Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Создание образовательной среды...

Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей со сложными (комплексными) нарушениями и их социализацию


Шафран Тамара Леонидовна
Заместитель директора по УВР
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов»
г. Ноябрьск

Автор и должность: Шафран Тамара Леонидовна заместитель директора по УВР

Наименование учреждения: Муниципальное  казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II, VIII видов» муниципального образования город  Ноябрьск

Адрес учреждения: г.Ноябрьск пр. Мира, д.79а

Адрес электронной почты: 71ta@mail.ru

Контактный телефон: 8 (3496) 391325

 

Название статьи «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования  для детей со сложными (комплексными) нарушениями  и их социализацию»

Аннотация

         В статье представлен опыт работы учреждения с детьми, имеющими сложные (комплексные) нарушения, освещены вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.  Организация образовательной коррекционно-развивающей работы в классах для детей со сложными нарушениями предполагает наличие специально организованных условий, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся, структуры нарушения, которые описываются в данной статье.

 

Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования  для детей со сложными (комплексными) нарушениями  и их социализацию

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения.

Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке у одного ребенка. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более первичных нарушений (дефектов) развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его нарушений.

В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время корректная формулировка, - сложная структура нарушения или комплексное (множественное) нарушение. Таким образом, к детям со сложной структурой нарушения можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

В настоящее время в МК(К)ОУ С(К)ОШ функционируют 6 классов, в которых обучается 25 детей с комплексными нарушениями в развитии:

  • 2 класса для слабослышащих детей с задержкой психического развития (7 обучающихся);
  • 1 класс для детей с расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (4 обучающихся);
  • 2 класса для социальной реабилитации для детей с тяжелой умственной отсталостью, не способных к усвоению академических навыков (10 обучающихся);
  • 1 класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости;

Слепые учащиеся 2 и 8 классов обучаются индивидуально на дому специалистами тифлопедагогами. Кроме того, дети с комплексными нарушениями обучаются индивидуально на дому.

Комплектование классов осуществляется по направлению департамента образования и заключения ТПМПК, с согласия родителей  (законных представителей) с учетом структуры нарушения.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка, в дальнейшем его социальная адаптация в обществе.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с од­ной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

   Цель коррекционно-воспитательной работы со сложной структурой нарушения в конечном счете — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособле­ние к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненную компетенцию, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных про­изводственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.

   Достижение означенных целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с детьми с комплексными нарушениями:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков. Интеграция этих лиц в общество.

Организация образовательной коррекционно-развивающей работы в классах для детей со сложными нарушениями предполагает наличие специально организованных условий, учитывающих особенности психофизического развития обучающихся, структуры нарушения.

Материально-техническое обеспечение

Немаловажную роль в организации учебной деятельности имеет достаточное материально-техническое обеспечение классов для детей с комплексными нарушениями. В нашей школе созданы необходимые условия для обучения, развития детей, их учебных и социальных  навыков. Обучение детей осуществляется в условиях одной классной комнаты, которая разделена на зоны: учебную, игровую.. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует детей для обучения и игры. Игровые зоны оборудованы полифункциональным оборудованием «Альма». Приобретены развивающие, дидактические пособия, оборудования для сюжетно-ролевых игр, детская мебель, спортивный инвентарь. Учебные кабинеты имеют отдельные игровые комнаты, оборудована сенсорная комната. Для детей 1-го класса, которые посещают группу продленного дня, имеется спальня для дневного сна. Классы оснащены современным компьютерным оборудованием, интерактивными досками. 

Слабослышащие дети обучаются в оборудованном лингафонном кабинете Норд 02 МК. Для индивидуальной работы используется сурдологический тренажер «Дельфа 130». Класс оборудован звукоусиливающим комплексом «Класс слухоречевой КСР- 01». Все дети обеспечены учебниками по предметам федерального компонента.

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса в классах регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет в соответствии с информационным  письмом МО РФ № 27 / 2722-6 от 03.04.2003 « Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

Срок обучения слабослышащих детей составляет 12 лет, 1 ступень – 6 лет; 2-я ступень – 6 лет. Слабослышащие учащиеся обучаются по учебному плану 2-го отделения (III вариант), предназначенного для детей, имеющих грубое речевое недоразвитие в сочетании с задержкой психического развития.

Для обучающихся индивидуально на дому по программе III; VIII видов набор предметов учебного  плана  составлен в соответствии с интеллектуальным уровнем детей, их психофизическими возможностями, а также с учетом степени нарушения зрения и состоит из предметов общеобразовательного цикла, коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики.

Образовательные программы, реализуемые в учебном процессе:

  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для детей с умственной отсталостью.
  • Программы специальных коррекционных образовательных учреждений II вида для слабослышащих и позднооглохших детей
  • Модифицированной программы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,  разработанной педагогами школы, рецензированной доктором педагогических наук, профессором МГТУ им. М.А.Шолохова Л.Б.Баряевой.
  • Программа специального образования для детей с умеренной степенью умственной отсталости «Особый ребенок».

На основе этих программ педагогами школы разработаны рабочие программы по всем предметам учебного плана.

   Отмечу  некоторые особенности организации  образовательно-воспитательной работы.

Для учащихся со сложным дефектом разработан специальный учебный план, по следующим образовательным областям:

  • общеобразовательные курсы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, музыка и пение, физкультура;
  • трудовая подготовка: трудовое обучение, профессионально-трудовое обучение (направление младший обслуживающий персонал)
  • коррекционная подготовка: ритмика, ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,  социально-бытовая ориентировка. 

     Небольшое количество часов по письму, чтению и математике (2ч) в классах для детей с тяжелой степенью умственной отсталости  вызвано тем, что эта категория детей характеризуется значительными отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах, неспособностью продолжительное время заниматься одним и тем же видом деятельности, особенно требующей осмысленности учащимися своих действий, так как для них характерно выполнения действий по образцу или демонстрации действий учителем  или совместной  их деятельности с учителем.

Трудовое обучение является приоритетным в 4-9 классах. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллектуального развития к трудовой занятости в доступной для них сфере деятельности.

Трудовое обучение подразделяется:

  • 1-4 классы - ручной труд;
  • 5-9 классы - допрофессиональное обучение различным видам труда (младший обслуживающий персонал).

Дети, страдающие выраженными нарушениями интеллекта,  способны научиться выполнять простейшие виды домашних дел. Как предмет, профессионально-трудовое обучение по подготовке младшего персонала, способствует овладению данной категорией детей элементарным навыкам самообслуживания. Они смогут научиться вытирать пыль, мыть панели, двери и пол, подметать его, пользоваться веником, тряпкой и шваброй. Содержание профессионально-трудового обучения способствует поддержанию интереса к домашним обязанностям и развитию способности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коррекционная подготовка в учебном плане представлена предметами:

развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,

ритмика;

социально-бытовая ориентировка, которая включает в себя и социальную адаптацию, и личную гигиену, и хозяйственно-бытовой труд.

Коррекционная подготовка включает предметы:

 по развитию психомоторики и сенсорных процессов предполагает работу с учащимися в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки всех психических процессов школьников.

ЛФК;

Логопедические занятия;

В 1 классе для детей обучающихся по программе «Особый ребенок» реализуется программа «Игрокоррекция». Для слабослышащих учащихся введены музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.

Содержание учебных дисциплин имеет:

  • четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
  • учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
  • используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;
  • увеличивается частота обращений одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; обучение можно счи­тать вполне законченным лишь в том случае, если навыки стали привычками. Сказанное не означает, что вся работа с детьми может быть сведена к бессмысленной тренировке. В процессе специального обучения развиваются все психические функции этих детей и относительно корригируются недостатки, особенно в младшем возрасте.
  • планируется усиление использования межпредметных связей, с 5 класса вводится социально-бытовая ориентировка.
  • Обучение чтению и письму, счету несомненно  имеет большое значение для развития  их  познавательной деятельности. Однако критерием обучаемости этих детей является  их способность к овладению трудовыми и социальными навыками, необходимыми для их интеграции в общество.

Обучение детей с тяжелей степенью умственной отсталости

        В нашей школе с 1995 г. года были созданы классы  с особой категорией учеников – с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, которые ранее считались «необучаемыми». 

Содержание образования детей с тяжелой степенью умственной отсталости носит качественно новый характер и требует создания особых условий, приоритетными являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.

Особая структура организации уроков, которая обеспечивает постепенное привыкание к продолжительности усилий в учебной работе в течение урока, путем перераспределения форм работы и времени; проведение специальной работы по освоении «роли ученика» и по адаптации в образовательной среде.

На первоначальном этапе, когда дети не адаптировались к школьному обучению, уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. На уроках организуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Организационными формами проведения занятий с детьми являются подгрупповые, индивидуальные и реже фронтальные.

Особенность изучаемых курсов в  специальной школе  состоит в том, что   школьники, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития обучаются в пределах своих возможностей, соответственно переводятся из класса в класс.

По мере необходимости, на основании рекомендаций ПМПК и заключения врача-психиатра, определяется щадящий режим с определением дополнительного выходного дня, освобождения от нескольких уроков, перевод на индивидуальный график посещения занятий. В течение дня предусматривается сбалансирование чередование специально организованных учебных занятий, отдыха и коррекционных занятий специалистов учреждения.

В результате детальной психолого-педагогической диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического состояния ребенка и зона его ближайшего развития.

Данный маршрут полностью отражает особенности ребенка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребенку со стороны взрослых.

Отслеживая эффективность усвоения учебного материала детьми и их личностное развитие специалистами школы были разработаны Карты психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая включает: усвоение учебного материала, развития памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы, интересов ребёнка, особенности личности.

         Для обучения и развития особых  детей педагогами школы  применяется технология саморазвития М. Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.

В работе с детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости учителя школы используют элементы технологии В.Ф. Базарного «Бескнижное обучение». В ходе урока учащиеся под руководством учителя выполняют задания на ориентировку в пространстве, моделируют ситуации с помощью мелких съемных объектов (календарь погоды на сегодня) классифицируют и группируют предметы по разным признакам.

 Коррекционно-развивающее обучение детей предусматривает применение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности, поэтому на каждом уроке проводятся  физминутки, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, игры с песком, водой, природным и бросовым материалом и др. нетрадиционные методы и приемы.

Воспитательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых умений и навыков, протекает в условиях конкретных ситуаций. Дети посещают объединения дополнительного образования: «Я и компьютер», «Чудесная мастерская», «Азбука здоровья» «Веселые нотки».

Для расширения социальных связей, интегрирования в общество здоровых сверстников обучающиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, конкурсах для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра», «Детство без границ», мастер-классах, проводимых специалистами МРЦ комплексных спортивных соревнованиях для детей с ОВЗ и др.

В классах для детей со сложными нарушениями работают квалифицированные педагоги: учителя-дефектологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, логопед, педагог-психолог, имеющие специальное (дефектологическое) образование.  Медицинское сопровождение обеспечивают врач-психиатр, педиатр.

Таким образом, обучающиеся со сложными нарушениями развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности,  учет которых дёт возможность развиваться школьникам во всей целостности. В результате своевременно начатой упорной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение воспитанников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся со сложным нарушением может постепенно продвигаться к все более сложному взаимодействию с людьми.

Это заложено и проекте СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время разработаны Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, проекты СФГОС для детей разных категорий (глухих, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития). Задача СФГОС – ввести всех детей независимо от тяжести заболевания в образовательное пространство. СФГОС гарантирует детям со сложными нарушениями свой образовательный маршрут. Если ребенок не может освоить элементарную математику и русский язык, то содержание его образования будет обслуживание себя в бытовом плане.

     Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в нашей школе, показал, что  ребенок с комплексными нарушениями овладевает действительно полезными для него академическими знаниями, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения.

 

Использованная литература:

 

  1. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
  2. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240с.
  3. Воспитание и обучение  детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями: (программно-методические материалы) под ред. И.М.Бгажноковой, М.:Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2007г., -239с.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому ребенку». Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2001г.- 128с.
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. М.: Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2007г., -181с. – Коррекционная педагогика.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт