Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Социальное проектирование с це...

Социальное проектирование с целью использования потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения


Крикунова Ирина Михайловна
Директор школы
МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма»
г. Надым
Аннотация к статье 
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) школа г.Надыма» как часть системы открытого образования в качестве приоритетов развития ставит перед собой задачи по созданию условий для обеспечения равенства в получении образования, по выравниванию социальных шансов людей с помощью новых образовательных технологий, по преодолению социального исключения в сфере образования.
Социальное исключение  – проблема, которая затрагивает все стороны социальной жизни: политику, экономику, культуру. Не является исключением и сфера образования на всех уровнях, заканчивая образованием взрослых.
В сфере образования социальное исключение проявляется как ограничение доступа определённых групп населения к образовательным ресурсам.
Вся проектная деятельность педагогического коллектива школы за последние три года по сути является социальным проектированием с целью использования потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения.
 

Социальное проектирование

с целью использования потенциала открытого образования

как фактора преодоления социального исключения

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) школа г.Надыма» как часть системы открытого образования в качестве приоритетов развития ставит перед собой задачи по созданию условий для обеспечения равенства в получении образования, по выравниванию социальных шансов людей с помощью новых образовательных технологий, по преодолению социального исключения в сфере образования.

 Цели открытого образования способствуют:

  • развитию доступности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда;
  • повышению уровня гибкости образовательной системы и её адаптации к многообразию социальных ситуаций;
  • формированию мобильности потребителей образовательных услуг и образовательной системы, способствующей совершенствованию профессиональной мобильности и социальной защищённости граждан.

Школа, которая в настоящее время называется Муниципальным общеобразовательным учреждением «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма», создана в 1972 году как учебно-консультационный пункт школы рабочей молодёжи, которая трудилась на ударной комсомольской стройке, обустраивая город Надым, близлежащие посёлки, газовые промыслы.

Школа росла вместе с городом и Надымским районом, трансформируясь, гибко и адекватно отвечая на вызовы времени, точно и верно решая задачи, поставленные жизнью (она сначала стала вечерней, затем реальной, затем к школе был присоединён межшкольный учебно-производственный комбинат и общеобразовательные классы второй ступени для детей с правовой дезадаптацией).

С 2003 года школа становится Муниципальным общеобразовательным учреждением «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма». Это школа, реализующая общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, а также реализующая программы профессиональной подготовки для старшеклассников общеобразовательных учреждений города, для населения города и района и программы дополнительного образования.

Программ профессиональной подготовки для обучающихся общеобразовательных учреждений города – 23, из них впервые пролицензированы в марте 2009 года в соответствии с социально-образовательным заказом работодателей, обучающихся и их родителей – 5 («Агент рекламный», «Архивариус», «Делопроизводитель», «Горничная», «Няня»).

Из 23 образовательных программ позиционируются как обучающие профессии социальной защищённости (вне зависимости от того, будут ли выпускники сразу работать или станут студентами в г. Надыме, в других городах, в том числе областных и столичных): для девушек – 12 программ, для юношей – 4 программы, но в данном случае деление профессий на мужские и женские весьма условное.

В итоге: из 23 профессий новых 5, профессий социальной защищённости16.

Кроме этого,  из 22 программ профессиональной подготовки для населения и 3 программ дополнительного образования как обучающие профессии социальной защищённости определяются 15.

Школа имеет два структурных подразделения: общеобразовательное отделение, где ежегодно обучается от 200 до 300 учеников, и Центр профессиональной подготовки, где динамика количества обучающихся за последние три года следующая: старшеклассников школ города756, 931, 870.

В настоящее время в школе чётко просматривается тенденция к уменьшению количества обучающихся в 8-9 классах (классах компенсирующего обучения, где учатся дети, имеющие проблемы социальной адаптации и испытывающие школьные трудности), но резко выросли две другие составляющие контингента общеобразовательного отделения школы:

  • это взрослые обучающиеся, социально и профессионально благополучные, но их не более 7%,
  • основная часть контингента школы – это и есть те, кто до прихода в школу на себе в полной мере уже испытал все факторы риска, увеличивающие опасность социального исключения: и долговременную безработицу, и низкую зарплату, неквалифицированный труд, что было результатом низкого уровня образовательной подготовки и раннего ухода из школы, а также воспитания в семье, подверженной различным рискам.

Такая специфика контингента предопределяет и особенности деятельности педагогического коллектива: школа должна помочь нестандартно социализирующейся личности как можно быстрее вернуться с периферии социальной жизни.

Не забывая о том, что школа и создавалась как институт социального развития, её педагогический коллектив и определяет ключевое направление деятельности как «Создание открытой образовательной системы, обеспечивающей условия эффективной социализации личности обучающихся», то есть

  • открытая школа – это образовательный институт, ориентированный на удовлетворение права гражданина на образование,
  • она должна создать новую образовательную ситуацию, ориентирующую на социальную защиту личности средствами образования,
  • она должна подтвердить, что открытое образование – это эффективный фактор преодоления социального исключения.

Это требует выявления скрытого или не реализовавшегося инновационного потенциала открытой школы, формулирования возможных направлений развития школы в организационном, содержательном, технологическом и управленческих аспектах, а, следовательно, создания Модели реализации потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения.

Социальное исключение (социальная эксклюзия) – проблема, которая затрагивает все стороны социальной жизни: политику, экономику, культуру. Не является исключением и сфера образования на всех уровнях, заканчивая образованием взрослых.

Социологи констатируют, что на макроуровне социальное исключение проявляется как дезинтеграция, сопровождающаяся разрывом социальных связей и потерей социальной сплочённости.

На уровне отдельных групп социальное исключение характеризуется прогрессирующей маргинализацией, обусловливающей экономические лишения и различные варианты социального и культурного неравенства.

Социальное исключение может сопровождаться различными дисфункциями (распад семей, бездомность, преступность и т.д.), а также возрастающей зависимостью определённых категорий молодёжи и взрослых от государственной поддержки.

К факторам риска, увеличивающим опасность социального исключения, относят: долговременную безработицу, низкую зарплату, воспитание в семье, подверженной риску, инвалидность, плохое здоровье, употребление наркотиков, алкоголизм, проживание в депрессивных районах и регионах, а также неквалифицированный труд, низкий уровень образовательной подготовки и ранний уход из школы.

Социальное исключение как научное понятие стало использоваться в 60-е годы ХХ века, когда послевоенное общество, достигнув определённого уровня социального благополучия, обратило внимание на группы, оставшиеся на периферии социальной жизни.

К концу ХХ века понятие «социальное исключение» наполняется новым содержанием. Оно стало связываться не столько с воспроизводством бедности (неравенства), сколько с разрывом социальных связей и кризисом идентичности.

Таким образом, социальное исключение, определяется как результат ослабления социальных связей, который в реальности узаконивает неравную способность индивидов приспосабливаться к быстрым изменениям. Следствием такого исключения становится «социальная дисквалификация».

В сфере образования социальное исключение проявляется как ограничение доступа определённых групп населения к образовательным ресурсам.

В настоящее время исключение в сфере образования могут инициировать такие явления как недостаточное количество вечерних (сменных) и открытых (сменных) школ, центров профессиональной подготовки, безвариативность форм получения образования, нарушение справедливости в выборе гибких форм и технологий образовательной деятельности личности.

Речь идёт не только о нарушении социальной справедливости, но и об  экономических последствиях влияния этих факторов, а именно, о снижении качества общего и профессионального образования, так как подъём экономики зависит в первую очередь не от элитарной школы, а от широкого массового доступного образования, дающего высокую и сверхвысокую квалификацию всем взрослым людям.

Большинство социологов рассматривают образование не только как важнейший механизм выравнивания изначального социального неравенства молодёжи и взрослых, продвижение по социальной лестнице, но и как условие их успешной интеграции в общество, как мощнейший социальный лифт.

На сегодняшний день таким своеобразным сверхмощным социальным лифтом является открытое образование, которое представляется наиболее демократичным, так как предоставляет возможность получать образование независимо от места проживания, возраста, состояния здоровья и других социально-демографических факторов.

Другим показателем открытого образования является максимальный учёт современных тенденций развития культуры общества, целенаправленная интеграция образования в общественные процессы.

В числе других базовых характеристик открытого образования называются: качество, опережающий характер, доступность, креативность.

В настоящее время  в  Муниципальном  общеобразовательном  учреждении «Открытая  (сменная)  общеобразовательная школа г.Надыма»  реализуются  следующие  проекты:

  • Проект по  организации  сетевого  взаимодействия  участников  образовательного  процесса «Школа – социум» (организация дистанционного обучения старшеклассников общеобразовательных школ Надымского района по программам профессиональной подготовки);
  • Проект  «Социальный  лифт» (Модель реализации  потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения);
  • Проект «Диверсификация IT – пространства Муниципального общеобразовательного  учреждения «Открытая  (сменная)  общеобразовательная школа г.Надыма»;
  • Проект «Электронные образовательные ресурсы через педагогический дизайн» (формирование  сетевого  педагогического  сообщества  по  созданию  и  использованию  эффективных  и  результативных  электронных  образовательных  ресурсов).

Создание  и реализация  данных  проектов  обусловлены  Программой  развития  школы  и  необходимость  создания  последующего  проекта  заложена  в  логике  реализации  предыдущего.

Модель реализации потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения включает в себя следующие модули:

Модуль I. Введение модели двухгодичного обучения для заочной формы получения образования на третьей ступени обучения наряду с уже существующей трёхгодичной (10-12 классы).

Обоснование целесообразности введения:

  • Продолжительность образования и качество образования – разные вещи. Линейной зависимости между ними нет.

В профессионально-технических лицеях, колледжах, училищах прохождение общеобразовательных программ организовано на первых курсах, то есть за два года, а в некоторых меньше;

  • Без ущерба здоровью, нормальному развитию личности в вечерней или открытой (сменной) школе невозможно заставить подростков (15-16 лет) или уже достаточно взрослых (20-21 год) молодых людей слушать то, что им не нужно, не интересно и с их точки зрения просто бессмысленно.

Для освоения государственного образовательного стандарта или для подготовки к ЕГЭ просто нет такой необходимости.

Например: разница в преподавании отдельных предметов в техническом и гуманитарном классах достигает 6-8 часов в неделю. В то же время выпускники обоих классов сдают Единый государственный экзамен

  • Молодые люди, приходящие в открытую (сменную) школу, как минимум один раз уже были потеряны дневными школами (или были «переведены», но потом тихо ушли). Возвращение к учёбе для них болезненно и трудно. И многим приходится буквально ломать уже сложившийся уклад жизни (самому старшему выпускнику 2010 года – 39 лет, 2011 года – 35 лет). Так что трёхлетнее обучение становится порой непреодолимым препятствием.
  • Норматив освоения программ в дневных школах обусловлен, кроме всего прочего, ориентацией на возрастные особенности детей, что в условиях открытой (сменной) школы легко корректируется. Известно, что третий пик активности приходится именно на вечер.
  • Получение среднего (полного) общего образования в открытой (сменной) школе обусловлено его необходимостью (по различным причинам). Обучающиеся сами приходят в школу. Обязательство в получении ими образования в большей степени несёт сама школа. Родители, любые другие институты воспитания играют здесь значительно меньшую роль.
  • Поскольку ввести двухгодичное обучение предполагается дополнительно к существующему традиционному трёхгодичному, то это нововведение никак не ущемит прав той части молодых людей (анализ показывает, что их одна треть), которых вполне устраивает традиционное трёхгодичное обучение. Эта группа делится на три части: инфантильная молодёжь, «плывущая по течению»; молодые люди, чётко знающие, зачем им не нужно торопиться, например, учёба в открытой (сменной) школе даёт отсрочку от армии; молодые мамы, для которых три года обучения вполне вписываются в нормальный ритм жизни.
  • Финансовая сторона вопроса: поскольку время обучения сокращается на одну треть, следовательно, финансирование уменьшается на одну треть.

Модуль II. Создание и деятельность школьного Клуба социальных инициатив «Возьмёмся за руки!»

Обоснование целесообразности создания и деятельности:

Если исходить из того, что социальное исключение связано с разрывом социальных связей и кризисом идентичности, то задача состоит в том, чтобы наладить социальное взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других.

Это приводит к:

  • зависимости человека от общества, от других индивидов,
  • возникновению устойчивых социальных связей,
  • взаимному устойчивому влиянию людей на поведение друг друга,
  • изменению социальных отношений.

А клуб – это общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий, то есть один из интересных и эффективных институтов социального взаимодействия.

Если учесть, что предполагается создание и деятельность школьного Клуба социальных инициатив, то это позволит придать социальному взаимодействию членов клуба более высокий, с точки зрения общественной значимости, уровень взаимодействия, а значит должно произойти «преломление» собственных социальных норм и ценностей через сознание человека и его реальное действие на основе осмысления этих норм и ценностей.

Модуль III. Создание и деятельность школьного дидактического театра «Своё лицо».

Обоснование целесообразности создания и деятельности:

  • Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива, что усиливает степень социального взаимодействия. Занятия в школьном театре, где возраст обучающихся 15-25 лет, могут и должны воспитывать у участников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.
  • Влияние любого вида искусства, в том числе театрального, на личность молодого человека неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это способствует саморазвитию личности молодого человека, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
  • Участие в театральных постановках позволит обучающимся, сформировавшимся в условиях отсутствия возможности получения позитивного социального опыта (например, из-за воспитания в семье, подверженной риску), получить новый позитивный социальный опыт, «примерить» на себя, не пережитые в жизни, социальные роли и, тем самым, быстрее и безболезненнее интегрироваться в социально благополучные группы.
  • Занятие театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, посещение выставок, концертов, подготовку афиш, программок билетов, подготовку и установку оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, свет, музыкальное сопровождение. Это совместная деятельность, которая предполагает высокую степень взаимной ответственности, взаимной зависимости, взаимного сопереживания, сотворчества, взаимной радости от успешного завершения совместного дела – всё это упрочивает социальные связи, даёт возможность получить положительный социальный опыт, осмыслить занимаемое место в социальной группе. Это новая самоидентификация, а значит, нет кризиса идентичности, нет разрыва социальных связей, а значит, и нет социального исключения.

Модули IV и V.  Лицензирование и реализация дополнительных к уже действующим образовательных программ профессиональной подготовки для обучающихся общеобразовательных школ и населения города Надыма и школ Надымского района.

Обоснование целесообразности:

  • Позволит обучающимся в условиях многовариативности выбора образовательных программ профессиональной подготовки соответствовать требованиям работодателей, позволит соответствовать собственным профессиональным предпочтениям и даст необходимый запас социальной защищённости.
  • Позволит «повысить стартовые возможности и жизненные шансы людей», проживающих на территории Надымского района, что соответствует Концепции окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».

Реализация проектов «Школа – социум» и «Социальный лифт» потребовала от педагогического коллектива школы решения новых задач, что предопределило появление проекта

«Электронные образовательные ресурсы  через  педагогический  дизайн»  (формирование  сетевого  педагогического  сообщества по  созданию  и  использованию  эффективных  и  результативных  электронных  образовательных  ресурсов).

  «Педагогический дизайн – область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учётом конкретного содержания курса и целевой аудитории».

Формирование сетевого педагогического сообщества по созданию и использованию эффективных и результативных электронных образовательных ресурсов (через педагогический дизайн) создаст необходимые условия для достижения этой цели.

Основная  цель  педагогического   дизайна - повышение эффективности и результативности учебных материалов, расширение когнитивных возможностей обучающихся, способствование увеличению объема и качества усваиваемой обучающимися информации.

            В процессе педагогического дизайна принято выделять пять последовательно идущих друг за другом этапов:

I.    Анализ потребности в образовательных ресурсах, постановка целей, задач и определение желаемых результатов.

II. Дизайн (планируется стиль оформления и разрабатываются проекты будущего электронного образовательного ресурса).

III.  Разработка (создание на основе дизайнерских проектов электронных образовательных ресурсов).

IV.  Реализация (электронные образовательные ресурсы используются в учебном процессе).

V.  Оценка эффективности (электронные образовательные ресурсы подвергаются опытной проверке и при необходимости корректируются).

Цель проекта:

создание условий для обеспечения эффективности создания и результативности использования электронных образовательных ресурсов через реализацию системы педагогического дизайна в специально созданном сетевом педагогическом сообществе.

Задачи проекта:

  • обеспечить педагогам Центра профессиональной подготовки школы и других образовательных учреждений Надымского района возможность получения знаний, позволяющих самостоятельно создавать и использовать полноценные электронные образовательные ресурсы (основы педагогического дизайна);
  • предоставить педагогам Центра профессиональной подготовки школы  и других образовательных учреждений Надымского района возможность (на основе полученных знаний) разработать электронные образовательных ресурсы по направлениям их профессиональной деятельности;
  • обеспечить эффективную реализацию созданных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;
  • оценить эффективность созданных электронных  образовательных ресурсов и при необходимости подвергнуть их корректировке.

Ещё один не менее важный проект  «Диверсификация IT-пространства» предусматривает внесение в Действующую модель IT-пространства школы следующих изменений:

  • изменение функциональной направленности сайта школы, превращение его в эффективный управленческий и образовательный инструмент;
  • функционирование виртуального методического кабинета школы и его терминалов;
  • увеличение количества работающих на информатизацию школы персональных сайтов и блогов  учителей-предметников и мастеров производственного обучения;
  • включение в Диверсифицированную модель IT-пространства школы трёх новых модулей: «Конкурентоспособный ученик», «Педагог-профессионал в сфере IT-технологий», «Школа – открытая для общества».

Таким образом, вся проектная деятельность педагогического коллектива Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма» за последние три года по сути является социальным проектированием с целью использования потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения.

 

сопровождение методистом дистанционного обучения в рамках проекта ШКОЛА-СОЦИУМ
сопровождение методистом дистанционного обучения в рамках проекта ШКОЛА-СОЦИУМ
Сессия
Сессия
заседание Клуба социальных инициатив в рамках проекта СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ
заседание Клуба социальных инициатив в рамках проекта СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ
 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт