Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Создание условий для формирова...

Создание условий для формирования читательской грамотности посредством технологии развития критического мышления


Пастухова О.К.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Школа с. Катавож»,

Приуральский район

 

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.

Элвин Тоффлер

Современное общество нуждается в грамотном человеке с активной жизненной позицией, умеющем свободно ориентироваться в информационных потоках бурно меняющегося мира, точно определять смысл полученной информации, ставить задачи и достигать поставленных целей. Будь то школьник, выпускник вуза, специалист – ему необходимо ежедневно сталкиваться с информацией, поступающей из различных источников. Но, к сожалению, не каждый из нас может выделить самое необходимое из полученного материала и применить это в практической деятельности. Так, одной из важных характеристик современного конкурентоспособного гражданина является достижение высокого уровня читательской грамотности.

Под читательской грамотностью подразумевается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [3].

В концепции преподавания русского языка и литературы сказано, что литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению [1].

Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где российские школьники 4-х классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние обучающиеся – стабильно низкие. Получается, что в начальной школе растет число хорошо читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже [4].

Читательская грамотность российских выпускников основной школы оказывается существенно ниже мировых стандартов, о чем говорят результаты исследования PISA, в котором российские школьники занимают 43 место (средний балл составил всего 459 из 1000-балльной шкалы) [4]. Данные, полученные в рамках диагностики читательской грамотности Регионального института развития образования ЯНАО, подтверждают тот факт, что если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то наши ученики окажутся на пути учебного провала.

Проводимые с обучающимися диагностические работы, направленные на выявление уровня читательской грамотности у детей, констатируют неумение вчитываться в текст, различать главную и второстепенную информацию. С целью повышения читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности используется несколько современных технологий, одной из которых является технология развития критического мышления, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Технология развития критического мышления – общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы [2]. С помощью данной технологии обучающиеся учатся самостоятельно обобщать знания. При этом у них формируются и закрепляются общеучебные навыки:

  • умение графически оформлять текстовый материал;

  • умение интерпретировать, анализировать, понимать информацию;

Одно из основных положений этой технологии – следование трем фазам учебного занятия:

  • вызов;

  • осмысление (работа с текстом);

  • рефлексия.

На уроках с использованием технологии критического мышления возможно применение разнообразных методов и приемов, которые внедряются в практику с целью выработки собственных способов решения поставленных задач:

  • Прием «Корзина идей

  • Прием «Верные и неверные утверждения»

  • Прием «Написание синквейна»

  • Прием «Толстые и тонкие»

  • Прием «Ключевые слова»

  • Прием «Письмо по кругу»

  • Прием «Написание эссе»

  • Прием «Парный мозговой штурм»

  • Прием «Ключевые термины»

  • Прием «Прогнозирование по названию»

Во внеурочной деятельности эффективными методами повышения читательской грамотности будут являться внеклассные мероприятия и самостоятельно выполненные творческие задания. Так, например, обучающиеся совместно с педагогоммогут принимать участие в научно-исследовательских работах, школьных литературных конкурсах «Самый читающий класс», «Чемпион чтения». Также обучающимся можно предложить оформить читательские дневники, творческие тетради, читательское портфолио, индивидуальные и групповые проекты, которые способствуют самостоятельному изучению информационных текстов и их пониманию. Кроме этого, учитель может организовать для обучающихся такие мероприятия, как «Пушкинские чтения», «Лермонтовские чтения», создать в школе читательский клуб, провести читательские конференции.

В результате применения на уроках современных образовательных технологий, организации внеклассных мероприятий, уровень читательской грамотности обучающихся значительно повысится, что поможет обучающимся при написании сочинений и эссе на государственной итоговой аттестации.

 

Список литературы

  1. Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/doc/Proiekt_Kontsieptsii_priepodavaniia_russkogho_iazyka.

  2. Иванова Э. Читать – Понимать – Учиться – Писать / Э. Иванова. – М.: Детская литература, 1985. – 75 с.

  3. Результаты оценки динамики читательской грамотности учащихся основной школы образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edu.rtsoko.ru/rsoko/proko/regiss/Shared / Documents.pdf.

  4. Кузнецова М. И. Читательская грамотность школьников: взгляд сквозь призму PIRLS и PISA / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rcokoit.ru/dld/hse/kuznetsova.pdf.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт