Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Современная история возрождени...

Современная история возрождения Православия в Ямало-Ненецком автономном округе


Макаревич С. А.
заместитель директора по методической работе
МБОУ ДОД ДШИ
г. Муравленко

Макаревич С. А.,

 заместитель директора по методической работе

МБОУ ДОД ДШИ,

Муравленко

 

Современная история возрождения Православия в Ямало-Ненецком автономном округе

По словам Святейшего патриарха Кирилла «прошло 20 лет с тех пор, как началось грандиозное возрождение Православия. Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей, это учебные заведения, больницы, социальные центры, школы для взрослых и для детей. Это то, что действительно мог сделать только народ» (1).

Учреждения дополнительного образования, в частности Детская школа искусств, на современном этапе истории Возрождения Православия располагают большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности.Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание человека нравственности и культуры.

Мы, преподаватели Детской школы искусств г. Муравленко, в своей работе по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей постоянно обращаемся к духовной культуре. Мы обращаемся к духовной культуре, духовному искусству потому, что оно согрето любовью к людям, обращено к душе человека и одновременно соединяет человека с окружающими людьми, природой, Вселенной. Духовное искусство воспевает красоту мыслей, чувств, поступков человека, и мы подходим к нему с позиции его эстетического и нравственного воздействия.

Приобщение детей к духовной культуре начинается с самого раннего возраста в 5-7 лет на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ. Детство – уникальный период в жизни человека, когда происходит формирование физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, создание предпосылок для формирования личности  ребенка, ее базовой культуры.Об этом так пишет отец Александр Ельчанинов: "Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста?В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека» (2).

Важнейшим фактором обучения в это время становится практическая, творческая и игровая деятельность, а мощным стимулом активизации чувств является обращение к народному фольклору, знакомство с обычаями наших предков, православной верой славянского народа.

Знакомство с православными праздниками Рождества Христова, Крещения Господня, Масленицы, Пасхи, Вознесения происходит в ходе моделирования игровых ситуаций, бесед детей и преподавателей, гдеобсуждаются традиции и обычаи праздников, на уроках ИЗО дети мастерят сувениры, на уроках музыкиразучивают колядки, песни. Вот некоторые темы занятий: «Ноев ковчег» -занятие поизобразительному искусству, где дети рисуют, лепят, раскрашивают фигурки зверей, птиц; «Свеча – просьба к Богу» - беседа о смысле свечей в церкви, практическое занятие - дорисуй огонек свечи; «Святитель Николай – чудотворец» - беседа о святом; «Раз в крещенский вечерок» - театрализация крещенских обрядов; «Масленица широкая» - театрализованное внеклассное мероприятие для детей и родителей; «Святая Русь» - беседа о русских богатырях ко Дню защитника Отечества и др.

Значение содержания и приемов, избирательно почерпнутых из детской игровой, музыкальной и художественной народной культуры, состоит не только в их смысловом напутственном содержании, но также и в том, что именно они способны затрагивать сферу чувств. Ведь в основе впечатления лежит как раз не формальное знание, но эмоционально-смысловой отклик.

Большую роль в формировании личности учащегося играет православная культура на отделении изобразительного искусства. Изобразительное искусство исторически соединено с церковью и верой. В беседах о зарождении профессионального искусства обязательно идет речь о значении церкви в этом процессе в эпоху Средневековья. Изучаются традиции русской иконописи на произведениях Андрея Рублева, Феофана Грека,   вершины зодческого искусства - храмы, соборы, кремли.  Освещая традиции русского передвижничества, нельзя обойти работы великих русских живописцев на библейские сюжеты: Крамского, Васнецова, Некрасова, Нестерова, Иванова. Рассказывая о православных праздниках – Рождестве, Крещении, Пасхе и других, – продолжаем знакомить детей с картинами великих художников, среди которых и картина А. Иванова «Явление Христа народу». Полученные знания, эмоциональное восприятие увиденного и услышанного вызывает у детей творческое вдохновение, они с большим интересом выполняют работы на такие темы, как «Пейзаж с храмовой архитектурой», «Православные праздники».

В содержании раздела «Декоративно-прикладное искусство» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, сохранять и развивать народные традиции, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства придают детям представление народа о красоте, добре. В образовательных программах обязательны темы «Хохлома», «Гжель», «Вятская игрушка». Дети охотно рисуют на разделочных досках в различных техниках, лепят из соленого теста, глины, одним словом, ищут свой стиль, в полной мере раскрывая имеющийся творческий потенциал, вкладывая душу в каждое изделие, которое приносит радость другим людям.

Большую роль в формировании личности учащегося детской школы искусств играет  знакомство с образцами духовной музыки. Нельзя не сказать о том, что зарождение профессионального музыкального искусства так же неразрывно связано с традициями православия. Все музыкальное хоровое искусство стоит на знаменном распеве, зародившимся в монастырях. Первая нотная запись связана с именем итальянского монаха Гвидо де Аренцо. В России первая музыкальная школа, открытая Балакиревым, была хоровая, где главным было практическое овладение многоголосным пением, так славившимся в православной среде.

Первое знакомство с традициями православия на отделении музыкального искусства происходит в курсе «Слушания музыки», в 1 классе, изучая тему  «Колокольность». Рассматривая звучание колокола как музыкальный звук, преподаватель подводит детей к понятию духовной музыки. В дальнейшем учащиеся встречаются с пьесами П.И. Чайковского из «Детского альбома» - «Утреннее размышление», которое полностью построено на мотиве Шестого гласа Литургии, и «Молитва» как прообраз душевной тишины и сосредоточенности. Затем учащиеся встретятся с одним из самых гениальных сочинений П.И. Чайковского - Увертюрой «1812 год», где лейтмотивом проходит тема «Боже, царя храни» и другие темы из Литургии.

В старших классах учащиеся прикасаются к произведениям Рахманинова, насквозь пропитанными и  колокольностью, и мотивами знаменных распевов, темой Dies Ire - средневековой похоронной секвенции, которая присутствует во многих его сочинениях (всех трех его симфониях, в Симфонических танцах, в Острове мертвых, в Рапсодиях на темы Паганини и Корелли).

В отношении образовательном духовная музыка, помимо знаний певческих и музыкальных, сообщает большое количество сведений литургических, исторических и литературных, а так же на эмоциональном уровне помогает понять значение больших и важных событий, повлиявших на историю православного народа. 

Подтверждение этих мыслей и понимание духовной музыки как особого направления искусства и культуры находим в одной из статей известного русского педагога С.А.Рачинского, который писал: «Тому, кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки» (3). Таким образом, Рачинский, давая разностороннюю оценку духовной музыки, выделяет в первую очередь красоту древних церковных песнопений, их строгое величие и указывает на знание духовной музыки, как на путь к постижению высших творений Баха, Палестрины, Моцарта, Бетховена, Глинки…

Приобщая учащихся школы к духовной музыке, педагоги-музыканты руководствуются принципом параллели духовной музыки и русской музыкальной классики, а также духовной музыки и народного музыкального творчества. Этот принцип обусловлен особенностями исторического развития духовной музыки, которая является частью русской музыкальной культуры. Поскольку духовная музыка является одним из стержневых направлений в обучении детей, то русская музыкальная классика и народное творчество будут ее окружением. Принцип параллели позволяет ввести в урок духовную музыку через духовные образы в русской классике и в народном творчестве. Это дает возможность знакомить детей не только с духовной музыкой, но одновременно и с разными сторонами жизни народа, его бытом и культурой. Одним детям ближе и понятнее будут духовные образы в русской опере, другим – в народном духовном стихе, третьим – церковная музыка в ее изначальном звучании.

Участие детей и преподавателей в городских мероприятиях, посвященных православным праздникам: концерт и конкурс художественного детского творчества «Радость Рождества» и Открытый городской Пасхальный фестиваль народного творчества «Пасха Красная», а так же традиционное участие учащихся отделения эстрадно-джазового искусства в конкурсах патриотической песни: «Дорогами поколений», «Димитриевская суббота» дает возможность творческим коллективам школы приобщиться к произведениям православного содержания, проникнуться духом церковных праздников, принять непосредственное участие в сохранении традиций, сохранении памяти о воинах, погибших при защите Отечества. В исполнении хора преподавателей, ставшим Лауреатом 2 степени, в Дни праздника Пасхипрозвучали такие произведения как «Слава Отцу и Сыну», «Тебе поем»Д. Бортнянского, в исполнении учащихся музыкального отделения, детского хора, ставшего Лауреатом 1 степени, прозвучали произведения «Святой родник», «Аве Мария», «Христос воскрес».

Более 40 воспитанников Детской школы искусств, среди которых солисты, танцевальные коллективы, учащиеся отделения изобразительного искусства приняли участие в городских и Окружных Пасхальных фестивалях народного творчества, награждены подарками и дипломами победителей в различных номинациях и возрастных категориях.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жесткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг. Приобщая детей к духовной культуре, к духовной музыке, педагоги наполняют душу ребенка любовью, добротой по отношению к окружающему миру и людям, потому что духовность есть высшее проявление красоты и гармонии. И это качество характерно как для религиозной, так и для светской культуры и искусства.

Гармония цвета в природе, живописные полотна, гармония в звуках духовных песнопений, в песнях патриотического содержания, традиции народа, вера, заложат в душе растущего человека свои положительные расточки, которые послужат на благо своей семьи, общества, пусть не у всех, но у кого-то – обязательно.

Список литературы:

1.    http://www.patriarchia.ru/

2.    http://radost-brest.com/

3.    Зверева С.Г. «Духовная консерватория». Об опыте создания высшего церковно-певческого училища. - http://www.seminaria.ru/

  • Анискин 14 ноября 2014 г.
    В теме заявлена история возрождения в округе в целом, а в докладе, как я понимаю, речь идет об одной школе. ?
    В теме заявлена история возрождения в округе в целом, а в докладе, как я понимаю, речь идет об одной школе. ?


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт