Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Совершенствование навыков само...

Совершенствование навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках русского языка в основной школе


Жулина Л.Ф.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 2»,

г. Муравленко

 

Изменения, происходящие в сфере образования на современном этапе, вызваны потребностью общества в новом социальном заказе – подготовке личности, «умеющей учиться», т.е. самостоятельно управлять своим познанием, а именно: умеющей планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку на разных этапах обучения.

Очевидно, что от способности обучающегося к самооценке и далее к самоанализу зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности. Это эффективный метод контроля и оценки, поскольку деятельность осуществляется самим обучающимся, а свобода выбора очень важна для подростка, что способствует развитию таких личностных качеств как умение мыслить критически, активно и целенаправленно познавать мир, умение работать в сотрудничестве.

Следует отметить, что у каждого преподавателя свои методы и приёмы формирования и совершенствования навыков самооценки и самоконтроля. Мы считаем, что грамотно построенный урок и подобранные задания для уроков самоконтроля и самооценки дают возможность подростку продемонстрировать результат уровня успешности овладения данной темой, получить одобрение результатов со стороны сверстников и отрефлексировать результаты в оценочном листе.

Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных оценочных инструментов учитываются программа и требования стандартов образования. При правильном определении целей достижения образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть скорректировано в процессе последующего обучения. Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативная, чем это позволяют традиционные отметки. Такой подход более трудоёмкий, чем выставление отметок, но именно он обеспечивает решение задач современного образования.

Оцениванию не подлежат темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и обучение ребенка процессу самоанализа и самооценки, причем самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке[1].

Предлагаем ознакомиться с некоторыми авторскими инструментами оценки.

 

Таблица 1. Карта самооценки.

Класс: 7

Тема: «Наречие».

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: данная карта использована при подготовке к контрольной работе по теме «Наречие». Самоконтроль и самооценка позволяют обучающимся проанализировать не только свои достижения или допущенные ошибки в работе, но и действия, направленные на принятие самостоятельных решений в продвижении и ликвидации проблем.

 

Карта самооценки

Часть А

Критерии

Слитное/ раздельное написание наречий

-НН-

-Н- в наречиях

«не» с наречиями

Суффиксы –О, -А в наречиях

Е-О после шипящих

Дефисное/ слитное написание наречий

Я знаю и умею применять правила орфографии по теме «Наречие»

           

Поставь знаки «2», «1» или «0» в соответствующем столбце согласно критериям:

«2» – умею выполнять данные действия в различных ситуациях;

«1» – умею, но не уверен, что могу выполнить это действие в других ситуациях;

«0» – не умею выполнять данные действия

Часть В

Я умею извлекать нужную информацию из текста

Умею работать с полученной информацией(грамотно писать наречия, употреблять в речи)

Поставь знаки «2», «1» или «0» в соответствующем столбце согласно критериям:

«2» – умею выполнять данные действия в различных ситуациях;

«1» – умею, но не уверен, что могу выполнить это действие в других ситуациях;

«0» – не умею выполнять данные действия

Мои дальнейшие действия

 

Таблица 2. Лист самодиагностики

Класс:8

Тема: «Грамматическая основа предложения».

Тип урока: урок решения частных задач.

Рекомендации к использованию: лист самодиагностики используется на завершающем этапе урока решения частных задач. Работая с ним, учащиеся анализируют свои действия, оценивают уровень подготовки и фиксируют вывод.

Критерии самодиагностики

да

нет

Я легко нахожу… (подлежащее и сказуемое)

   

Я понимаю… (что такое грамматическая основа предложения)

   

Я могу составить…(схему простого и сложного предложения)

   

Я участвовал в рабочем диалоге (при обсуждении способа нахождения сказуемого)

   

Я самостоятельно формулировал…(задачи работы группы)

   

Мне было интересно…(работать в группе….)

   

 

Таблица 3. Оценочный лист

Класс: 8-9.

Форма урока (занятия): урок-консультация.

Рекомендации к использованию: на занятии обучающиеся должны получить возможность оценивать свои работы в соответствии с определенными критериями.

После анализа работ оценочный лист используется при оценивании умения писать сжатое изложение по критериям:

Критерии

Самооценка в баллах (подчеркнуть)

Оценка эксперта

Передача основного содержания текста с отражением всех важных микротем (ИК1)

2,1,0

 

Применение приёмов сжатия текста (ИК2)

3,2,1,0

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, в работе нет нарушений абзацного членения (ИК3)

2,1,0

 

ВЫВОД:

У меня получается ____________________________________

Нужно поработать над _________________________________

Нужна помощь при ___________________________________

 

Когда нами были апробированы уроки самоконтроля и самооценки, мы задумались над тем, имеет ли смысл проводить специальные уроки самоанализа образовательных достижений и проблем обучающихся по итогам изучения крупной темы или учебного периода? И пришли к мысли, что самоанализ– конечный образовательный результат. Он включает в себя самоконтроль, самодиагностику, осмысление затруднений и самооценку. То есть логично проводить уроки самоанализа после изучения раздела, блока. Но делать это можно лишь в том случае, когда обучающийся прошел все предыдущие этапы самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений, самооценки. Основы всего перечисленного выше закладываются в начальной школе, развиваются в основной школе. Тогда в результате выпускник основной школы будет способен анализировать собственную деятельность, находить причины неудач и уметь определять пути исправления ошибок.

По нашему мнению, уроки самоанализа должны заменить проводимые всеми нами традиционные уроки работы над ошибками после контрольных работ. Дело в том, что такие уроки не соответствуют современным запросам, требованиям ФГОС, не влияют на развитие умения анализировать собственную деятельность и причины неудач. Например, на русском языке после контрольных работ традиционно группируем ошибки, анализируем, приводим подобные примеры – это проведение анализа ошибок, но не деятельности.

Таким образом, урок самоанализа должен стать местом осмысления обучающимися своих собственных затруднений. В результате осмысления затруднений им намечаются пути выхода из проблемной ситуации: индивидуальные консультации (я + учитель), факультативы, работа в группах (я + группа), самостоятельная работа (я сам).

Одним из способов фиксации продвижения является индивидуальный план работы, где зафиксированы результаты.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт