Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Спорт – как универсальный язык...

Спорт – как универсальный язык миротворчества


Фатеева О.С.
МБУ ДО «ДЮСШ «Олимпиец»
г. Ноябрьск
Алехно О.А.
МБУ ДО «ДЮСШ «Олимпиец»).
г. Ноябрьск


О, спорт, ты – мир!

Пьер де Кубертен

 

           Всем известно, что спорт является универсальным языком человеческого общения, мощным средством укрепления мира, толерантности ивзаимопонимания. Благодаря этой способности - объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он учит терпимости и примирению.

О, спорт, ты – мир! Эту фразу любил повторять французский деятель, историк, педагог и литератор барон Пьер де Кубертен, основоположник международного Олимпийского движения. Будучи по натуре романтиком, он мечтал сделать наш мир совершеннее и прекраснее. Барон считал, что «молодежь мира» должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв.

       Спортивная деятельность нередко характеризуется борьбой за результат любой ценой. Личность, занимающаяся спортивным совершенствованием, находится в условиях постоянной конкуренции, что сказывается на формировании нравственного опыта и всегда ведёт к реализации нравственных возможностей. 

Из истории известно, что в некоторых случаях именно спорт помог возобновить диалог и найти другие каналы для коммуникации. К примеру, Северная и Южная Корея объединили своих атлетов в совместную команду на летних Олимпийских играх в 2000 году. Матч по настольному теннису стал начальным этапом процесса восстановления дипломатических отношений между Китаем и США в 1971 году. Израильские и палестинские дети регулярно встречались, для того чтобы вместе сыграть в футбол или баскетбол.

         В конце прошлого века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел своё отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

  Участие представителей различных этнических групп в составе спортивных команд укрепляет межэтническую солидарность и толерантность в обществе. Когда-то в советские годы прославляли спорт в мире и одновременно поднимали престиж своих народов белорус Сергей Бубка, татарин Ринат Дасаев, осетин Сослан Андиев, казах Серик Конокбаев, узбек Руфат Рескиеви другие. Сегодня российский спорт также прославляют татарин Марат Сафин, дагестанец Мурад Умаханов, осетин Тамерлан Тменов, тувинец Аяс Монгуш и многие другие. Знаменательным фактом является то, что в Инсбруке в 1964 году была построена церковь в честь проведения Зимней олимпиады, где после церемонии закрытия проводилось торжественное богослужение для спортсменов, переводившееся  на разные языки.

           В феврале 2014 года наша страна принимала гостей со всего мира на XXII зимних Олимпийских играх, которые стали еще одним подтверждением того, что спорт – это мощное средство взаимопонимания между людьми разных национальностей и религий. На пьедесталы и спортивные помосты поднимались люди прошедшие нелегкий спортивный путь с раннего детства, научившиеся уважать соперников, зрителей, людей всей планеты. Поэтому основы толерантности необходимо закладывать в детстве, когда ребенок наиболее восприимчив для этого и еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Знакомство с традициями разных народов, формирование толерантности у детей должно проходить через все виды двигательной активности. И прежде всего через игру. Именно поэтому, самые маленькие наши спортсмены свое обучение начинают с игровых приемов, позволяющих плавно адаптироваться к изучению базовых видов спорта и сохранить детскую непосредственность. Именно такдетиучатся вступать в отношения со сверстниками и регулировать их. Ведь  игры –проецируют жизненные ситуации, дают возможность «проиграть» тот или иной момент, в результате чего формируются важные нравственные качества: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь.

И уже в подростковом возрасте, когда спортсмены делятся на команды, ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими.

           Говоря о спорте как об универсальном  языке миротворчества, заметим, что в нашем учреждении созданы все условия для формирования этнического  самосознания и толерантного отношения детей друг к другу. В отделениях по видам спорта:греко-римская борьба, спортивная акробатика, киокусинкай,  тайский бокс, бокс, лыжные гонки, обучаются дети – представители  разных конфессий, рас и вероисповеданий. И здесь огромная роль отводится тренеру-преподавателю, который объединяет в одном тренировочном процессе культуры,  истории и менталитет разных народов. С детьми проводятся беседы, совместные просмотры кино и видеофильмов, приглашаются специалисты учреждений города для проведения мастер-классов, интерактивных игр и тренингов. Как показывает практика, наши дети охотно включаются в данные мероприятия, так как имеют возможность поразмышлять, высказать свое мнение, дать оценку тому или иному событию и просто оказать дружескую поддержку.

Для того чтобы достичь наиболее эффективных результатов в формировании этнического самосознания, учреждение тесно взаимодействует с семьей. Родители и законные представители посещают занятия и соревнования, совместно радуются успехам и поддерживают тех, к кому спортивная удача была менее благосклонна. В рамках «Открытых дней» проводятся родительские собрания, выставки-презентации экипировки и инвентаря (Приложение №1), на стендах постоянно размещается информация о ведущих спортсменах, их результатах. Использование разнообразных форм проведения встреч с родителями - круглый стол, диалог «Вопрос-ответ», «Вопрос специалисту» и т.д., помогает в неформальной обстановке обсудить вопросы тренировочного и воспитательного процесса, а также деятельности учреждения в целом (Приложение№2). И нередко, эти встречи заканчиваются чаем с ароматной

выпечкой,  приготовленной мамами-хозяйками, принесшими частицу своей семьи и национальной культуры. И это для  нас более всего ценно. 

Можно много говорить о том, чем занимается школа, какую лепту вносит в формирование толерантного сознания наших воспитанников. Эти мероприятия  отражены в  плане воспитательной работы учреждения. Здесь и беседы по поводу знаменательных и памятных дат нашей истории, участие в акциях и фестивалях пропагандирующих здоровый образ жизни (Приложение№3), встречи со специалистами учреждений города, знаменитыми и известными людьми, ВОВ и т.д. (Приложение №4).

А также, хотелось бы отметить, что в нашем городе построен центр духовно-нравственного воспитания с его спортивными залами, ледовым кортом, бассейном. Воспитанники нашего учреждения активно посещают данный центр, где сама атмосфера благодатно влияет на состояние ребенка. Сооружения, находящиеся на территории центра, позволяют ближе познакомиться с объектами религии: храмом-часовней  Сергия Радонежского, звонницей, иконами и т.д. Из истории мы помним, что почти все религии были против занятий спортом, считая это недостойным делом. С течением времени, эти убеждения изменились и в настоящее время спорт и религия успешно сосуществуют. Представители разных конфессий приглашаются к нашим воспитанникам на тренировочные занятия для бесед,  на соревнования для напутственного слова. Для многих спортсменов это является очень важным моментом в психологической подготовке к выступлению. Спортсмены, выезжая на соревнования в различные города России, знакомятся с культурой и религией разных народов, посредством музыки, танцев, национальной кухни и костюмов, общения друг с другом. Таким образом, сейчас, вусловиях растущей популярности спорта, религия является действенным фактором воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Например, мусульманские идеологи утверждают, что мусульманская молитва – намаз, положила основу современным гимнастическим упражнениям. А православные говорят о том, что спорт это тяжкий труд, гармонизирующий физические и духовные силы человека.

Подводя итог, хочется еще раз сказать о том, что спорт является одним из наиболее цивилизованных способов взаимоотношений людей в обществе, его влияние в современном мире огромно. Его значительный миротворческий ресурс доказывает, что спорт – часть общечеловеческой культуры иего дальнейшее развитие во всём мире будет способствовать расширению диалога между людьми, невзирая на расу, вероисповедание, культуру. С развитием спорта толерантность будет всё больше укреплять свои позиции в умах и сердцах людей всей планеты.

Закончить свое выступление нам хочется словами Эммы  Сусловой – педагога, ученого,  профессора,  посвятившей долгие годы изучению проблемы патриотического и толерантного воспитания детей: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». 

 

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт