Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Современная модель организации...

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования


Нуждина Т. Д.
Черкасова Н. Н.

Татьяна Дмитриевна Нуждина,
заместитель директора по ВМР,
Наталья Николаевна Черкасова,
заместитель директора по УВР,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Загадка», г. Новый Уренгой, ЯНАО.
e-mail: zagadkaurengoy@mail.ru
Телефон/факс: 8 (3494)25-08-28/ 8 (3494)25-08-28
8(3494)25-00-37/ 8(3494)25-00-37

Аннотация

В статье раскрывается опыт работы МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» с одаренными детьми дошкольного возраста, представленный в виде современной модели, концептуальную основу которой составляют инновационные подходы, психолого-педагогические принципы и этапы педагогической деятельности. Представлены результаты проведенной деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в исследованиях отечественных [3, 5] и зарубежных психологов [9], и изучаются до сегодняшнего дня [1, 2, 4, 6, 7, 8].

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа" [10 и др.].

Содержание вышеуказанных документов для педагогов дошкольного учреждения «Загадка» (г. Новый Уренгой), работающим в условиях модернизации системы образования, стало основанием для проведения аналитико-синтетического просмотра современных теоретических наработок и уже имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными дошкольниками.

Педагогическим коллективом МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» каждый ребенок принимается как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями, и считаются одаренными в любом виде детской деятельности. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей и способностей таких детей, является одной из важных задач дошкольного учреждения.

  • Концептуальную основу педагогической деятельности с одаренными детьми в МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» составляют определенные подходы:
  • инновационный подход – предусматривает перестройку педагогического сознания в работе с одаренными детьми, учитывая при этом психологические, дидактические и иные инновационные изменения в данной области. Перестройка педагогического сознания подразумевает ломку сложившихся раннее у педагогов стереотипов восприятия (воспитанника, воспитательно-образовательного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов и средств воспитания;
  • комплексный подход – представляет собой психолого-педагогический характер (знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения педагогами психологии и педагогики одаренности) и профессионально-личностный характер образования педагогов;
  • диалектический подход - позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности дошкольников, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого средства;
  • гуманный подход – гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы; опирается на восприятие человека как наивысшей ценности;
  • создание образовательной инфраструктуры – данный подход характеризует особенности условий, в которых проводится работа с одаренными дошкольниками, связанные с наличием тех или иных компонентов воспитательно-образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимые научно-методические пособия, помещения, оборудования, кадровый потенциал и др.).
  • Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по данному направлению в МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» строится на интеграции следующих психолого-педагогических принципов:
  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
  • принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию;
  • принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах;
  • принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей ДОУ и семьи в работе с одаренными детьми;
  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.

Выявленные выше подходы и психолого-педагогические принципы позволили нам пошагово выстроить свою модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях ДОУ, которая представлена следующими этапами (см. таблицу 1):

Таблица 1. Этапы Организации педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ

№ п/п; Мероприятия Содержание
1 Проблемно - аналитический этап
Определение настоящего и будущего состояния ДОУ по работе с одаренными детьми. Обозначается проблема организации педагогической деятельности с одаренными детьми дошкольного возраста на современном этапе.
Подготовка аналитической справки о состоянии ДОУ к предстоящей работе с одаренными детьми. Формулируется проблема о состоянии имеющихся в ДОУ условий и намечается перспектива ее реализации, обеспечивающая эффективную и качественную работу в данном направлении.
2 Проектировочный этап (создание образовательной инфраструктуры)
  Целевая поддержка в организации и проведению, курсов по повышению квалификации и мастерства для педагогов, работающих с одаренными детьми. Взаимодействие с Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма в рамках городского ресурсного центра и Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования в рамках региональной стажировочной площадки, через проведение мастер - классов, онлайн – конференций, практических семинаров и др.
Методическая поддержка по укреплению материально-технической базы в ДОУ, обеспечению педагогов необходимыми научно-методическими пособиями, литературой, диагностическим инструментарием, современными программами, авторскими технологиями и методиками.
  1. Применение, разработанных творческой группой педагогов МАДОУ методик и технологий по всем направлениям развития ребенка
    • Технология «Погружение в образ»;
    • Развитие психических процессов детей 5-6 лет средствами физического воспитания, как фактор подготовки к обучению в начальной школе;
    • Методика профилактики метеотропных реакций и повышения общей неспецифической резистентности организма;
    • Методика освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;
    • Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 3-6 лет средствами подвижных игр;
    • Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе средствами музыкально-коммуникативных игр;
    • Гармонизация детско-родительских отношений средствами физического воспитания;
    • Формирование морально-нравственных качеств личности средствами физического воспитания;
    • Формирование мотивационно-потребностной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством развития двигательного творчества;
    • Технология «Погружение в звукобуквенную действительность через освоение знаковой символики»;
    • Технология по театрализованной деятельности, основанной на имповизации;
    • Технология развития творческих музыкальных способностей детей 3-6 лет посредством моделирования;
    • Технология развития читательского воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе метода графического моделирования;
    • Технология «Край мой, северный Ямал»;
    • программ дополнительного образования по направлениям
    • художественно-эстетического развития: «Непоседы» по развитию вокальных данных, руководитель студии В.Г. Вильданова; «Волшебный карандаш» по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, руководитель студии А.С. Мазитова; «Палитра детства» по развитию положительной самооценки, умение обрести себя в мире и мир в себе через палитру разноцветных красок, руководители факультатива Л.М. Утегушева, Т.Г. Кармакова;
    • познавательно-речевого развития: «Оле – Лукойе» по развитию артистических навыков и собственного отношения к созданию импровизированного и воображаемого образа, руководитель факультатива Н.Б. Гимильянова; «Юный журналист» по развитию коммуникативных способностей дошкольников на основе интервьюирования, руководитель факультатива О.В. Баталова;
    • социально-личностного развития: «Удивительный мир» по развитию самосознания личности в процессе усвоения ребенком социального опыта, руководители Н.Н. Боровая, М.Н. Шаронова, Н.Б. Козлюк; «Я, ты, мы…» по развитию позитивной Я – концепции, руководители С.Я. Груя, Ш.С. Гебекова;
    • физического развития: «Будь здоров» по развитию определенных черт характера, способствующих воздействовать на свое физическое и психологическое состояние, руководитель секции инструктор физ. культуры Н.А. Осипова.
  2. Оснащение помещения для работы компьютерной, интерактивными столами и досками.
  3. Обеспечение оборудованием и материалами для организации и совершенствования работы факультативов и секций.
  4. Комплектование библиотечного фонда научно-методической, психолого-педагогической литературой для реализации современной модели по работе с одаренными детьми. Приобретение дошкольной библиотеки энциклопедий, словарей и научно-познавательной литературы.
Работа Интернет–форума на сайте учреждения. Подготовка и издание информационных материалов в помощь педагогам, психологам, социальным педагогам, воспитателям.
Сопровождение и поддержка родителей в раскрытии творческого потенциала и способностей их детей в домашних условиях.
  • Предлагаются консультации, памятки и рекомендации родителям:
  • по созданию условий для творческого развития ребенка в доме (помощь в обеспечение необходимым материалом, пособиями, определение места для реализации потенциальных возможностей и способностей и т.п.);
  • о важности личного активного участия родителей в детских играх, занятиях: совместный досуг вне дома (посещение театров, библиотек, стадионов и др.);
  • о необходимости стимуляции взрослыми активности ребенка (поощрение творческих проявлений, стремления исследовать окружающий мир, помощь в поиске единомышленников) и др.
Контроль состояния работы с одаренными детьми. Контрольная функция принадлежит директору ДОУ.
3 Диагностический этап (выявление субъектного опыта ребенка)
  Определение, подбор методов и методик, критериев и показателей для выявления творческих и личностных особенностей детей в различных видах детской деятельности. Применяются методы и методики: фигурный тест П. Торренса; интеллектуальная шкала Стенфорд – Бине; проективные методики «Фильм-тест Р.Жиля», «Рисунок человека», Рисунок семьи», «Два домика» и др.
Определение технологических особенностей (требований) для отслеживания результатов индивидуального развития детей.
  • Технологические особенности:
  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность процесса индентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в образовательную деятельность, вовлечение его в разные виды детской деятельности и др.);
  • экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, моделей, рассказывание стихотворений и др.) с привлечением экспертов: директор МАДОУ, педагоги высшей кв.категории ДОУ, представители родительского комитета;
  • многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с индивидуальностью ребенка;
  • диагностическое обследование проводится в ситуации реальной жизнедеятельности ребенка, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
  • использование таких ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
  • анализ реальных результатов и достижений воспитанников в конкурсах, фестивалях, акциях различного уровня и направленности;
  • оценка ребенка как одаренного не должна быть самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения, развития и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Анализ результатов диагностирования. Создание банка данных способных и одаренных детей по всем приоритетным направлениям развития.
4 Этап планирования предстоящей деятельности
  Методическое сопровождение и поддержка педагогов ДОУ в планировании и определении поля субъект - субъектного взаимодействия и выстраивания деятельности со способными и одаренными детьми
  • Определяются задачи, цели, формы, психолого-педагогические принципы; намечаются этапы организации партнерского сотрудничества и определяется желаемый результат.
  • Разрабатываются перспективные планы индивидуального сопровождения одаренных детей в образовательном процессе и рабочие программы дополнительного образования по всем приоритетным направлениям физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного развития ребенка.
Проведение заседания педагогического совета с рассмотрением вопроса «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» Принятие и утверждение перспективных планов индивидуального сопровождения одаренных детей в образовательном процессе и рабочих программ дополнительного образования.
Планирование педагогами ДОУ предстоящей деятельности с одаренными детьми на основе разработанных режимов дня для каждой возрастной группы, учитывая их физиологические особенности. Намечается предварительная работа с детьми.
Предложение специалистами ДОУ своих услуг по сопровождению и поддержке одаренных детей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Планируется деятельность по всем приоритетным направлениям развития ребенка на основе разработанных педагогами индивидуальных планов и рабочих программ дополнительного образования
5 Этап принятия позиции партнерства (предварительная работа к предстоящей деятельности)
  Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность специалистов по сопровождению и поддержке детей
  • Организация предварительной работы и распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса к предстоящей деятельности по индивидуальным маршрутам; факультативам; различным конкурсам, фестивалям, выставкам, презентациям и др.
  • Выстраивание технологии проведения факультативной деятельности и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе.
  • Контроль за деятельностью участников педагогического процесса.
  • Выполнение предварительной работы - это могут быть:
  • репетиции и подготовка к конкурсным выступлениям, отчетным концертам, фестивалям, выставкам и т.д.;
  • подготовка презентаций к защите: творческих работ (рисунков, плакатов, макетов, сувениров; новых открытий; найденных путей решений и др.);
  • подготовка наглядных пособий, дидактического, раздаточного или строительного материала, схематичная зарисовка опорных карт, оклеивание коробок и разрезание картинок и мн.др.
  • Определение методов, средств, приемов психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с учетом их возрастных и физиологических особенностей (подбор психогимнастик, релаксационных упражнений, тренингов, этюдов, игровых приемов и др.).
  • Ознакомление с технологией проведения факультативной деятельности и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе с одаренными детьми (обсуждение, возможная дискуссия, предложение своих вариантов и др.).
    • Оказание помощи в предварительной работе (если это необходимо):
    • помощь в создании мультимедийных слайдов;
    • подбор предметных картинок и загадок, музыкальных дисков;
    • проигрывание ситуаций;
    • помощь в оформлении и организации выставок, конкурсов и др.
  • Определение своего места в предстоящей деятельности и уточнение за день или несколько дней о возможных изменениях и переменах.
6 Практический этап (примерный образец деятельности)
  Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность специалистов по сопровождению и поддержке детей
    • Организация практической деятельности с детьми по индивидуальным маршрутам и через деятельность факультативов с опорой на особенности и специфику возраста, которая строится по следующей технологической цепочке:
    • «ритуал встречи» - удовлетворяющий потребность ребенка в общении со взрослым, в его доброжелательном внимании; потребность в уважении и сопереживании; создание атмосферы хорошего настроения;
    • «мотивация деятельности» - использование разнообразных способов активизации внимания, создания интереса и включение детей в деятельность посредством использования сюрпризных моментов, «волшебных превращений», игровых приемов и т.п.;
    • «мобилизация к деятельности» - осуществляется в виде релаксационных или так называемых «энергомобилизующих»упражнений, направленных на концентрацию внимания к собственной личности, к собственным чувствам и ощущениям;
    • «самовыражение» - организовываются различные виды детской деятельности, создаются проблемные ситуации, вопросы и противоречия, в которых ребенок проявляет и раскрывает свои способности и дарования; проводится презентация найденного решения к выше поставленным проблемным вопросам и др.;
    • «анализ или самоанализ» - уделяется внимание достижениям и успеху каждого ребенка; а также умение проигрывать и радоваться за успех других;
    • «до скорой встречи» - обмен впечатлениями о проведенной деятельности, пожелания уверенности в собственных силах и т.д.
  • Помощь и поддержка детей в их участии в конкурсах, фестивалях, выставках и т.д. (т.е. показ продуктов и результатов деятельности с одаренными детьми). Использование приемов создания успеха «Эмоционального поглаживания»: «Я тобой горжусь», «Вот здорово», «Ты моя помощница, спасибо, молодец», «Отлично» и др.
  • Координация и контроль деятельности детей.
  • Вживание в деятельность и игровую ситуацию:
  • объединение в творческие группы (если это необходимо);
  • распределение амплуа, что я лучше всего могу сделать;
  • поиск путей решения через разные виды детской деятельности;
  • индивидуальная работа по интересам и способностям;
  • участие в конкурсах различного уровня.
  • Включение в деятельность: создание атмосферы психологической и социальной безопасности, дозволенности, открытости, игры и спонтанности; поддержка увлечений ребенка и обогащение представлений дошкольника об окружающем мире и др., с применением:
  • психогимнастик – это могут быть упражнения на распознавание и воспроизведение разнообразных эмоциональных состояний;
  • этюдной формы работы - спонтанное выражение собственных настроений, чувств, ощущений;
  • тренингов, направленных на успех и умение радоваться за успех других и т.д. (обычно проводятся перед выступлением на различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.);
  • релаксационных упражнений, направленных на концентрацию внимания;
  • игровых приемов для создания комфортного и положительного настроения и др.
7 Этап рефлексии
  Составление вопросов (вариант вопросов должен быть направлен на получение обратной связи от участников педагогического процесса). Принятие вопросов. Принятие вопросов и комментарии.

Таким образом, реализация разработанной МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» современной модели организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях дошкольного образования показывает достаточно высокие результаты. Основными показателями в развитии дошкольников выступили:

  • продуктивность (беглость, скорость), отражающая способность детей к порождению большого числа идей, выраженных словесно и в виде рисунков;
  • гибкость, характеризующая способность ребенка переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать стратегии решения;
  • оригинальность, в выдвижении новых, необычных, неочевидных идей;
  • разработанность (степень детализации ответов), характеризующая способность наилучшим образом воплотить идею и замысел и др.;

Опыт работы МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» может быть полезен и позволит педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования совершенствовать свою, уже имеющуюся систему работы с одаренными детьми и тем самым расширить границы инновационного пространства в этом направлении.

Литература

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.,1998
  2. Бурлакова И.А.Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников. Автореф. дис. канд. психол. Наук.- М., 1986.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М. - ., 2002.
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М. 1989.
  6. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Уч. пособие/ под ред. А.М. Матюхина. – М. – Воронеж, 2004.
  7. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.//вопросы психологии. – 1990.- №1.- С. 16-19.
  8. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Уч. пособие к спецсеминару. – М.,1996.
  9. Freeman J. Gifted children. – Baltimor, MD: University Park Press, 1979.
  10. Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт