Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Современный урок литературы: к...

Современный урок литературы: какой он?


Абдуллина Т.Х.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 9»
г. Ноябрьск

Условия современной жизни, которые не оставляют времени для вдумчивого, спокойного чтения, когда старшеклассники не могут и не хотят читать, особенно произведения русской литературы, эти условия заставляют в корне менять подходы к изучению произведения, тем более, если это произведения большой жанровой формы.

Для нас, учителей литературы, этот вопрос стал ещё более актуальным в связи с тем, что выпускники должны писать итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. И мы помним, что главным критерием при оценке этого сочинения является знание содержания и проблематики произведения и умение его анализировать.

Иными словами, педагоги озабочены тем, как сделать так, чтобы у выпускника возникло не только осознание необходимости прочтения произведения, но и появился подлинный интерес к литературе?

Технология развития критического мышления напрямую отвечает на поставленные вопросы. Режим постоянного поиска ответов на заданные самим учеником вопросы создаёт творческую атмосферу, пробуждает подлинный интерес к произведению, развивает мышление, способствует формированию умения работы с художественным текстом, воспитывает умного, вдумчивого читателя, что для нас является основополагающим.

Итак, как это может произойти? Роман И.А. Гончарова «Обломов». На первом уроке знакомства с романом должен сработать «эффект неожиданности», поэтому на начальном этапе идёт «вызов» ученика к размышлению. Надо сказать, что урок на основе технологии критического мышления состоит из трёх этапов: 1 – вызов, задача которого обнаружить недостаток имеющихся знаний, пробудить интерес к теме; 2 – осмысление, дающий эти самые новые знания; 3 – рефлексия. На этом этапе подводится итог работы и ставятся новые цели для дальнейшего изучения материала.

Ничего не говорится об истории создания, композиции произведения, а только эпиграфы к уроку («Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». (И. С. Тургенев); «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города,  где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове». (А. В. Дружинин), основная мысль которых заключается в вопросах: «Почему роман «Обломов» был популярен и почему героя будут помнить?». Ответы на них заставляют  отметить уникальность этого романа.

На этапе вызова  предлагаются такие  понятия и выражения, которые, на первый взгляд, не укладываются в единую логическую цепочку, но десятиклассникам даётся возможность «нестандартно» подойти к этим понятиям, смоделировать ситуацию, в которой эти понятия будут взаимодействовать. Задание – написать сочинение-миниатюру из 5-6 предложений, включив такие слова и словосочетания, как «восточный грязный халат, послушный, как раб»; «Человека мне дайте, человека!», «А жить когда?»; диван; «золотое сердце».

Работа в группе позволяет каждому ученику высказать свою точку зрения, потому что это свободный обмен мнениями, информацией. Миниатюрное сочинение показывает, что в жизни человека с говорящей фамилией «Обломов» что-то произошло: думающий, мыслящий человек с «золотым сердцем» не должен лежать на диване. Возникают вопросы, которые юноши и девушки сами формулируют и записывают в карту урока ученика для дальнейших наблюдений: Почему произошла эта трагедия? Какая это трагедия? Какими могут быть её последствия? Можно ли её было избежать? Кто может помочь герою? Можно ли ему помочь?

После обсуждения в группах этих вопросов выбирается один, наиболее важный, по мнению ребят. Почему один? Потому что он должен раскрыть суть того явления, с которым мы столкнулись, работая над миниатюрными сочинениями. Таким вопросом может стать вопрос «В чём заключается трагедия героя?». Ответ учащихся предполагаемый. А как думает сам автор? Поиск ответов на данные вопросы и сопоставление своих ответов с ответами Гончарова, которые мы, естественно, будем искать в самом тексте романа, и есть суть нашей работы.

Что делать с другими вопросами? Во-первых, отметим, что эти вопросы могут стать и должны стать той дорогой, по которой мы пойдём во время анализа произведения на протяжении всех уроков; во-вторых, эти вопросы должны быть в основе сочинения-рассуждения по данному произведению. А сопоставительная таблица, которую ребята заполняют по ходу обсуждения, станет для учащихся и планом анализа произведения, и памяткой, и, самое главное, – схемой, которая отражает его видение проблемы и авторской позиции. Если позволит время, можно ответить и на другие вопросы, но сегодня мы говорим о трагедии героя.

Предполагаемый ответ на главный вопрос – это вариант учеников. Уточним, насколько мы верны в своих суждениях. Поиск ответов – работа с текстом.

Работа в группах на 2 этапе организуется по двум направлениям: выявление жизненных взглядов Ильи Ильича и выявление черт характера героя. Предлагается каждой группе по два фрагмента, в которых говорится о гостях героя (глава 2, часть 1) и выявляются черты характера через средства создания образа героя: портрет, интерьер, детали. Наблюдения после прочтения текстов и обсуждений в заданном направлении заносятся в соответствующую таблицу рабочей карты ученика, делаются выводы, которые также фиксируются в виде цитаты. Для уплотнения урока можно работу в каждой группе разделить на подгруппы.

Обращаю внимание на рабочую карту ученика. В ней отражены все этапы урока, основные наблюдения, выводы. Жирным шрифтом выделены литературоведческие понятия, которые позволят ученику рассуждать на языке самого предмета «литература».

Итак, каковы взгляды Обломова? Какие черты характера героя можно выделить? Сопоставление ответов на вопросы дает возможностьребятам найти ответ и на ключевой вопрос урока «В чём заключается трагедия героя?» и сформулировать самостоятельно определение такого понятия, как «обломовщина». Но, чтобы проверить точность своего ответа, вновь обращаемся к тексту И.А. Гончарова (глава, 8 часть 1), в котором из уст самого героя звучит ответ на данный вопрос. Ответ учащихся, самостоятельно ими сформулированный, совпадает с авторским текстом по содержанию, и позиция автора становится ясной и понятной школьникам. Так совершается «открытие» и самого писателя, и его произведения.

Работа обязательно должна закончиться обобщением, выводящим ребят на новый уровень понимания явления. Синквейн даёт такую возможность: две темы «Обломов» – роман И.А. Гончарова», «Обломов – герой романа Гончарова». Анализ этих синквейнов прямо на уроке даст учителю и детям представление не только о том, как они поняли сам материал, но и насколько он оказался для них интересным.

Не страшно, что некоторые вопросы остались без ответа. Главное, что они заданы, главное, что дан мощный импульс  движению  мысли,  следовательно, и к прочтению романа. И теперь десятиклассники уверенно сумеют ответить на вопрос, почему роман И.А. Гончарова «Обломов» читали, читают и будут читать.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт