Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Социально-педагогические услов...

Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Катаева Елена Владимировна,

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

с. Салемал, Ямальский район

 

Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления,

 острят его ум и смягчают сердце.

 Теккерей У.

Чтение – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации, читая, мы не только расширяем кругозор и повышаем эрудицию, но и воспитываем в себе нравственно-духовные качества личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в наше время очень актуальна. В связи с этим работа школьной библиотеки направлена на развитие основных направлений воспитательной компоненты, а так же воспитания духовно-нравственного развития через такие формы работы, как формирование духовно-нравственных качеств личности, развитие толерантности; формирование гражданско-правового и патриотического сознания; профессионально-трудовое воспитание; интеллектуальное воспитание; работа с творческими и одарёнными детьми; пропаганда семейных ценностей.

Школьная библиотека – это место коллективного мышления и творчества, центр грамотности по формированию читательских навыков, место неформального общения, где можно полистать энциклопедии и журналы, воспользоваться медиатекой, встретиться с друзьями по школе, обсудить с подругой любимую книгу или просто поделиться впечатлениями от прошедшего на днях мероприятия, зайти за компанию с другом и увидеть, что-то такое интересное, за чем обязательно захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку не только для обучающихся, но и для педагогов и работников образовательного учреждения. В какой-то степени библиотека – это место эмоциональной разгрузки.

Библиотека совместно с педагогами и активом школьной библиотеки с первого учебного дня привлекает внимание к главной задаче – духовно-нравственному воспитанию, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей страны, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.

Работа начинается с самого первого учебного дня. В День знаний ребята с большим желанием участвуют в таких интерактивных площадках, как «Северная земля моя» (зарисовки родного края из произведений и из личного опыта, где происходит «погружение» в этнокультуру), «Голубь мира» (изготовление и украшение территории к празднику в рамках праздничной программы «Россия – Родина моя!»), акция «Живая книга», организованная школьной библиотекой и др. (Приложение 1).

Изучению творческого наследия русского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачева, интеграции его идей в современную жизнь способствуют тематические уроки: «Письма о добром», «День памяти Д. С. Лихачёва», виртуальные книжные выставки «Дмитрий Сергеевич Лихачёв – совесть русского народа», «Великое наследие», а также обсуждение с детьми писем известного академика (Приложение 2).

После изучения взглядов и убеждений знаменитого автора все больше школьников стали отмечать для себя величайшие духовные ценности человечества, красоту окружающего мира, нравственные и духовные качества человека.

Сформировать представление о гордости и гордыне, о подвиге и самопожертвовании человека, а также дать представление о художественном мире на примере одного из «классиков», помог разработанный сотрудником школьной библиотеки совместно с учителем русского языка и литературы бинарный квест-урок для 10 класса (библиотечный урок + литература) «Раннее творчество М. Горького» (Приложение 3).

В практике работы школы-интерната применяется еще одна форма привлечения детей к чтению и формированию читательской компетенции как средства духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся – образовательная зона «Аптека души», которая расположена на территории зимнего сада (Приложение 4).

Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык.  В связи с этим праздником работниками школьной библиотеки организовываются тематические мероприятия: уроки славянской письменности «Познай самого себя» и «Быть или иметь?»; уроки-практикумы «Начало славянской письменности» и «Роль книги и чтения»; библиотечные часы «День славянской письменности» и «Как противостоять сквернословию?»; тематические книжные выставки «Языкознание для всех», «Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий» и др. (Приложение 5).

 Все мероприятия направлены на расширение социального опыта подростка посредствам родного языка, развитие гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника, воспитание чувства гордости за историю Отечества и становление русского языка.

Православная культура является историческим ядром традиций русской культуры, играет большую роль в жизнеустройстве нашего общества, семьи и человека, формировании нашей духовности. Именно поэтому в школьную библиотеку был приглашен Иерей Иоанн местной религиозной организации православного Прихода храма блаженной Ксении Петербургской села Яр-Сале Ямальского района. Иоанн рассказывал ребятам 3-7-х классов о православных книгах. Обучающиеся обзорно познакомились с такими богослужебными книгами, как «Библия», «Часослов», «Псалтирь». Также школьники узнали об исторических книгах «Житие Святых», «Как Русь стала православной», «Святой Александр Невский» и др. Работа с православным календарем позволила обучающимся узнать об истории собственного имени, его происхождении.

Иерей Иоанн говорил с ребятами и об основных православных праздниках. В течение беседы школьники получили исчерпывающие ответы на свои вопросы, обсудили проблему дальнейшего выбора профессии на примере из жизни Иерея Иоанна.

Интересными образовательными событиями стали показ православного мультипликационного фильма «Твой ангел хранитель», созданный активом школьной библиотеки, и выпуск гуманитарной группой 10 класса электронных литературных газет «Детям о православии», «Как князь Владимир Русь крестил, и как православная вера пришла в Россию» и др., повещенных духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Библиотека собрала педагогов и обучающихся на выставку духовно-нравственной литературы «В начале было Слово…», а в рекреации образовательного учреждения ребята смогли увидеть выставку-презентацию «Храмы России». Через радиопередачу обучающиеся узнали об истории возникновения праздника, о первопечатниках Иване Федорове и Петре Мстиславце, о первой печатной книге «Апостол» и ее достоинствах.

Для формирования православной культуры у самых маленьких участников образовательного процесса – будущих первоклассников – в школьной библиотеке было организовано знакомство воспитанников МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка» (подготовительная группа) с детской Православной литературой: «Библейские рассказы для малышей», «Библия для детей», «Твой ангел хранитель», «Православные праздники в картинках», а в завершении будущим первоклассникам был продемонстрирован развивающий мультфильм «Сотворение мира - Детская Библия».

Для обучающихся школы-интерната работники библиотеки провели благотворительную акцию «Подари книгу ребенку». Ребята могли взять любую книгу или журнал, оставить ее себе либо отдать нуждающимся. Активисты первичной организации РДШ «Морская флотилия» отправились к многодетным семьям и пожилым людям, чтобы сделать доброе дело – подарить книгу! (Приложение 6).

Тематика мероприятий ежегодно меняется, но всегда они привлекают участников культурно-образовательной направленностью, позволяют сплотить в единое действо детей и взрослых. Все проведенные мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В своей работе школьная библиотека практикует развитие духовно-нравственного воспитания и гражданско-правового и патриотического сознания обучающихся через методы индивидуального и массового руководства чтением.

Основными формами деятельности являются книжные выставки, обзоры литературы, беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные игры. При этом акцент делается на те формы работы, где ребенок готов слушать собеседника и вести диалог, аргументировать собственную точку зрения и оценку событий. Примером тому являются литературные игры «Мой литературный герой», «Кто, если не я?!» и др. (Приложение 7).

Проведенные в школьной библиотеке тематические уроки, профориентационные занятия, беседы, книжные выставки, способствуют реализации профессионально-трудового воспитания.

 Профориентационная игра «А вот и Я» направлена на модулирование некоторых ситуаций при поступлении в учебное заведение или приеме на работу и готовности будущих абитуриентов к подобным ситуациям. А проведенный урок «Работа библиотекаря – это интересно?» способствовал расширению знаний учащихся о профессии библиотекаря и повышения престижа этой профессии (Приложение 8).

В школе-интернате сложилась система работы с творческими и одарёнными детьми. Неоценимую помощь в этом оказывает школьная библиотека. Интеллектуальное воспитание осуществляется через такие формы работы, как каникулярные школы, семейные гостиные, акции и др. В соответствии с вызовами времени школьная библиотека превращается в лабораторию активного познания. Так, в целях реализации регионального проекта «Азбука Арктики» ребята из 4-х школ Ямальского района объединились вместе для создания творческих проектов. По итогам работы ребята презентовали свой проект, кратко рассказали об используемых техниках, сюжетной линии, обозначили проблемы, с которыми столкнулась команда, и в завершении на большом экране продемонстрировали созданные видеосюжеты (Приложение 9).

Чтобы пробудить в ребенке благодарность к природе, нужна систематическая работа по воспитанию экологической культуры. Такая работа в библиотеке ведется на протяжении всего учебного года, проводятся различные мероприятия: урок чистоты «Природа не прощает ошибок», беседа «Какие законы экологии нарушены?», книжные выставки «Природа не прощает ошибок», «Охранять природу – значит охранять Родину», «SOS! Экология в опасности», акции «Скворечник ждет новоселов!» и др.

Одним из ярких образовательных событий стал школьный тимбилдинг «Чтение с увлечением!». Участники тимбилдинга – обучающиеся – под руководством заведующей библиотекой создали мультипликационный фильм «Белый должен жить!» с целью освещения проблем экологии и привлечения школьников к чтению. Ребята ответственно отнеслись к своему делу, над созданием мультфильма группа работала в течение нескольких дней. Своим мультфильмом ребята осветили актуальную проблему загрязнения острова Белый. Лапцуевский герой Едэйко, перенесенный с книжной полки на «большой» экран, самоотверженно борется с загрязнением на острове, тем самым показывая, что не нужно ждать, когда это сделает кто-то другой, надо начать самим! Этот мультипликационный фильм занял I место в окружном конкурсе социальной экологической рекламы «Чистый мир» в номинации «Социальный видеоролик» (Приложение 10).

Партнерство библиотеки и семьи – эффективный путь приобщения ребенка к чтению и формирования у него читательской компетентности. Школьная библиотека стремится помочь семье воспитывать ребенка с помощью книги, дать семьям то объединяющее начало, которое заложено в чтении, подчеркивая значимость книжной мудрости.

Так, с целью популяризации творчества русских писателей, формирования читательской компетенции, привлечение внимания семьи к чтению, укрепления живой связи поколений в библиотеке Салемальской школы-интерната проводятся литературные праздники, например, «В библиотеку всей семьей». В атмосфере доброты и творчества семьи участвуют в разнообразных мероприятиях праздника и выполняют различные конкурсные задания.

Совместно с социальными партерами (департамент по труду и социальной защиты Ямальского района) в рамках Международного Дня семьи в школе-интернате был проведен семейный литературный праздник (Приложение 11). В конкурсных мероприятиях праздника приняли участие самые активные читатели начальной школы и их родители. Все семьи, как победители, так и участники, были награждены ценными призами и дипломами.

Еще одной формой работы школьной библиотеки, направленной на развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся, являются Громкие чтения. Эти чтения дают возможность показать школьникам то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, просмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. После прочтения произведения организуется обсуждение книг.

В 2016 году громкие чтения для учащихся 1-5 классов были проведены в школьной библиотеке совместно с родительской общественностью по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Барто и других детских писателей. Старшеклассники читали произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Д. С. Лихачева «Письма о добром». В 2017 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом экологии, для обучающихся 5-8 классов прошли чтения произведений И. С. Тургенева «Бежин луг», для 10-11 классов – В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». Громкие чтения в 2017 году воплотились в новую форму – социальный проект «Читающий Салемал». К школьникам присоединилась общественность – представители Администрации МО с. Салемал, салемальской казачьей общины, депутат Районной Думы.

При организации мероприятий школьная библиотека осуществляет сетевое, межведомственное взаимодействие с организациями культуры, досуга, здравоохранения и др. (ГОУ СПО «Тобольский медицинский колледж имени Володи Солдатова», ГБУ «МВК имени И. С. Шемановского», Региональная общественная организация «Ассоциация детских и молодёжных общественных объединений Ямала», ГТРК «Ямал» и др.).

Социальное партнерство с филиалом МБУК «Ямальская централизованная клубная система», Салемальским Домом культуры и муниципальной библиотекой способствовало проведению мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности. Так, в рамках мероприятия «Ночь искусств» педагогическими работниками школы и сотрудниками школьной библиотеки для населения были организованы мастер-классы «Мои любимые книги», «Необычное в обычном», «Дело мастера боится» и др.; в рамках Фестиваля дружбы народов участники презентовали национальные обряды, традиции, обычаи и т.д. (Приложение 12).

Актив школьной библиотеки принимает участие в формировании духовно-нравственных качеств личности, гражданско-правового и патриотического сознания, а именно участвует в подготовке мероприятий, проводит агитационную работу среди сверстников по популяризации чтения произведений классиков. На основании опроса, проведенного среди участников образовательных отношений выяснилось, что особо запомнилась работа актива школьной библиотеки в проведении акций «Живая книга», «Библиотека вне стен» (на переменах в течение дня ребята, перевоплотившись в сказочных персонажей, рассказывали о книгах; посетили организации села, пропагандировали книги среди односельчан), «Книжкина больница» (организация младших школьников на ремонт книг). При подготовке к библиотечным урокам ребята подбирают материал, выступают с докладами, сообщениями как перед младшими школьниками, так и в системе «сверстник – сверстнику» (Приложение 13).

Особое внимание в школе-интернате уделяется публичному поощрению актива школьной библиотеки и лучших читателей, которые в рамках праздника «За честь школы» награждаются грамотами и ценными призами в номинации «Лучший читатель». Это мотивирует других ребят к чтению художественных произведений, в том числе не предусмотренных учебной программой (Приложение 14).

Таким образом, библиотека дает возможность найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что, в свою очередь, всегда положительно влияет на образовательный процесс в целом. Деятельность библиотеки в развитии и формировании духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся носит постоянный характер и строится как через традиционные мероприятия, так и через активные, практико-ориентированные методы и формы работы.

Школьная библиотека Салемальской школы-интерната ведет активную работу по развитию и расширению новых форм и методов работы, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся и воспитанников. Одной из перспективных форм становится информационно-ресурсное обеспечение, которое является кооперацией с библиотечными системами Ямальского района, автономного округа и страны, что позволит создать единую систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, а также организовать доступ к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам. В связи с этим планируется разработка проекта «Читать сегодня снова модно!»; в настоящее время ведется работа по заключению договоров, соглашений с библиотечными системами.

 

Список литературы

  1. Официальный сайт Салемальской школы-интерната [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.salemalmoshi.edusite.ru/
  2. Алфеев И., игумен. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. – М., 2000.
  3. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И Гендина, Н. И Колкова, И. Л Скипор, Г. А Стародубова. – М.: Школьная библиотека. – 2002.
  4. Студеникин М. Т.        Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2016.
  5. Психологические особенности работы с читателями. Этика библиотекаря: консультация / Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека им. М. Шолохова»; Инновационно-методический отдел; сост. Е. Ю. Елисеева, Г. В. Копанева. – Аксай, 2009. – 8 с.
  6. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravenc.ru/.
  7. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://constructorus.ru/aforizmy/tsitaty-i-aforizmy-o-chtenii.html.
  8. Официальный сайт ОУ / Школьная библиотека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://biblio.salemalmoshi.edusite.ru/p15aa1.html.
  9. Особенности преподавания курса «Основы православной культуры» в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/osobiennosti-priepodavaniia-kursa-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-v-nachal-noi-shkolie
  10. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://college.ru/pages/51-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachal-nogo-obshego-obrazovaniya.html


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт