Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Современная школа как система ...

Современная школа как система воспитания и образования


Валова Г.В.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2 г. Надыма»
г. Надым

 

Знать Россию - это знать её тело, её душу и её дух.

Знать её историю, географию, статистику,

её словесность и искусство, её веру

А.С. Пушкин

 

Сегодня Россия нуждается в одухотворённых гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа.

Систему воспитания и обучения строим  в нашей общеобразовательной школе №2 г. Надыма на принципах нравственного просвещения. Единая методическая тема коллектива: «Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа здорового образа жизни».

Духовно-нравственное воспитание на ступени начального общего образования осуществляем на основе Программ нравственного воспитания.

Школьное образование на ступени основного общего и среднего общего образования, основанное на усвоении специальных научных знаний, дополняем элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей.  В рамках внеурочной деятельности организуются занятия по программам духовно-нравственного направления: «Я – гражданин России», «Музееведение». Благодаря этим программам  ученики углубляют свои знания о православной культуре,  изучают историю Православия на Руси, имеют возможность связать воедино духовное и материальное, теоретическое и практическое.

Формирование духовно-нравственных качеств личности происходит на всех уроках, но особое значение имеют уроки истории, обществознания, литературы. Преподавание этих курсов сегодня отражает реалии нашего общества. Результатом является заинтересованность ребят в состоянии духовности и нравственности в современном обществе. Это подтверждают темы проектно-исследовательских работ обучающихся: «Целомудрие – семейная ценность, утрата целомудрия – результат  ранних межполовых отношений подростков и молодых людей юношеского возраста», «Целомудрие как семейная ценность в половом воспитании детей», представленные на школьной научно-практической конференции учащихся «Эрудит», а затем на VII Окружной заочной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» и получившие первое место.

Классные руководители планируют свою деятельность в соответствии с основными направлениями воспитательной работы и представляют на

*     заседаниях Школы воспитательной работы («Современные подходы к нравственному воспитанию в классном коллективе», «Пути формирования духовных свойств личности. Из опыта работы»);

*     педагогических советах («Духовное и физическое развитие личности – основа личностного роста ученика», «Содержательная деятельность педагогического коллектива по духовному и физическому развитию личности школьника», «Духовное совершенствование и физическое развитие школьников как основа здорового образа жизни»);

*     в рамках школьных методических конкурсов (на лучшую разработку родительского собрания, недели нетрадиционных внеклассных мероприятий).

Классные руководители отдают предпочтение духовно-нравственному воспитанию школьников. Подтверждением являются темы открытых занятий и внеклассных мероприятий: «Сын земли Русской», «Светлый праздник Пасхи», «Загляните в семейный альбом». С 2001 года педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания, которые проводит Тюмено-Тобольская Епархия («Основы православной культуры и религии»).

Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития Семья – социум, наделяющий ребёнка наследственными, родовыми качествами,  в котором берёт свое начало духовно-нравственное становление личности. В семье ребёнок усваивает основы морали и этики, эстетического воспитания, систему ценностей, на которой базируются личностные смыслы человека, определяющие активность его жизненной позиции, сферу приложения сил и способностей. Не случайно в нашей школе появились новые традиции: «День отцов», «День матери», «День семьи», «Веков связующая нить». Это общешкольные праздники, на которых ученики и их родители знакомятся с историей развития конкретных семей, делятся родословной своей семьи. На этих мероприятиях мы чествуем родителей, которые ответственно относятся к воспитанию своих детей, сотрудничают с классным и школьным коллективом.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всём историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Есть свои традиции и в нашей школе. Акции «Подари улыбку миру», «Лето 200...», «Дар открытых сердец» способствуют формированию нравственных устоев, практической реализации важнейших человеческих ценностей, выстраиванию линии поведения, выражению отношения к обществу и к самому себе.

Традиционными стали встречи педагогов, обучающихся и родителей со служителями  Свято-Никольского храма Тюмено-Тобольской Епархии: настоятелем храма Иереем Артемием Почекутовым и миссионером Свято Никольского храма Кобелевым Василием Олеговичем, по вопросам «Православное воспитание школьников», «Семейные отношения и половое воспитание», «Религиозная картина жизни в современной России», «Проблемы демографии в современной России».

Школа – муниципальный координатор Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». Ежегодно ученики школы активные участники Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». С каждым годом Олимпиада набирает популярность, в ней участвует все большее количество учеников, хотя задания становятся обширнее и сложнее (таблица 1).

Таблица 1

 

 

Учебный год

Количество участников школьного тура

Количество участников муниципального тура

Количество победителей муниципального этапа

Эффективность участия образовательных учреждений (%)

2015/16

896

145

19

13%

2014/15

520

126

32

25,3%

2013/14

255

51

12

23,5%

 

 

Также растёт количество заинтересованных участников творческих мероприятий и конкурсов разного уровня (таблица 2).

Таблица 2

 

№ п/п

Название мероприятия

Месяц

Руководители

Кол-     во

Ф.И. учеников

Результат

1.      

Муниципальный этап Общероссийской Олимпиады по основам православной культуры

октябрь

Фомина Н.В.,

Юрко О.С.

27

 Понамарчук Евгения, 8а

 

 

Диплом 3 степени

2.      

Региональный этап Общероссийской Олимпиады по основам православной культуры

декабрь

 Фомина Н.В.,

Юрко О.С.

1

 Понамарчук Евгения, 8а

 

 

Диплом 1  степени

3.      

Новогодний благотворительный фестиваль творческих работ обучающихся

и работников образовательных учреждений, посвященной памяти заслуженного учителя РСФСР М.И. Спрынчана «Благое дело»

декабрь

Панфилова Е.И.,

Еремеева Г.И.,

Нестерова В.О.,

Кацило И.А.,

Петрова Г.П.,

Филимонова А.Н.,

Толочко И.В.

25

Фаворская Диана, 1б

Свидницкая Анастасия, 6а

Коллектив 9б

Некрасов Глеб, 3б

Михайлов Дмитрий, 3б

Павленко Дарья, 10а

Матына Евгений, 7б

Васильев Олег, 4а

участие

4.      

Муниципальный этап окружного конкурса среди воспитанников детских садов и обучающихся начальных классов «Мы – семья»

декабрь

Кацило И.А.,

Конина Н.И.,

Андронова Н.П.,

Биккинина А.В.

4

Сулиманов Марат, 3б

Казаков Эрбол, 2а

Герасимов Вадим, 2б

Савчук Надежда, 4в

участник

3 место

участник

3 место

5.      

Региональный этап Всероссийского конкурса творческих работ

«Моя малая Родина»

март

Буркова А.С.

1

Семья Латыповых

Победители

6.      

Межрегиональный конкурс творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи

«Моя семейная реликвия»

март

Буркова А.С.

Фомина Н.В.

2

Латыпов Арсен, 6б

Фомина Таисья, 1б

Рыбкина Светлана, 6а

Участие

Победитель

7.      

Районный конкурс творческий работ «Золотые купола»

октябрь

Касастикова С.П.

1

Касастиков Кирил, 6а

Диплом 2 степени

 

С целью формирования ценностных ориентиров более десяти лет центр воспитательной работы отслеживает уровень развития общечеловеческих ценностей старшеклассников. Диагностические данные помогают центру воспитательной работы и каждому классному руководителю корректировать, расставлять акценты в приоритетных направлениях воспитательной деятельности классного коллектива и школы.

Из сравнительной таблицы видим, что выбранные общечеловеческие ценности за три года практически остались неизменными. Ученики 8-11 классов в течение трех лет считают приоритетными: здоровье, семью, друзей, образование, мир, Отечество, Родину, интересную работу (таблица 3).

Таблица 3

 

Приоритеты общечеловеческих ценностей старшеклассников

 

2013/14 уч. год

2014/15 уч. год

2015/16 уч. год

1 место

Семья

1 место

Семья

1 место

Семья

2 место

Здоровье

2 место

Мир. Отечество. Родина

2 место

Здоровье

3 место

Мир. Отечество. Родина

3 место

Здоровье

3 место

Образование.

4 место

Образование. Интересная работа

4 место

Образование

4 место

Мир. Отечество. Родина

5 место

Друзья

5 место

Интересная работа

5 место

Интересная работа

 

Стратегия духовно-нравственного развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» направлена на введение в учебные планы образовательного курса «Основы православной культуры и религии» и готова стать опорной школой в Надымском районе по его методическому обеспечению.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт