Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Стратегические подходы: анализ...

Стратегические подходы: анализ, Концепция дополнительного образования, пути совершенствования открытого образования в Ямало-Ненецком автономном округе


Сидорова И. К.
кандидат педагогических наук, директор
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Сидорова И. К., кандидат педагогических наук,

директор департамента образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Два года назад мне довелось побывать в Музее Арктики в Санкт-Петербурге. Среди экспонатов особенно запомнились карты сухопутных и морских экспедиций по северному краю России. С удивлением узнала, что иногда маршруты экспедиций пролегали вдоль побережья современного Ямала по Карскому морю.

То были столетия великих географических открытий, о которых пророчески сказал М. В. Ломоносов:

 

Колумбы росские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами путь проложат на восток,

И наша досягнет в Америку держава!

 

В XXI веке Арктика продолжает манить своими неисчерпаемыми природными богатствами. Так, ранее периферийные географически, а зачастую и экономически арктические регионы оказались в эпицентре глобального освоения Арктики.

Ямалу с высоким уровнем развития экономики за счёт добычи нефти и газа, разработки проектов по освоению Арктики нужны специалисты, обладающие компетенциями для работы в суровых природно-климатических условиях с новыми материалами, обладающие современным инженерно-техническим мышлением, способностью к нестандартным решениям.

В то же время решается задача сохранения самобытной культуры, традиций и обычаев коренного населения, особенно тех, кто из поколения в поколение ведёт кочевой образ жизни.

В стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2020 года система образования рассматривается как ресурс укрепления человеческого потенциала. Это согласуется и с целью Программы развития образования округа – формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики автономного округа.

Такая цель может быть достигнута в системе открытого образования, для создания которой существуют объективные ограничения: удалённость населённых пунктов, труднодоступность местности, суровые климатические условия, недостаточная насыщенность социокультурной среды по сравнению с крупными культурно-научными центрами.

Таким образом, внешние вызовы и внутренние противоречия вынуждают к поиску ресурсов для преодоления ограничений, к получению ямальцами качественного образования.

 

К ним на основе сложившегося опыта можно отнести:

– дополнительное образование в сферах образования, спорта, культуры, молодёжной политики с обеспечением широкой вариантности, гибкости и уров-невости программ (в учреждении, в конкретной программе или при реализации проекта);

– единую информационно-коммуникационную среду на платформе «Сетевого региона», с нарастающей практикой сетевых форм общения, дистанционных технологий и подключения к образовательному контенту Интернета (проекты 1 ученик – 1 компьютер, «Школа – территория Wi-Fi»);

– политику доступности дополнительного образования для всех детей, независимо от места проживания и социально-экономических условий семьи (социальные центры на селе).

Абсолютное большинство ямальских детей занимается в системе дополнительного образования, причём более половины из них мальчики, а каждый третий – подросток 15–18 лет. Замечу, что ещё несколько лет назад половозрастная структура была совсем иная в силу преобладания декоративно-прикладного направления в учреждениях дополнительного образования.

Мы полагаем, что дополнительное образование в автономном округе исторически сложилось как мощный ресурс развития человеческого потенциала, который дополняет и расширяет общее образование, обязательное по федеральному законодательству и ограниченное рамками государственного стандарта. Образование человека на протяжении всей жизни как условие его успешной самореализации представляет собой освоение базовых, предметных и надпредметных компетенций и «достраивание» и расширение портфеля компетенций, то есть расширения горизонтов собственного жизненного плана во многом за счёт дополнительных образовательных программ.

Чаще всего это программы учреждений дополнительного образования, которые предоставляют возможность «пробы себя» в большом количестве общеразвивающих программ технического, спортивного, художественного, экологического направления или специализированных учреждений культуры и спорта. Последние (школы искусств, спортшколы) зачастую приводят к выбору профессий.

Программы дополнительного образования сегодня выполняют уникальную роль перевода образования из статуса единственного институционально оформ-ленного источника знаний, умений, навыков и воспитания, как это воспринималось педагогическим сообществом и тем более учениками и родителями многие десятилетия, – в открытую систему с большим выбором образовательных программ, обширным содержанием. Именно в системе дополнительного образования (как более свободной системе) получают распространение новые технологии работы с детьми: школы лидерства, интенсивные школы, проекты. Такие, к примеру, как Кидбург, Мастерславль (город профессий) – в Санкт-Петербурге и Москве, парки развития, эксплораториумы[1], квесты[2]. Таким образом, при всём многообразии определений «открытого образования» нам представляется важным отметить такие характеристики открытого образования, как

– стирание границ между основным и дополнительным образованием;

– расширение вариативности;

– увеличение возможности выбора и последующего самоопределения;

– расширение сетевых форм организации образования;

– усиление роли лидерства за счёт выявления и развития способностей в конкретных областях деятельности;

– переход к обучению на протяжении всей жизни.

Создание системы открытого образования на Ямале осуществляется с учётом внутрирегиональной специфики и общероссийских тенденций. Покажем это на примере проекта «Образовательные бренды Ямала», который был разработан к началу учебного года по предложению Губернатора Д. Н. Кобылкина. Каждый третий бренд представляет собой практику в области дополнительного образования. Так, чум, установленный на подворье Тазовской школы-интерната, стал центром этнокультурного образования детей, которые 9 месяцев учебного года не имеют возможности жить в родительском чуме. Дети учатся традиционным видам работы по дому и ремеслам. Итак, чум – это способ преодоления разрыва с семейным укладом и культурой народа.

В Пуровском районе реализуется проект подготовки национальных кадров для аграрно-промышленного комплекса: ребята учатся оленеводству, рыболовству, осваивают национальные виды спорта. Кстати, курс «национальное многоборье» разработан совместно с департаментом физической культуры и спорта, одним из авторов является депутат Государственной Думы от Ямало-Ненецкого автономного округа Ледков Григорий Петрович.

В 2014 году в Ноябрьске стартовал проект дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи», организованный Салехардской Епархией Русской Православной церкви при участии правительства автономного округа. На 19 га лесного участка на берегу озера созданы условия для изучения детьми православных программ, занятий туризмом, краеведением, спортом.

Особое внимание в округе уделяется выявлению и поддержке одарённых детей. В ходе реализации региональной модели работы с талантливыми детьми созданы 30 ресурсных центров, расширяется участие в предметных олимпиадах, в том числе дистанционных, в компетентностных олимпиадах, летних стратегических играх, которые организует Центр открытого образования (г. Москва). Ежегодно более 30 детей получают денежное поощрение на федеральном уровне, около 300 – на региональном. Юные ямальцы становятся победителями и призёрами Всероссийского форума «Шаг в будущее» конкурса исследовательских проектов им. Вернадского. В 2010 и 2012 году ребята из Надыма и Муравленко участвовали в Международном Лондонском Форуме, в 2011 году – в Международном фестивале по роботехнике в Объединенных Арабских Эмиратах, в 2013 году – в инженерно-технической выставке Интел в США.

Центрами региональных событий становятся муниципальные учреждения дополнительного образования. Так, детская экологическая станция в г. Нового Уренгоя организует конкурс натуралистов-экологов, дом детского творчества Тарко-Сале – фестиваль народного творчества «Все краски Ямала», центр технического творчества в Надыме – Ассамблею юных изобретателей.

Подростки считают знаковыми такие события, как стратегические игры «География человеческих перспектив» (школа № 4, г. Губкинский), «500 дней до вуза» (многопрофильный лицей г. Муравленко).

Есть проекты на основе межведомственного взаимодействия, такие как «Горные стрелки» для допризывной молодёжи совместно с департаментом молодёжной политики и военным комиссариатом, спартакиады школьников по 14 видам спорта, культурно-образовательный форум мир подростка по теме «Музейная педагогика» с департаментом культуры. Они создают основу жизненного самоопределения, для многих становятся основой лидерства.

Педагогические кадры системы образования уникальны и заслуживают отдельного разговора. Несмотря на более низкую зарплату, чем в школе, среди педагогов пятая часть – мужчины, средний возраст тех, кто занимается с детьми, – до 44 лет. Многие из них – увлечённые своим делом люди. Василий Шукшин ласково называл их «чудиками». В какой город или посёлок Ямала ни придешь, обязательно встретишь педагога, у которого профессия срослась с хобби настолько, что своей увлечённостью он заражает и детей, и взрослых. Стали нарицательными имена Булыгина и Ахатова, Гулак и Долинский.

Но Ямалу не хватает специалистов-игротехников, тьюторов, робототехников, владеющих новыми технологиями работы в системе открытого образования.

Финансирование системы дополнительного образования осуществляется на основе 155-ЗАО «О нормативах и объёмах» и на 2015 год в консолидированном бюджете составляет 2 652 млрд. рублей. Государственной программой развития образования округа предусмотрены гранты на поддержку учреждений дополнительного образования в объёме 13,5 млн. руб.

Взвешенная политика Правительства автономного округа по поддержке системы дополнительного образования с целью выявления талантливых детей, создания условий для массовых занятий в разных направлениях деятельности, развивающей способности и компетенции молодого поколения, оценивается населением достаточно высоко: индекс удовлетворённости качеством дополнительного образования по данным ВЦИОМ в октябре 2014 года составил 80 %. Наше дополнительное образование становится открытым, а открытое образование мы понимаем как модифицированную форму получения образования, характеризующуюся свободой выбора удобного режима для удовлетворения потребностей личности. При этом организующей единицей является образовательная программа, которую реализуют социальные институты (не обязательно школы) в сетевом взаимодействии.

Безусловно, ещё очень многое нужно сделать. Для создания по-настоящему открытого образования необходимо и взрослым, и молодому поколению почаще устремлять свой взор в будущее, как это делали наши предки, отправляясь в долгие арктические экспедиции, чтобы совершить судьбоносные открытия.

 

[1] Эксплораториум – интерактивный научный музей и обучающая лаборатория, где посетители могут принять участие в увлекательных экспериментах

[2] Квест (английское «quest», поиск) – это разновидность игр, в которых ваш герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (примеры: убить дракона, спасти мир, вымыть посуду и т. д.).



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт