Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Социально-психолого–педагогиче...

Социально-психолого–педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ посредством организации детско – родительских практикумов в дошкольном учреждении


Порохова Наталья Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
г. Муравленко
Климентьева Светлана Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
г. Муравленко
Курган Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
г. Муравленко

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой, моторной  сфере.  Анализ литературы показывает, что за последние 20 лет акцент в исследовании проблем детей с ограниченными возможностями сместился с углубленного изучения в большей степени медицинских аспектов к анализу проблемы развития ребенка с ОВЗ как личности. Это характерно как для социологических и правовых, а также педагогических работ по данной проблеме. Теперь на повестку дня ставится вопрос социального подхода к детям инвалидам и семьям, в которых они воспитываются. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стороны родителей, уникальный подход к воспитанию, обучению, но и помощь квалифицированных специалистов, которые способны  помочь преодолеть проблемы, препятствующие их развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению.  Но  если ребёнка с проблемами в развитии учить тому, что необходимо любому человеку, он может добиться много и стать более самостоятельным, нужно только помочь ему развивать свои возможности. Для того чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребёнка необходимо готовить к существующей системе образования.

Появление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье, в большинстве случае, изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто  и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья такого ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение  со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своей проблеме, либо «стесняются» дефекта развития.

Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье видоизменяет взаимоотношения между супругами. Появление такого ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Наблюдения показывают, что отношения между родителями ребенка во многом зависят от эмоционального состояния матери. Немаловажное значение в семье. Воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет поведение отца и других членов семьи. Если отец проявляет выдержку, разум, терпение, оказывает постоянную моральную помощь жене в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся коррекционная работа с семьей

Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе.

Президент России Владимир Путин

В нашем детском саду для детей, которые не могут по состоянию здоровья посещать общеобразовательные группы, функционирует группа кратковременного пребывания, где ребенок в присутствии родителей посещает индивидуально игровые сеансы специалистов : занятия музыкой , лечебной физкультурой, изодеятельностью, экологией, с педагогом – психологом, с учителем – логопедом. Группа кратковременного пребывания является альтернативной формой подготовки детей данной категории к школе и жизни в социуме.  Заинтересовать ребёнка, привлечь его  внимание, превратить общение в волшебную сказку, путешествие или приключение - главная задача педагогов  в работе с особыми детьми. Планирование работы строится  исходя из возраста, возможностей, индивидуального психофизического развития ребенка.    С детьми группы  кратковременного пребывания «Особый ребёнок» работают специалисты разной направленности.  Координирует  работу группы заместитель заведующего по ВМР. Тесно сотрудничает  с семьями воспитанников социальный педагог. Развивают художественно-творческие способности воспитатели по изобразительной деятельности  и музыкальные руководители.  Инструкторы по плаванию, воспитатели по лечебной физкультуре, медицинский персонал проводят работу по сохранению и укреплению здоровья детей.  Коррекционную деятельность осуществляют педагоги-психологи, учителя-логопеды.  Знакомит с явлениями окружающего мира воспитатель по развитию экологических представлений.

Вся работа группы «Особый ребёнок» ведется по трём направлениям: работа с детьми, работа с родителями, а также работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе. Одним из обязательных этапов работы каждого специалиста является обследование ребёнка. На данном этапе выявляются индивидуальные особенности детей: уровень психического и физического развития, уровень развития  интеллекта, а также уровень усвоения программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов обследования позволяет определить основные направления коррекционной работы, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации по работе с ребёнком.

     После того как специалисты, по результатам диагностики, выявляют имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, ими разрабатываются индивидуальные образовательные планы  (маршруты) работы с ребёнком с  учётом всех рекомендаций специалистов медико-социальной экспертизы и ПМПК. На логопедических занятиях в  игровой форме учитель-логопед выявляет речевые нарушения, уточняет правильную артикуляцию имеющихся звуков речи, развивает фонематические процессы. Происходит работа по пополнению словарного запаса, по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи и артикуляционной моторики. В своей работе логопеды используют современные технологии  и приёмы работы с детьми с проблемами в развитии.

     На игровых тренингах педагоги-психологи развивают у детей высшие психические функции и познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, повышают речевую активность детей. В своей работе они используют современное оборудование: планшет для песочной терапии, интерактивный стол, сенсорно-оптическое волокно, релаксационные картины. Для снятия напряжения и  стабилизации эмоционального состояния дети с ОВЗ и родители посещают сенсорную комнату.

        Непосредственная образовательная деятельность с детьми  организуется в присутствии родителей. С детьми  с сохранным интеллектом занятия организуются  с постоянной сменой динамических поз (в за столом, в кресле, на гимнастическом ковре). С детьми, имеющими физические недостатки (ДЦП), занятия осуществляются с использованием вертикализатора, инвалидного  кресла, гимнастического ковра. Некоторые кабинеты оснащены компьютерами, элементами сенсорного оборудования,  которые дополняли  НОД. В 2015 году в кабинет педагога – психолога был приобретен игровой набор для детей с аутистическими нарушениями. Осуществляется индивидуальная психолого-педагогическая, социальная, медицинская помощь детям и их родителям в вопросах развития и подготовки детей к школьному обучению.

 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Воспитанники групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков: дети с нарушениями слуха,дети с нарушениями зрения, дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), психомоторной сферы (ДЦП). Наиболее эффективными приёмами коррекционного воздействия на познавательную и эмоциональную  сферу детей с ОВЗ являются: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, психогимнастика и релаксация,  элементы лечебной гимнастики, самомассаж, пальчиковые игры, физкультминутки, логоритмические  упражнения, игровые сеансы с использованием сенсорного оборудования, дыхательные упражнения, упражнения  телесно-ориентированной терапии,  игры  с  песком, элементы арт-терапии.

Особую значимость приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, так как семья является первичным фактором социализации и реабилитации ребенка. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без совместной работы педагогов и родителей [10]. Одной из основных задач работы в группе  является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско - педагогической компетентности при подготовке детей к школе. Для ребенка, имеющего дефект соматического или психического характера, семья, как эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна стать для него коррекционно – развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Однако жизнь большинства семей, в которых воспитывается такой ребенок, сопровождается рядом деструктивных переживаний (чувство вины, разочарование, страха, одиночества), и родителя часто сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих адаптации и развитию ребенка. Поэтому деятельность по психолого-социальному сопровождению  таких семей является востребованной и актуальной.

Многие родители детей с ОВЗ испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Поэтому, наряду с использованием в работе с родителями  традиционных форм взаимодействия  (консультации, игровые сеансы и т.п.) возникла идея разработки интегрированных  детско – родительских мероприятий с  взаимодействием логопеда, психолога, социального педагога,  в тандеме с родителями (законными представителями), обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами  развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений [13]. Стимулирование речи  осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключается  педагог-психолог и социальный педагог, который в процессе деятельности  оказывает  консультативную помощь родителям,  направляет родителей на позитивное  детско-родительское сотрудничество,  стимулирование  психических процессов, улучшение  развитие  эмоциональной и коммуникативной сфер [5].

Цель детско – родительских интегрированных мероприятий:  организация интегрированных  мероприятий детско-родительского  взаимодействия с учителем-логопедом и педагогом-психологом.

     Задачи:

1.Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в  условиях группы кратковременного пребывания ДОУ.

2.Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в воспитании и развитии ребёнка с ОВЗ, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

      В результате организации данных мероприятий  вокруг детей совместными действиями педагога – психолога, социального педагога  и учителя – логопеда  создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих различные нарушения. Одним из методов работы при организации интегрированных детско-  родительских мероприятий является детско – родительская игра. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться  и которые понимаю дети разных возрастов. Самое главное, что ждет ребенок – умение слышать, видеть и чувствовать то,  что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, которые иногда трудно выразить словами. А с помощью игровых упражнений это сделать легко. Игровые занятия способствуют развитию  у  участников эмоциональной отзывчивости, навыком конструктивного сотрудничества, повышению самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта, гармонизации и укреплении  демократичных отношений между родителями и детьми. [9].

При построение структуры мероприятий учитываются все  различные нарушения у детей, структурные моменты разрабатываются с учетом возможностей каждого ребенка. Большую моральную поддержку и взаимопомощь могут оказать семьи детей с ОВЗ друг другу. Родители в данных мероприятиях принимают активное участие,  помогая своим детям, тем самым, оказывая им  психологическую поддержку и внимание. У родителей формируется позитивное восприятие  своего ребенка [7].  По выходу из детского сада многие воспитанники продолжают обучение в массовых общеобразовательных классах с соблюдением специального режима.

Приложение 1

 

Детско-родительские интегрированные практикумы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 «Встреча с Дюймовочкой»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать грамматический строй речи.

- Активизировать пассивный и активный словарь детей.

- Обучить родителей навыкам игрового взаимодействия с детьми.

Развивающие:

- Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

- Создать атмосферу радостного настроения, учить действовать по образцу, способствовать речевому общению.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.       

Оборудование: слайдовое сопровождение, музыкальное сопровождение, конструктор «LEGO»,  цветные фитболы, сухой бассейн, гимнастические зеленые  коврики, ватман зелёного цвета (клумба), бумажные цветы, клей-карандаш, салфетки.

                                  Ход игровой деятельности:

Мероприятие со слайдовым сопровождением

Педагог – психолог:  Добрый день, дорогие дети и  уважаемые родители!

Логопед: Мы рады приветствовать вас нашей встрече.

Игра-знакомство. Меня зовут Наталья Николаевна, меня – Светлана Анатольевна. Теперь представьтесь и вы.

Мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие.

 Логопед: Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке, которая появилась в цветочке.

Сказка называется «Дюймовочка», и именно туда мы отправимся на паровозике.

Разминка.  Логоритмическое упражнение «Паровозик» (фонограмма «гудок паровоза»).(4)

(Вдох через нос, и плавный выдох через рот. Плечи не должны подниматься, щёки не надувать, губы – «трубочкой»).

Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» - отправление поезда; «У-у-у» - поезд гудит; «Чух-чух-чух» - поезд останавливается.

Паровоз кричит: «Ту-ту!

Я иду-иду-иду!»

А вагончики стучат,

А вагоны говорят:

«Так-так-так!»

- Мы попали в сказку, нас уже встречают. Посмотрите, кто это?

В каком чудесном саду живёт Дюймовочка!

А вот и цветок, в котором появилась Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.)

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

Вот какие красивые цветы получились! Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!

А вот и Майский жук прилетел покружиться над цветами.

(Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветами я кружу!

Психолог: А вот и Ласточка прилетела в гости к Дюймовочки. Она хочет сделать подарок Дюймовочке. Вам нужно сделать вместе с ребенком  из конструктора  домик (задание дети выполняют за столами вместе с родителями)

Логопед: Пока  мы выполняли задание ласточки, в чудесном саду кто-то появился. (звуки лягушки)

Ква-ква-ква. Кто это? Да это Жаба скачет. (Слайд с изображением жабы)

Какая она большая, толстая, неуклюжая, в щеках как будто мячики, так надула их от важности. Хочет унести в свое болото нашу  Дюймовочку! Прогоним Жабу. Прыгайте за ней.

 (В зал педагог-психолог вносит большие фитболы. Упражнения на фитболах с речевым сопровождением.)

1.Катание на мяче сидящего ребёнка (покачивание).

2.Прыжки сидящего ребёнка на мяче.

3.Покачивание ребёнка, лежащего на мяче животом.

4.Покачивание ребёнка, стоящего на мяче ногами.

Речевое:

Мы ехали-ехали в сад за цветами.

По кочкам, по кочкам, за жабой по  дорожке,

Ехали-ехали, вот и прогнали жабу! (фитболы убираются)

Логопед: Скажите Дюймовочке что-то хорошее, успокойте её.

Дидактическая игра «Назови ласково» (родители помогают детям).

(добрая, красивая, нежная, ласковая ...)

Речевое упражнение «Ветер».  Логопед: Дети прислушайтесь, что это шумит? (фонограмма музыки ветра). Это ветер играет листвой. Какой шалун? (стимуляция речевого развития)

Ветерок листвой шуршит – шу-шу-шу,

(Дети потирают ладони.)

В трубах громко он гудит – у-у-у,

(Хлопают над головой руками.)

Поднимают пыль столбом – бом-бом-бом,

(Топают ногами.)

Дует он везде, кругом – гом-гом-гом,

(Наклоны вправо, влево.)

Может вызвать бурю он – бум-бум-бум,

(Вращают руками перед собой.)

Не удержится и слон – ах-ах-ах.

(Покачивают головой.)

Психолог:  Наша Дюймовочка очень любит кататься на кувшинке  по озеру. Давайте вместе с ней сегодня поплаваем на нашем озере (дети по очереди «плавают» в сухом бассейне).

Полянка - релаксация на гимнастических ковриках.

Психолог: Представьте, что вы стали такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврики. В скорлупке так тесно - подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Сжались, чтобы поместиться в скорлупке. Все тело напряглось, как сжатая пружина.
(Расслабление) Долго так не проспишь, ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз, еще. Выпрямите затекшие ноги и руки, спину. Вставайте, хватит спать.

А вот и Жаба, которая от нас ускакала. Она вскочила на подоконник, и скорлупка Дюймовочки, и наши скорлупки закачались.
Давайте друг другу улыбнёмся и станем добрыми.

Упражнение «Дождик» (выполняется под фонограмму «шум дождя»)

Психолог:  Ребята, какие звуки вы слышите, что это за шум? Это дождик. А сейчас родители сделаем массаж на спинке детей: пошел легкий дождик, он закапал сильнее, подул сильный ветер, затем он затих, дождик стал капать все реже и реже, выглянуло солнышко.   (2)

Логопед: Все вы добрые друзья. И пусть в чудесном саду Дюймовочки  расцветут ваши прекрасные цветы. (Аппликация «Цветы»)
Коллективная работа детей и родителей.

Дети подарили Дюймовочке украшенную цветами «клумбу».

 Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

 Где наши ладошки? Похлопайте немножко!

- Пора возвращаться из сказки.

- А теперь я приглашаю вас прокатиться на паровозике.

(Музыкальное сопровождение)

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колёс,

Чу-чу-чу-чу-чу-чу,

Далеко я укачу!

Вот мы вернулись из сказки.

Ой, посмотрите, а что это оставила для нас Дюймовочка?  (выносит корзину с  конфетами).  Мы устроим сейчас праздник конфет (угощают детей конфетами).

Психолог. Уважаемые родители!  Мы рады, что вы нашли время и поиграли сегодня с детьми. Ведь для каждого ребёнка очень важно общение, понимание, одобрительная улыбка взрослого. Больше общайтесь с детьми, поддерживайте их во всем. До новых встреч!

 

 

Игровой практикум

для родителей и детей с ОВЗ «Колобок»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

  - Установление эмоционального контакта с участниками групп.

  - Развитие  мотивации на взаимодействие путём вовлечения детей и родителей   в  совместную  деятельность   посредством  игровых упражнений.

 - Формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений, навыков педагогического воздействия на детей со стороны родителей.

Возраст детей: от 3 до 7 лет

Материал: мягкие игрушки (заяц, волк, медведь), костюм лисы, фитболы (по количеству детей), мешок, муляжи овощей и фруктов, коричневая дорожка, магнитофон, диск, полукруглый модуль, флаконы с мыльными пузырями, гимнастические коврики, массажные коврики, столы, стулья  по количеству  участников, игра-мозаика, сухой бассейн, коробочка с цветами, булавки.

Ход мероприятия.

Приветствие. Добрый день, дорогие дети и уважаемые родители. Меня зовут, Наталья Николаевна. Я предлагаем вам сегодня отправиться в путешествие в одну из известных сказок. А что за сказка, вы узнаете, когда загадку отгадаете

Загадка.

На сметане мешен, на окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок – покатился… (Колобок) (показывает Колобка)

Покажите, какой он по форме – круглый (дети и родители рисуют в воздухе круглую фигуру). А Колобок с вами хочет познакомиться.

 Знакомство «Помаши рукой». Психолог подносит Колобка  каждому участнику, он здоровается за руку, каждый участник при этом называет свое имя.

Появляется Лиса (из-за кулис).

- Здравствуйте, куда же я попала. А чем же здесь так вкусно пахнет? Поняла, это Колобком. Здравствуй, Колобок, румяный бок. Я помню, ты от дедушки ушел, от бабушки ушел. Ах, какой ты кругленький, румяненький. Как же они тебя слепили? Покажем.

 Разминка (пальчиковая гимнастика).(4)

Давайте вспомним, кто  испек Колобка? Бабушка. А попросил её об этом? Дедушка. (Появляются кукольные персонажи).

Повторяйте за нами движения (родители помогают детям)

Бабушка намела муки (плавные движения кистями рук к себе)

Наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки)

Посолила правой и левой рукой (собирают пальцы в щепоть)

Помешала тесто (круговые движения в разных направлениях)

Слепила Колобок (имитирую лепку)

Покатала (круговые движения одной ладонью над другой)

Маслом помазала (гладят одну ладонь другую)

В печку жаркую поставила (дышат на ладони теплым воздухом)

Положила остудить на окошко (дуют на ладони)

Основная часть.

Ведущий. Надоело Колобку лежать, он покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку. Пошел он в нашей сказке путешествовать по лесу вместе с лисой. Отправляемся и мы с ними (ходьба по массажным коврикам). Посмотрите, кто-то за кустиком спрятался.

Загадка (говорит Лиса).

Серый трусишка,  прыгает ловко.

Любит морковку (Заяц) - (Зайчика укрепляют на штору)

Зайчик предлагает нам поиграть в игру.

Задание Зайчика «Угадай, что  в мешочке» (муляжи фруктов и других предметов) (ведущий подносит к каждой паре мешочек  и  предлагает  вытащить  оттуда-то, что любит заяц). Он очень проголодался, а мы его покормим.

Молодцы, ребята, Колобок и  Лиса отправились дальше.

Задание Волка. Физкультминутка.

Ведущий  загадывает загадку.

Я прыгун веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет(2 раза),

А люблю того, кто скачет.

Молодцы ребята. А кто за нашим мячиком прячется, отгадайте?

Он зубами щелк, щелк,

Это страшный, серый ..? (Волк). Появляется Волк на мячике.

Ведущий вытаскивает фитболы.  Какого цвета мячи?

(включается музыка ритмичная) родители катают детей на фитболах, на животике, на спинке)

Лиса. Понравилось вам кататься? До свидания, Волк. А мы отправляемся дальше. Присаживайтесь на свои стульчики.

Задание Медведя.

Ведущий. Давайте отгадаем, кто в этой  берлоге живёт?

Косолапый, неуклюжий,

Любит мед, малину кушать (Медведь)

Покатился Колобок дальше, увидел Медведя. Загрустил наш Мишка. А знаете, почему он грустит, он потерял своих друзей, а мы с вами поможем их найти.

А чтобы помочь ему, нужно попасть в берлогу (дети перемещаются через модуль к столам). (Игра с мозаикой, дети вместе с родителями выполняют задание «Сложи картинку»). (1)

Медведь благодарит вас, дети через модуль возвращаются на свои места.

 На поляне.  Посмотрите, мы оказались на волшебной поляне отдыха. Рядом озеро, мы через него должны переплыть.

Игра в сухом бассейне. Давайте поплаваем в озере, как рыбки (по очереди).

Рыбка, малютка, по озеру плывет.

Рыбка, малютка, хвостиком бьет.

Релаксация.

 Лиса. Ох, устала я сегодня путешествовать, очень устала, а вы? Отдохнем? (Ведущий включает спокойную музыку, родители укладывают детей на коврики, устраиваются рядом с ними и отдыхают). Наш Колобок устал, и хочет отдохнуть.

 Итог. Ребята, Колобок и Лиса  дарят  вам на прощание мыльные пузыри. Давайте устроим праздник  веселых, мыльных пузырей!

Рефлексия. Каждой паре участников ведущий предлагает выбрать из коробки  цветок.  (Красный – все понравилось на занятии; желтый – не все  понравилось)

Заключительное слово. Уважаемые родители, дети. Нам  хочется надеяться,  что сегодня мы провели время не зря, мы учились играть с ребенком, понимать и чувствовать настроение, ведь главное в жизни – это общение, готовность помочь и понять. Спасибо за участие, до новых встреч.

 

Игровой практикум для родителей и детей с  ОВЗ

«Путешествие в сказку «Теремок»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: установление эмоционального контакта с участниками групп; формирование мотивации на взаимодействие путём вовлечения детей и родителей в игровые упражнения; формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений, навыков педагогического воздействия на детей со стороны родителей.

Материал: фитболы (по количеству детей), куклы бибабо - герои сказки «Теремок», магнитная доска, магнитофон, диск, модули, массажные мячи, воздушные шары, гимнастические коврики, столы, стулья по количеству учащихся, белое покрывало, шары воздушные, медведь).

Методы, приемы: игра, релаксация, дыхательная гимнастика, упражнения с помощью гимнастического мяча, художественное слово.

Интеграция областей:  познание, коммуникация, социализация.

Ход мероприятия.

Приветствие. Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут, Наталья Николаевна, меня – Светлана Анатольевна. Мы предлагаем вам сегодня отправиться в путешествие в одну из известных сказок.

Мы вам представились. А теперь предлагаю это сделать вам.

Знакомство. Игра «Цветок-имя».

Педагог-психолог предлагает подружиться с нашим цветочком. Родители вместе с детьми называют и пишут свои имена на лепестках.

Мы посадим цветок,

Волшебный лепесток.

Раз – два, не зевай,

Своё имя называй! (Стимулировать речевую активность детей).

(Как приятно, что к нам сегодня пришли …..)

Основная часть. (Выходит логопед  с Мышкой-норушкой в руках).

Мышка - норушка  «здоровается» с каждым ребёнком и его мамой за руку. (Участники располагаются на мягких стульчиках по кругу.)

Разминка. Игра с большими мячами (фитболами).

Логопед: Наша мышка-норушка приглашает вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые, в сказку «Теремок». Кто из вас знает эту сказку? Мышка-норушка хочет загадать вам загадку:

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал. (Мяч.)

Логопед: Молодцы, дети, это, конечно, наш весёлый, круглый мяч, а сейчас вас ждёт интересная игра.

         

Дыхательная гимнастика. Игра «Мячик сдулся».

(психолог появляется  с зайчиком)

Логопед: Бежал зайчик да наткнулся на мячик он и лопнул.

Мячик круглый – непоседа,

Вдруг наткнулся на соседа,

Лопнул бедный, ай-яй-яй –

Снова мячик надувай!

Логопед: Покажите, дети, как мячик сдулся.

Дети выполняют по образцу – произносят звук «ш» на одном выдохе.

Логопед: Теперь мячики надо надуть. Возьмем насос, и будем надувать наши мячики. Дети произносят кратко звук «ш». Посмотрите, какой большой мяч мы надули.

В зал вносят большие фитболы. Упражнения на фитболах с речевым сопровождением.

1. Катание на мяче сидящего  ребёнка (покачивание).

2. Прыжки сидящего ребёнка на мяче.

3. Покачивание ребёнка, лежащего на мяче животом.

4. Покачивание ребёнка, стоящего на мяче ногами.

Речевое:

Ехали-ехали в лес за орехами.

По кочкам, по кочкам, по узеньким дорожкам,

Ехали-ехали, бух, упали.

Педагог-психолог: К нам прибежала следующая гостья (учитель-логопед появляется с Лисой). Угадайте, кто это: рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом? (Лиса). Лисичка предлагает нам поиграть в игру «Великаны и гномики». Взрослые будут у нас великанами, а дети – гномиками. По команде «Великаны» взрослые хлопают в ладоши, по команде «Гномики», хлопают в ладоши дети.

Будьте очень внимательными!

Игра с массажным мячом.

Логопед: Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный? Волк! (педагог-психолог появляется с Волком и корзиной с мячами). Давайте покажем Волку, как мы умеем делать упражнения с массажными мячами.

Родители с детьми выполняют упражнения с массажными мячами под руководством учителя-логопеда.

1.Взять мяч в правую руку, сжать и разжать его. Переложить мяч в левую руку, повторить упражнение.

2.Покатать мяч, в ладонях, нажимая на него сначала слабо, затем сильнее.

3.Прокатить мяч по предплечью (правому, левому).

4.Положить ладонь ребёнка к себе на колено и покатать мяч по тыльной стороне его ладони.

5.Свободные упражнения ребёнка с мячом.

 (педагог-психолог выносит модули и Медведя)

Педагог-психолог: Давайте вспомним, что случилось с теремком в сказке? Его нечаянно раздавил медведь. Посмотрите, как  сам медведи расстроился. Давайте все вместе поможем всем животным построить теремок.

Родители с детьми строят из модулей домик.

Педагог-психолог: Мы с вами на славу потрудились, а теперь давайте отдохнем. Родители укладывают своего ребенка на коврик, сами устраиваются рядом. Звучит спокойная мелодия. Для каждого человека очень важно внимание любящих его людей, а так же все слова, интонация, с которой обращаются к нам. Предлагаю сейчас каждой паре уединиться и пошептаться. Скажите своему ребенку ласковые слова. Участники разбиваются в семейных парах так, чтобы никто никому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая ...».

Педагог - психолог: Теремок мы с вами построили, Мышка, Зайчик, Волк, Медведь – все говорят вам «Спасибо». А они в свою очередь,  вам приготовили сюрприз. Посмотрите, какое необычное облако к нам плывет. (Логопед  выносит «Облако», включается музыка).

Воздушные шарики дети кладут на большую белую простынь и держат её за края. Дети с родителями подбрасывают шарики на простыне вверх, и шарики высоко взлетают. Логопед и психолог вместе с детьми и родителями читают стихотворение:

Облако, облако, облако далёкое,

Облако высокое, не достать рукой!

А частичку  облака мы возьмём с собой! (раздаем шарики каждому ребенку)

Заключительное слово.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, дети. Нам  хочется надеяться,  что сегодня мы провели время не зря, мы учились играть с ребенком, понимать и чувствовать настроение, ведь главное в жизни – это общение, готовность понять  помочь и понять. Спасибо за участие, до новых встреч.

Сюрпризный момент. А на память герои сказки приготовили вам сладкий сюрприз.

 

 

Создание базы педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ.

С родителями детей специалисты ДОУ провели ряд консультаций:

·      «Адаптация к совместной работе  педагога и родителей»;

·      «Рекомендации по развитию и воспитанию ребенка из данных психологического обследования»;

·      «Использование нестандартного  оборудования в физкультурно – оздоровительной работе «Особенности музыкального развития ребенка с ОВЗ в семье»;

·      «Как изготовить костюм для ребенка к празднику»;

·      «Рекомендательные беседы  по усвоению музыкальных навыков и умений дома»;

·      «Игры на развитие фонематического слуха»;

·      «Психологическая готовность  детей к школе» ;

·      «Стань природе другом»;

·      «Как научить детей слыш


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт