Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Свобода – это способность пони...

Свобода – это способность понимать и помогать


Ф.И.О. Сизихина Елизавета Андреевна

Место учёбы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»

МО г. Ноябрьск ЯНАО, 9а класс

Наименование населённого пункта: г. Ноябрьск ЯНАО

 

 

 

Инвалидность есть некое отклонение от нормы,

которое мы воспринимаем как несчастье.

Но никто не знает по-настоящему, что это такое.

Никто не знает смысла несения детьми и взрослыми

этого особого Божиего креста.

Только Господь знает смысл того, что происходит.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Вбежав в очередной торговый центр в поисках необходимой вещи, я стала быстро оглядываться по сторонам, стараясь определиться, куда двигаться дальше. Времени оставалось все меньше и меньше. Окинув мимолетным взглядом торговые ряды и заметив нечто похожее на нужный мне предмет гардероба, я была готова практически ринуться к заветной цели.

- Девочка! Можно тебя на одну минутку?

Повернувшись на звук голоса, который был похож на хрустальный колокольчик, я увидела хрупкую девушку с густой челкой, в огромных очках с толстыми стеклами. Девушка сидела в инвалидной коляске, стоявшей возле небольшого столика, на котором ровными рядами были разложены магнитики. " Ах, да! Необходимо купить один из них," - подумала я и, придав лицу выражение понимания и сочувствия, направилась в сторону девушки, попутно ища в карманах деньги.

 - Давайте, я куплю ...... - но, девушка мягко остановила мою руку с монетами и вдруг улыбнулась так светло, открыто и наивно, как могут улыбаться только дети. 

 - Меня зовут Лена, Лена Рогожкина, и я пишу стихи! Они напечатаны на этих магнитиках, выбери себе самое красивое, такое, что затронет твое сердце!

И время,  дрогнув, замерло!...

С тех пор прошло два года! Два года с той встречи, которая навсегда изменила мое сознание. С той встречи, которая постоянно возвращает меня к мысли о том, что в нашем обществе рядом с нами живут люди, во многом отличающиеся от нас. Это люди с особыми потребностями и нуждами, и большинство этих людей отделено от общества. Как они смотрят на мир из инвалидной коляски, мир который приспособлен для здорового человека и исключает особого, мир который равнодушен к слабому, порой до антипатии?

В одной из школ с учениками провели эксперимент. Ребят разделили на две группы. Одним предложили, на первый взгляд, очень простые задания - налить чай в чашку, подняться по лестнице, сделать покупки в магазине, пройти определенное расстояние, но при этом им условно ограничили возможности. Налить чай и пройти нужно было с закрытыми глазами, подняться по лестнице на одной ноге, сделать покупку используя только жесты. Остальные участники эксперимента молча, без комментариев наблюдали за происходящим. Затем детей попросили описать свои чувства. Результат эксперимента - это пронзительное понимание того, что проблемы особого человека остаются «за границами»  жизни общества здоровых.

Вокруг этой темы в последнее время возникло множество вопросов. Где получить ответы на них? Что же такое инвалидность – это Божье наказание за грехи или Божья благодать?

Нужно вспомнить, кого мы мысленно просим заступиться за нас в дни невзгод, к кому несем свои молитвы в минуты отчаяния? Мы обращаемся к православным святым, и в первую очередь к Матроне Московской. Каждый русский человек знает это имя. А ведь Матронушка с детства была слепая, а с семнадцати лет у нее отказали ноги. Но, несмотря на увечья телесные, Господь даровал ей силы душевные исцелять и помогать страждущим на земле. Люди приходили к ней со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Матрона предсказала свою смерть, продолжая принимать людей в свои последние дни.

Еще один инвалид-мученик Федор Тобольский, человек с параличом ног, прикованный к постели. Несмотря на образ жизни лежачего больного, многие верующие посещали Федора дома, причём не из жалости или снисхождения к его немощи. Напротив, в общении с Фёдором многие находили поддержку и утешение для самих себя.

Жизнь этих двух людей является весомым подтверждением словам: "Те, кто несут на себе печать этой жертвы, являются Божьими избранниками. Господь с ними!"

А мы суетимся и в круговерти повседневной обыденности почти не задумываемся над тем, зачем мы живем на этой Земле. Нам некогда и незачем задаваться вопросами, что же нужно для счастья. И лишь обретя потери, мы вдруг начинаем многое переосмысливать и ко многому относиться совершенно по-другому. Мы уверены, что в жизни нам все чем-то обязаны. А особые люди живут с ощущением того, что никто и ничто им ничего не должен! Живут с тем, что у них есть! Находят в себе силы бороться. Как Игорь Плотников, "тюменский дельфин", многократный чемпион России по бегу и плаванию, рекордсмен мира и Параолимпиады-2004 года. А ведь этот человек родился без обеих рук. Может быть, такими примерами Господь учит нас улыбаться наперекор слезам!

Один человек, воспитывающий дочь с синдромом Дауна сказал: "Появление ребенка-инвалида в семье, есть особый дар Божий, который может преобразить нашу жизнь "

Может, мы созданы для того, чтобы любить окружающих нас, думать и заботиться о них? И может, все наши страдания как раз оттого, что мы никак не усвоим урок милосердия и сострадания к ближнему своему? Может в мире оттого столько зла, что мы сердцем глухи?

На уроке литературы мы анализировали произведение Андрея Платонова "Юшка". Небольшой рассказ о человеке, убогом и обездоленном, которого при жизни мог обидеть каждый, излить на него свое дурное настроение. Но никому Юшка не отвечал злом на злое, оправдывал людей любовью и слабостями. И смерть свою принял от людей. А люди Юшку похоронили и забыли его. "Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство." [2]

Этот литературный пример заставляет задуматься над проблемой глухоты и слепоты человеческого общества не как физического увечья, а как увечья душевного. Научить человека увидеть в каждом из встречных образ Божий, может, это и есть Его Промысел.

Статистика показывает что, людей с особыми потребностями в мире – всего 10% от общего населения планеты. И эта пропорция практически никогда не меняется. И если их всегда 10%, то для чего-то же это нужно?

Патриарх Кирилл, посетив дом для детей-инвалидов в ограде Свято-Вознесенской обители, произнес слова, сакральный смысл которых должен принять каждый. Он сказал: "Для нас, людей физически здоровых, очевидно только, что инвалиды нуждаются в нашей помощи. Но очень большой вопрос, кто кому больше нужен — мы инвалидам или инвалиды нам? Может быть, для того чтобы общество наше не теряло человеческого лица, Господь являет нам Свои раны — в лице людей, лишенных тех возможностей, которые имеем мы. Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам."

И это близкая и понятная мне формула. Мне тоже думается, что особые люди приходят в наш мир, чтобы из него не исчезла доброта и он не погиб. Мы должны сказать им спасибо, за то, что они спасают нас.

Мы живём в свободном, демократическом обществе, но по-разному понимаем, что такое свобода. Для меня свобода – это способность понять другого человека, найти в себе силы принять его таким, какой он есть. Свобода – это умение помочь другому.  Именно умение, потому что помощью своей ты должен не унизить, не поощрить, а спасти, поддержать!

Когда в моей жизни случаются падения и неудачи, когда кажется, что весь мир против тебя, я открываю стихи Лены Рогожкиной и черпаю в них силы упрямо идти дальше:

Если бы меня спросили,

Что такое для меня

В этом мире

Счастье, радость

И хватает ли

Тепла,

Я б ответила: "Конечно,

Бог, тебя благодарю

За отца, за маму,

Брата,

За племянниц,

За сестру,

За тебя,

Мой светлый Ангел,

И за то, что

Я люблю.

Спасибо тебе, Лена, за то, что помогла мне обрести истинное понимание слова СВОБОДА!

Список литературы

1. Ильина, И.В. Патерик Сибирских святых, http://tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?dat=2010.03&st=6 (Дата обращения: 02.10.2018).

2. Гудошникова, Н. Учительская газета. http://www.mger 2020.ru/mg_ authors/2009/06/25/7742 (Дата обращения: 30.09.2018).

2. Платонов, А Юшка. Для школьников и учеников начальных классов./ А. Платонов. - М.: Эксмо, 2012. - 8с.

3. Православный церковный календарь, Блаженная Матрона Московская, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm. (Дата обращения: 30.09.2018).

4. Рогожкина Е.С. Стихи.ру – российский литературный портал, http://www .stihi.ru/2013/11/26/11586 (Дата обращения: 02.10.2018).

5. Святейший Патриарх Кирилл: Зрелость общества во многом определяется способностью помогать инвалидам, http://pravznak.msk.ru /forum_topic.php?forum_id=19&topic_id, (Дата обращения: 30.09.2018).


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт