Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Современные образовательные те...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания


Конева Н.П.,

учитель обществознания и истории МБОУ «Восяховская

Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»,

Шурышкарский район

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности педагога. При традиционном подходе, который реализовывал предметно-знаниевую сущность образования, целью являлось вооружение учащихся так называемыми «зунами» (знаниями, умениями и навыками); взаимодействие учителя с учениками сводилось к наставлению, разъяснению, запретам и нотациям. При системно-деятельностном подходе ученик – полноправный участник, активный субъект деятельности, главная цель обучения – создание условий для развития его личности, формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

Как достичь данной цели? Посредством применения более эффективных технологий, например, технологии проблемного обучения, учебной игры, технологии модерации.

Применение проблемного обучения

  • Заставляет обучающихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт.

  • Позволяет создать условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия.

Обучающиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют различные сведения для ее аргументации. Например, при изучении темы «Экономические системы» по обществознанию, работая в группах, задаются вопросами: Какова же современная экономическая система в России, какова роль государства в экономике страны? На уроке истории по теме «Международные отношения между двумя войнами» ищут ответы на вопросы: Как складывались взаимоотношения СССР с западными странами? Почему возможен был приход к власти фашистских режимов в Германии и Италии? Какие уроки сегодня мы можем вынести?

Учебная игра

Отвечает задачам формирования компетентностей обучающихся, потому как:

  • В ходе игры, учащиеся овладевают опытом деятельности, с которым могли столкнутся в действительности.

  • В игре ученик активен как участник, а не только наблюдатель.

  • Игра создает условия, требующие незамедлительного реагирования.

Например, уроки обществознания по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации» можно провести в виде судебного заседания, распределив роли между обучающимися (судья, обвинитель, защитник, обвиняемый, свидетели защиты, свидетели обвинения и т.д.). Игровые технологии можно применить и на уроках истории, изучая темы, посвященные Великой Отечественной войне, где ученики могут разыграть различные инсценировки.

Более подробно хочу остановиться на технологии модерации, которая является эффективной технологией, идущей в ногу со временем, так как реализует системно-деятельностный подход и формирует ключевые компетентности.

Что такое технология модерации?

Moderare в переводе с латинского «приводить в равновесие, управлять, регулировать». Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-70-е годы прошлого века в Германии.

Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности технологии модерации направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, т.е. формируют «ключевые компетенции».

Технология модерации предполагает определенные этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Например, на этапе инициации (в начале урока) я нередко использую такой метод, как «Поздоровайся локтями», который способствует созданию доброжелательной обстановки в классе. На этапе вхождения использую свой авторский метод «Предания старины», цель которого при помощи притч, легенд или мифов направить, погрузить обучающихся в тему. А активный метод обучения «Дерево знаний», позволяет определить уровень знаний и ожиданий учащихся, сформулировать цели урока.

Следующий этап – интерактивная лекция, на которой я использую групповую работу, работу в парах для самостоятельного изучения новой темы учащимися, если есть такая возможность и тема не сложна для восприятия. При этом в качестве источника используются не только учебник, но и словари, энциклопедии, и интернет ресурсы. Интерактивная лекция при использовании метода «Творческая мастерская» позволяет включить в работу каждого ребенка.

Если вижу, что дети устали, использую активные методы релаксации, например, метод «Земля, воздух, огонь и вода». Цель метода – повысить уровень энергии в классе. Ученики по команде учителя изображают одно из состояний.

Для завершения урока я использую такие активные методы как, «Ресторан», «Синквейн», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно завершить урок, подвести итоги.

Таким образом, урок – творческая площадка учителя и обучающихся, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, т.е ключевые компетенции.

Создать условия для реализации способностей обучающихся, помочь найти свою дорогу к знаниям – вот главная задача педагога. Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.

 

Список литературы

  1. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под. Ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. – 79 с.

  2. Копилочка активных методов обучения / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/amo/.

  3. Образовательный портал «Мой университет» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru.

  4. Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А. Профессиональные секреты интерактивного обучения / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/etobook/.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт