Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Сохранение культурной идентичн...

Сохранение культурной идентичности нации в работе с детьми дошкольного возраста


Макаренко Элла Тагизовна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»
г. Ноябрьск

Русская нация обладает сложной многовековой историей,  исторически определившейся территорией  поселения, языком,  культурой. История развития русского народа – это история становления, развития под влиянием разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.

Историко-культурные особенности русского этноса, являющегося титульной нацией в Российской Федерации, сложились в ходе многовековых экономических, политических, культурных и межнациональных контактов с другими этносами. История и культура русских составляют часть европейской и азиатской цивилизаций.

Культура  России исторически формировалась  под воздействием Православия, и  все её сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Постоянно взаимодействуя с представителями других культур Азии и  Европы, русский народ пронёс и сохранил свои этнокультурные особенности: язык, обычаи, обряды, традиции, духовно-нравственные ценности.

Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен – православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности.

Христианская этика в течение веков выстраивает человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Определённая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т. д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.  Отмечая важность национальных духовных ценностей для понимания особенностей национальной культуры, Н. А. Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы».

Православная  Церковь объединяет народ в будни  и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы всеобщего созидания и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного и общественного устройства, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.

«К  числу первичных, основных свойств  русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, – пишет Н. О. Лосский, – она поддерживается и углубляется  исканием абсолютного добра и  связанной с нею религиозностью народа».

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям  на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое сохранило бы свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и мы видим, что отказ от Православных ценностей  привёл сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность определённой части  общества. Сейчас при внешнем кажущемся изобилии весь мир вступает в эпоху глобальных дефицитов, начиная с дефицита природных ресурсов, земли, воды, чистого воздуха и чистых продуктов, заканчивая дефицитом Веры, Любви, Добра... 

Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у русских на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для русской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации.

Потребность в воспроизводстве и развитии языка, русской культуры в современных условиях, в сохранении собственной идентичности и росте числа этнических русских стимулируют общественность коренного населения страны к  поиску решения  возникающих задач в названных направлениях.

Что можем сделать мы, педагоги дошкольных учреждений?

Всё начинается с детства, с рождения.  Дошкольный возраст – важный и сложный период, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность, успех становления которой зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы духовности и нравственности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, театрализация, слушание музыки и пение.

Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его судьбу… Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет педагогов-дошкольников пересмотреть содержание, методы и формы работы с детьми. Приобщение к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить у дошкольника такое интегративное качество, как общая культура личности.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворённость.

Содержание, основанное на культуре православия, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности и  в различных видах  деятельности детей  в течение  дня, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста в семье, когда мать  напевает колыбельную, приговаривает потешку, прибаутку во время кормления или одевания. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших и родителях формируют у дошкольников основу гуманизма.

Приобщение  детей к русской культуре  идёт через  русские народные сказки, притчи, сказания, былины, прослушивание  в аудиозаписи русских  народных песен, знакомство  детей с предметами народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, матрёшкой, хохломскими росписями. Хорошо, когда в детском саду создана  комната  или уголок русского быта для проведения образовательной деятельности. Среда музея поможет  детям погрузиться в мир народной культуры, тесно связанной с христианством, лучше понять корни православных традиций.

Воспитание  ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогает  ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе  прогулок и экскурсий, посещения выставок и музеев.

Особое место отводится знакомству  дошкольников с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества: «С родимой земли умри не сходи». «Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит» «Один в поле не воин» «Храбрость города берёт».

Любовь к родине (патриотизм) – духовно-нравственная основа жизнеспособности государства, которая  выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания  России.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить с могучим деревом, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Важный этап развития гражданского самосознания – изучение  этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению и  социализации. Российская гражданская идентичность – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, который изучает культурные богатства своей страны и многонационального его народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, разрабатываемые и реализуемые образовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

Содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, хранимые в семейных традициях  народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных взаимоотношений.

Россия,  её многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа – вот традиционные источники нравственности и патриотизма.

Использование народно-православного календаря в жизни детского сада, помогает упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т. д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребёнка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это даёт удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться. В процессе правильно организованной педагогом образовательной деятельности ребёнок не только соприкасается с нравственными, духовными ценностями, бытующими в данной культуре, но происходит формирование своих собственных представлений об этих ценностях в процессе самостоятельного творческого поиска. Одним из самых благоприятных и органично воздействующих на сознание ребёнка факторов формирования представлений о духовности и нравственности является интеграция познавательных видов деятельности: познавательной, музыкально-художественной, театральной и др. Успех образовательной работы обеспечивается тесным взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в совокупности с музыкально-художественным развитием.

Работа должна быть основана на социально-педагогическом партнёрстве с семьями воспитанников. Согласованность в деятельности музыкального руководителя, воспитателя и семьи обеспечит последовательность и преемственность педагогического воздействия, поможет в развитии духовной сферы ребёнка.

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

– «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников» (автор Алексеева Г. Г.) (Саратовская епархия);

– «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» (автор Алексеева Н. М.) (Оренбургская епархия);

– Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);

Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А. В. Бородиной (разработчик учебных курсов "История религиозной культуры" и "Основы православной культуры"). В её программе собраны религиозные  и культурологические знания, духовные и национальные корни, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо: здесь есть любовь – любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории. И вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере человек смотрит на другие религии и понимает, почему более тысячи лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор.

Список литературы и интернет-ресурсов

1.     Анисимова В. А., Балбекина Н. А. // Педагогическое мастерство: материалы V межд. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 132–133.

2.    Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2007.

3.    Кусова М. Л., Чиликова И. А. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников/ Начальная школа. – № 6 2014. – С. 30-33.

4.    http://batfx.com/lofiversion/index.php/t5322.html



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт