера, либо проблемы, иного рода, связанные с употреблением алкоголя и  наркотиков и пр. Своевременное решение возникающих проблем является залогом правильного развития семьи и одним из факторов семейного благополучия. Однако не у всех современных семей сформированы навыки и умения в разрешении конфликтных ситуаций. Абсолютно противоположно в кризисных ситуациях ведут себя семьи социального риска. Любая нестандартная ситуация вызывает в данных семьях всегда одинаковую реакцию – избегание, уход от ответственности, неумение и нежелание мыслить логически и искать  выход  из сложных ситуаций и как следствие – злоупотребление алкоголем.

 Проблема алкоголизма в настоящее время стоит достаточно остро, но не является неожиданностью.  В 19 веке Россия была малопьющей страной, в основном благодаря моральным устоям, высокой нравственности и духовности [6].

Проанализировав данные достоверных источников [5], можно убедиться в том, что за период с конца 19-го века  по настоящее время вопрос  алкоголизма в России никогда еще не стоял так остро, как сейчас. С начала 20 века потребление алкоголя в России и СССР на душу населения постоянно возрастало и наконец, на данный момент достигло своего пика.

Доктор социологических наук Заиграев Григорий Григорьевич отмечает: «…неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация населения приобрела на рубеже XX-XXI вв. характер подлинно национального бедствия для России, создающего реальную угрозу социальной и правовой защищенности граждан» [7]. Причины данной проблемы также можно увидеть и в отсутствии сдерживающих факторов, раскрепощении нравов, в низком уровне духовности, морали и  нравственности. Кроме того, современному обществу свойственны такие качества, как инфантилизм, неумение и нежелание нести ответственность как за себя, так и за свою семью.

Поэтому, мы сделали предположение, что тесное сотрудничество  учреждений и организаций социальной защиты населения в тандеме с Русской православной Церковью, будет способствовать стабилизации обстановки в семьях социального риска.

Социальное служение Церкви в настоящее время осуществляется в рамках соглашений о  взаимодействии и сотрудничестве с учреждениями и организациями села.  В частности Приход православной Церкви Храма в честь святого мученика Василия Мангазейского с Красноселькуп осуществляет взаимодействие в рамках Соглашения от 15.02.2015 года о социальном партнерстве с ГКУ ЯНАО «Социальный приют для детей и подростков в муниципальном  образовании Красноселькупский район» (далее Приют). Так  отделение Участковой  социальной службы (далее по тексту УСС)  Приюта осуществляет деятельность, направленную на снижение уровня социального неблагополучия, кризисных ситуаций в семьях и профилактику  социального сиротства. Данное отделение оказывает по решению Департамента социальной защиты населения ЯНАО, в том числе срочные социальные услуги, которые включают в себя оказание помощи семьям с детьми с привлечением к этой работе священников и психологов, а также социальное сопровождение семей группы риска.

На учете в участковой социальной службе Приюта состоит  27 семей, находящихся в социально опасном положении. Данная категория семей является остро нуждающейся в оказании содействия в разных сферах – это и бытовые вопросы, и  разрешение конфликтов детско-родительских отношений, и нарушения в сфере социализации,  и многое, многое другое.

Проблемы в семьях, с которыми столкнулись специалисты участковой службы,  требовали тщательного изучения и оказания комплексной квалифицированной помощи.

Опираясь на данные статистики, которая свидетельствует о том, что за последние годы наблюдается рост количества  семей, попадающих в социально опасное положение, был проведен мониторинг и анализ обстановки в семьях с целью выявления причин и факторов социального неблагополучия семей и для постановки социального диагноза[2].

Изучив социальный статус семей путем анкетирования, получили следующие данные (Рис. 1).

Рис. 1. Статус семей социального риска

В ходе исследования социального статуса семей группы риска, было выяснено, что 19 из 51 родителя  (36%) не были трудоустроены и не имели постоянного дохода, что непременно приводило к низкому уровню жизни, малообеспеченности, связанной во многих семьях с «Хронической безработицей», так как многие из наших подопечных семей годами не работали. А «хроническая безработица» в свою очередь являлась следствием низкой мотивации к трудовой деятельности [3].

Для улучшения семейной обстановки и поиска выхода из сложившейся ситуации, было принято решение оказать содействие в трудоустройстве нуждающимся. С этой целью выяснили уровень образования всех родителей. (Рис. 2)

Рисунок 2. Уровень образования семей социального риска

Проанализировав полученные данные, стали понятны причины молообеспеченности  и низкого дохода в семьях социального риска. Только 7 родителей из 51, могли претендовать на работу по специальности.

Малообеспеченность и низкий доход резко усугубляли социальную неустроенность родителей, являлись причиной  психологического  напряжения, что в свою очередь порождало  семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских взаимоотношений.  Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяло удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывалось на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкало членов семьи на аморальные  и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых (как следствие необразованности родителей) приводила  к нарушениям в детско – родительских взаимоотношениях. Неумение строить отношения, доводить начатое дело до конца, низкая социальная адаптация – все это провоцировало возникновение у родителей разного рода зависимостей, в том числе и алкогольной (Рис. 3).

Рисунок 3. Употребление алкоголя среди родителей

Так стало очевидным то, что абсолютное большинство семей (90%) страдают алкоголизмом в той или иной степени тяжести. Установить теплые и доверительные отношения и оказать посильную помощь практически не представлялось возможным, так как под влиянием алкоголя данные семьи были склонны к проявлению недоверия, подозрительности, отрицанию всего, импульсивности, нетерпеливости, быстрой возбуждаемости, часто находились в состоянии озлобленности с припадками жестокости, насилия, склонности к причинению физического вреда. Родители из данных семей представляли собой людей, находящихся в глубокой депрессии, «выбитых из жизни». Часто неадекватное состояние, в котором пребывали  родители, делало  невозможным формирование бережных взаимоотношений с детьми и эмоциональной близости с ними.

Наблюдения из практики только подтверждали высказывания известных психологов о том, что  взрослые в таких семьях, забыв о своих родительских обязанностях целиком и полностью, погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации.

Постепенно семья, находящаяся в социально – опасном положении, обретает статус  асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы [4].

Дурной пример родителей негативно сказывается на развитии детей в этих семьях. К подростковому возрасту, больше половины из них уже экспериментирует с употреблением алкоголя других психоактивных веществ (Рис. 4).

Рис. 4. Злоупотребление алкоголем среди подростков от 10 до16 лет  (несовершеннолетние из семей СОП)

Результаты, отраженные в таблице, только подтверждают высказывания и психологов о том, что за 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного определения, которое противоречит нравам общества.

А безразличие родителей не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей часто приводит к безнадзорности и беспризорности, жестокому обращению, системному неисполнению обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних. Употребление алкоголя, аморальный образ жизни родителей  оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений и систематических правонарушений и антиобщественных действий.

Из 17 семей имеющих детей подросткового возраста в пяти семьях подростки состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних как социально опасные… Это примерно каждый третий.

Соприкасаясь с неблагополучными семьями, приходится с грустью констатировать тот факт, что в семьях утрачена всякая вера в самоизменение, вера в то, что положительные результаты могут быть достигнуты и что есть люди, готовые прийти на помощь.

Проанализировав полученные в ходе мониторинга данные, мы выявили сразу несколько факторов неблагополучия в  семьях социального риска: безработица и  низкий доход, проблемы злоупотребления алкоголем, как среди родителей, так и несовершеннолетних, низкая педагогическая компетентность, безнравственность и бездуховность, проблемы психоэмоционального характера, социальная дезадаптация, низкая мотивация.

Ситуация складывалась таким образом, что необходимо было разработать комплекс мер, предупреждающих  и купирующих существующие в семьях проблемы. Для специалистов учреждения даже не стоял вопрос, с чего начинать. Ответ был очевиден – с взаимодействия с Храмом и духовно-нравственного воспитания и просвещения, как детей, так и родителей!!! К тому времени у нас уже имелся опыт работы в данном направлении: совместные реализация социальных проектов, организация  деятельности детей, благотворительные акции и проведение праздников, приуроченных к Церковным датам. Но так как дети в этой категории семей являются самым незащищенным звеном, то естественно, в первую очередь внимание было приковано именно к ним. Так родилась идея разработать программу духовно-нравственного воспитания и психокоррекции «Доброе начало». Участниками  программы стали дети среднего школьного возраста (9-13 лет), родители, педагоги, психологи, социум.

Продолжительность курса познавательных и коррекционно-развивающих занятий составляла 1 год.

Был определен режим проведения занятий – 1 раз в неделю, 2 занятия по 40 минут (познавательное, духовно-нравственной направленности и психологический тренинг, рефлексия). По завершению занятий организовывались чаепития.

В основу программы был заложен главный принцип: социальное партнерство между ГКУ ЯНАО «Приют в МО Красноселькупский р-н», Храма в честь святого мученика Василия Мангазейского и органами (учреждениями) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Занятия проходили как на базе Приюта, так и на базе Воскресной школы.

Целью программы являлось: сохранение, формирование, коррекция духовно-нравственного здоровья, психоэмоционального состояния детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры, проведения тренингов и психологических занятий.

30 декабря 2015 года Департаментом социальной защиты населения ЯНАО данная программа была признана новой и эффективной. С этого момента началась целенаправленная работа по программе.

Со временем сформировалась постоянная группа из 14  ребят и 2-х родителей, которые изъявили желание стать участниками воспитательного процесса и посещать занятия регулярно. На занятиях учились элементарным вещам: дружить, проявлять уважение друг к другу, помогать в трудной ситуации, культурно общаться, отрицательно относиться к вредным привычкам, уважать взрослых и еще очень многим и простым вещам. Основной упор делался все же на духовно – нравственное воспитание и знакомство с православной культурой.

За период с первого января по первое августа 2016 года было проведено 41 занятие.

Не скажем, что все занятия проходили безупречно, были, конечно, и инциденты, и недопонимания, и сомнения.

Несмотря на возникающие трудности, нам все-таки удалось достичь определенных результатов: ребята и их родители познакомились с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины), с основными религиозными понятиями, с  элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы, с доступными пониманию детей произведениями иконописи, церковного пения, колокольного звона, художественной литературы духовно-нравственного содержания. Получены  знания об основных жизненных и нравственных принципах: добро, отзывчивость, взаимопомощь, умение договариваться, уступать, знать элементарные навыки этики, этикета. Кроме того научились применять полученные знания на практике, а также управлять своими эмоциями, находить компромиссы в решении конфликтных вопросов.

Тем не менее, оставалась большая часть родителей, не охваченных духовно – нравственным просвещением. Именно с ними предстояла кропотливая работа,  и гораздо более трудная, чем с детьми.

Здесь мы сделали акцент на предоставлении срочных социальных услуг с привлечением психологов и священников. Иерей Александр Нефедов, молодой настоятель Храма с. Красноселькуп, с удовольствием откликнулся на наш зов о помощи и необходимости духовного просвещения и воцерковления семей социального риска. Совместную работу начали с того, что провели первый рейд по семьям с беседами и вручением памяток христианина, приглашали посетить Храм и Богослужения. Так впервые, некоторые из наших подопечных семей, появились в Храме на Богослужении, а впоследствии приняли Таинство Крещения сами и окрестили своих детей.

В дополнение к перечисленному необходимо было организовать работу православного психолога, который оказывал бы квалифицированную помощь в устранении проблем психоэмоционального характера, оказывал бы содействие в формировании положительной мотивации у родителей и их детей. Так родилась идея написать проект по данному направлению. Проект был успешно подготовлен, принял участие в конкурсе, организованном Департаментом Внутренней политики ЯНАО, одобрен, и получена окружная субсидия на реализацию в 2016 году проекта «Воскресная школа». В рамках данного проекта представилась возможность пройти обучение психологу по направлению «Психологическое образование. Психологическая работа с семьями группы риска». Также на средства окружного Гранта закуплена диагностическая методика «Эффектон», направленная на комплексное решение проблем подопечных семей, а это 150 психодиагностических и коррекционно-развивающих методик, в том числе модуль «Профессиограммы» для оценки профессиональной пригодности и тренажер «Комфорт» для оптимизации умственной работоспособности и пр.

Нам, конечно же, рано говорить о положительной динамике изменений в семьях социального риска, но хорошие результаты можно отметить уже сейчас: с января по октябрь 2016 года 9 семей, находящихся в социально – опасном положении, охваченных работой по духовно – нравственному воспитанию и просвещению, сняты с профилактического учета Комиссией  по делам несовершеннолетних и защите их прав. В данных семьях повысилась мотивация к здоровому образу жизни, повышена педагогическая компетентность, сформирована потребность в самообеспечении, желании трудиться на благо семьи, снижен уровень социальной дезадаптации, повышен уровень знаний в области православной культуры и др.

Учитывая тот факт, что совместная работа Прихода Храма и учреждений социальной защиты населения дает положительные результаты, считаем наше предположение оправданным и планируем продолжить данное направление деятельности через организацию работы по программе духовно-нравственного воспитания и психокоррекции для детей и их родителей «Доброе начало», использовать диагностическо-коррекционную методику «Эффектон» с целью повышения мотивации у членов семей социального риска, профориентации, стабилизации нервно – психического состояния, саморегуляции и пр., а также организацию деятельности в рамках срочных социальных услуг с привлечением к данной работе психологов и священников и сопровождение семей социального риска.

Кроме того, в тесном сотрудничестве будет продолжена работа, начатая несколько лет назад, а это и реализация социальных проектов, и организация благотворительных акций с оказанием натуральной помощи нуждающимся семьям и многое другое.

Таким образом, как оказалось, многие проблемы социально неблагополучных семей можно решить через организацию профилактической и коррекционной работы объединив усилия учреждений социальной защиты населения и православных Приходов.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.            Коновальчик, Е.А. Социальная педагогика: учеб.-метод. комплекс: в 2 ч. / сост. Е.А. Коновальчик. Минск: БГУ, 2002. – 238 с.

2.            revolution.allbest.ru/sociology/00563851_0.html

3.            www.tyngorschool.ru/index.php?catid=27:administra...content&view=article

4.            yamal-obr.ru/articles/korrekcionno-reabilitacionnaya-rabota-s-/

5.            ru.wikipedia.org›Список стран по потреблению алкоголя на человека

6.            gtmarket.ru›Центр гуманитарных технологий›Гуманитарная энциклопедия

7.           ecsocman.hse.ru Заиграев Г.Г. Статья «Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации».



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт