Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Связь поколений через традицио...

Связь поколений через традиционные семейные ценности


Холявко Е.А.
МБОУ "Школа № 2"
г. Муравленко

 

Чтоб оценить и чтоб измерить

Поступки наши и дела,

Их нужно совестью проверить

Той, что от Бога нам дана.

Арсений (А.М. Сабиров)

В настоящее время Россия переживает кризис духовно-нравственного воспитания молодежи. Все это является следствием изменения социально-экономической и политической ситуации в нашей стране.  Для многой молодежи нет морально-нравственных принципов, потому что они воспитываются в отсутствии фундаментальной государственной идеологии, прививающей патриотизм, уважение к истории и прошлому своей страны, к моральным устоям русского человека.

В связи с этим, духовно-нравственное воспитание молодежи стало значимым для российского общества. Ведь для воспитания подрастающего поколения необходимы любовь к Отечеству, уважение к старшим и приобщение к традиционным семейным ценностям. Для этого в школах проводятся уроки по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, ОЭРКС, многие родители приводят своих детей в храмы на службы, тем самым пытаясь приобщить детей к христианским традициям,  некоторые учащиеся посещают воскресные школы, где педагоги рассказывают молодому поколению о человеческих ценностях. Христианская культура имеет немаловажное значение при воспитании в молодежи милосердия, добра, справедливости и ответственности к себе и окружающим людям.

Такое воспитание было присуще в разные периоды времени. Прививание духовно-нравственных традиций на основе православной культуры формировало в молодежи ядро патриотизма, благородности и прежде всего любви к Богу. В жизни немало случалось историй, когда человеку приходилось сделать серьезный выбор и, несмотря на тяжелое положение в стране, разногласии в обществе, человек оставался человеком. Пытался противостоять посланным ему испытаниям и никогда не в падал в уныние.

В жизни рода моего супруга Максима есть такая история, которая поразила меня до глубины души. Ее мне рассказала бабушка Раиса Васильевна, когда мы с Максимом поженились. Меня поразило, с какими трудностями пришлось столкнуться человеку в жизни и не разучится видеть добро, веру, милосердие в окружающих. Эту историю мне бы хотелось поведать вам.

После отречения Николая II от престола в судьбе нашего государства произошли серьезные изменения. Одни хотели сохранить старые традиции и передать наследие своим детям, другие пытались приобщиться к чему-то новому, при этом отречься от старых традиций и искоренить их в своем роду, третьи придерживались нейтральной позиции. В стране был развал, неразбериха, ломались духовно-нравственные ценности, многие отрекались от церкви. Тяжелые времена настигли и село Табынское, Гафурийского района, Республики Башкортостан. В 20-е гг. XX века по всей стране большевики разрушали и грабили храмы, унося с собой все самое ценное необходимое для молодого государства. Вскоре гражданская война настигла и Башкирию. Здесь, на табынской земле, в Свято-Вознесенском храме находилась знаменитая Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы Табынской – одна из самых загадочных и древнейших Святынь Руси. Местные жители почитали эту икону, и вот когда в селе установилась новая власть, грабившая и разорявшая храмы, бабушке Раисы Васильевны - Анне Максимовне Дегтяревой удалось спрятать одну из икон Божьей Матери у себя дома. Бабушка Раисы Васильевны была очень верующим человеком, очень часто ходила в храм, где была крещена сама и ее дети. И вот когда храм был разорен, сброшены колокола, уничтожена церковная утварь и иконы, большевики стали ходить по домам, искать иконы и церковные книги. В доме Анны Максимовны не чего не нашли. Бабушка Раисы Васильевны очень тщательно скрывала икону от людских глаз, очень боялась за близких ей людей.

Эти события произошли до рождения Раисы Васильевны. Она же родилась 1936 г., когда службы в церквях были запрещены. Бабушку крестили тайно в соседской деревне. В самом же Свято-Вознесенском храме был открыт витаминный завод, на который школьницу Раису с одноклассниками привозили на экскурсию.

В июне 1941 г. началась война. Отец Раи – Василий Дмитриевич Уколов – ушел на фронт и в 1943 году погиб под Сталинградом. Мама Раисы Васильевны – Прасковья Ивановна больше замуж не вышла. В семье осталось три женщины: бабушка, мама и Рая. В селе Табынском, они  жили до 1950 года, пока Рая не закончила семилетку. Раиса училась хорошо, и на семейном совете было принято решение перебраться в районный центр Красноусольский, где была средняя школа. Тогда же бабушка Раисы Васильевны достала из тайника Чудотворный Образ, повесила ее в передний угол, и в доме как будто стало светлей.

Бабушка и мама крепко верили в Бога, рассказывала бабушка моего супруга, а я получила атеистическое воспитание, росла в другой обстановке. Вспоминает только, как горько плакала бабушка, когда молодую Раису приняли в комсомол. Ей слезы бабушке были не понятны.  После окончания школы Раиса Васильевна уехала в Уфу и поступила в пединститут. Вскоре вышла замуж и вместе мужем как молодые специалисты поехали работать в Стерлитамак.

Привязанные к единственной внучке и дочке, Анна Максимовна и Прасковья Ивановна продали дом в Красноусольском и тоже переехали в Стерлитамак, чтобы быть по ближе к родному человеку. Даже какое-то время они жили под одной крышей, а потом молодые специалисты получили отдельную квартиру.

В 1961 году умерла Анна Максимовна, и тогда хранительница иконы стала мама Раисы Васильевны, рассказывала бабушка. Она висела у мамы в доме, а когда Прасковья Ивановна умерла, Раиса Васильевна забрала образ к себе. Сама, как говорит она, молиться не умела, поэтому икона просто висела у нее в спальне и не раз мираточила, правда никто об этом не знал, это потом заметили священники. Несмотря на другое время, бабушка также тайно крестила своих детей. Однако и дети Раисы Васильевны воспитывались в советское время при другой идеологии государства.

Много времени прошло с тех пор. Бабушка моего супруга, более 35 лет преподававшая физику в 10 школе г. Стерлитамака, давно на пенсии. Неизвестно, как бы сложилась судьба старой Чудотворной иконы, если бы не мы, новые родственники. Мы с Максимом познакомились летом 2007 года, когда я приехала в отпуск с Севера. Вскоре мы с Максимом поженились, и бабушка впервые показала мне старинную икону. Помню, когда я впервые ее увидела, мне стало спокойно и радостно на душе, захотелось стоять и молиться возле нее. Об этом образе я рассказала своей маме Елисеевой Валентине Ивановне. Моя мама очень религиозный человек, не раз ходившая в крестный ход, посвященный празднованию Иконы Пресвятой Богородицы Табынской, попросту в народе «девятая пятница». Она то и надоумила 77-летнюю Раису Васильевну возвратить старинный образ в восстановленный Свято-Вознесенский Табынский храм.

Не сразу бабушка решилась на этот серьезный поступок. «Пусть я человек далекий от церкви, - говорила она: но к этому Чудотворному образу я всегда относилась с благоговением, она была для меня памятью о моих родных о моей Родине»[1]. Когда бабушка стала вспоминать о своем детстве, также ей припомнилось, что односельчане ее называли «просвиркина внучка», потому что бабушка ее пекла просфоры для церкви. А еще Раиса Васильевна вспомнила как водила ее бабушка на Святые ключи в Красноусольский за двенадцать километров на праздник «девятой пятницы», дорога была тяжелой, проходила через лес, а в тех районах леса густые, маленькая Рая еле поспевала за своей бабушкой…

После всех этих далеких, но в тоже время радостных воспоминаний  бабушка Максима решила вернуть икону в храм. И 13 сентября 2013 года моя мама с вдовой моего покойного троюродного брата Николая Любовью Васильевной Елисеевой и прихожанкой храма Татьяной Александровной Рузановой организовали для бабушки поездку в село Табынское, в Свято-Вознесенский храм. Здесь ее встретили настоятель храма игумен Боголеп, прихожане, верующие, приехавшие из города Орска и села Красноусольского. Торжественно внесли образ в храм, отслужили молебен. Прихожане кланялись и прикладывались к иконе. В храме слышались радостные возгласы: «Вернулась! Вернулась!». И вот случилось чудо, икона замираточила,  в воздухе храма повеяло ароматом мирры. В следующую минуту замираточили и две других иконы Табынской Божьей Матери. Прихожан и гостей храма охватили чувства духовной радости, и восторженности. Отец Боголеп назвал бабушку «хранительница» и сказал, что привезенный образ – первый из возвращенных после стольких лет разрухи. За тем был совершен крестный ход вокруг храма с образов вернувшейся иконы. Бабушка, несмотря на ее слабость и больные ноги, также принимала участие в этом важном событии. Она и не думала, что для села Табынское возвращение иконы является добрым знаком. Ведь верующие верят, ждут и молятся что, скоро в Свято-Вознесенский храм вернется старинная и самая первая икона Пресвятой Богородицы, написанная неизвестным иконописцем примерно X – XII веках.

Итак, наша бабушка во второй раз в жизни переступила порог Свято-Вознесенского храма родного села. Но на этот раз не как школьница, приехавшая на экскурсию на витаминный завод, а как человек, вернувший  землякам утраченную святыню.

Образ Табынской Божьей Матери хранился в семье почти 90 лет. А самой иконе приблизительно около двух веков. Теперь, после возвращения иконы уже четвертый год на 21 сентября в селе проводиться крестный ход в честь праздника Рождества Богородицы. В нем участвует и вновь обретённый образ Пресвятой Богородицы. Крестный ход идет до Святых ключей к храму-часовне Пресвятой Богородицы. Все желающие с большим удовольствием прикладываются к Святому образу.

А бабушка Рая уже не чувствует себя убежденной атеисткой. Это знаменательное событие помогло ей многое переосмыслить в жизни. Несмотря на то, что она уже в преклонных летах, ей радостно от того, что она успела совершить, может - быть, самый главный поступок в своей жизни – вернуть икону людям.

Сейчас Раисе Васильеве исполнилось 80 лет, она уже плохо видит и с трудом ходит. За бабушкой и дедушкой ухаживает  мама и папа моего мужа Марина Евгеньевна и Николай Николаевич. Младший брат Максима Алексей с сыном Дмитрием часто навещают своих любимых бабушку и дедушку, пробабушку и продедушку. Мы же с мужем живем далеко на Крайнем Севере и видимся раз в год, но часто звоним и справляемся об их здоровье. Так хочется, чтобы любимые нами старики жили подольше, радуя и, наставляя нас мудрыми советами. 

Размышляя над вопросами о духовно-нравственном воспитании молодежи, к сожалению, можно сказать, что для нашего общества данное направление еще не развито. Современному обществу еще предстоит проделать сложный путь к решению этой проблемы. Ведь многие вещи, легко объяснимые с духовной точки зрения, для молодых людей остаются недоступными для понимания. Это сказывается на способности принять вызов времени. Когда люди объединены духовно – это одно, но когда политика государства направляет молодое государство к единой идеологии, и существует расхождение ценностей родителей и детей, то непоправимые последствия неизбежны. Ведь молодое поколение как «незрелый цветок» стремиться к свету. Пытается найти истинный путь, ищет для себя идеалы, и, если нет направляющий руки, мудрых советов со стороны взрослых  – судьба молодого поколения может оказаться плачевной.

Для современного общества в данный момент необходимо восстановить те традиции, которые существовали в дореволюционной России. Когда на первом месте для каждого человека стояли общечеловеческие ценности: почитание старших, чувство патриотизма, соблюдение государственных и моральных законов, помощь неимущим. Ведь если заглянуть в  историю Государства Российского, всегда весь народ объединяло общее горе, и даже царская семья, жена и дочери во время войн занимались благотворительностью, служили сестрами милосердия в госпиталях, разделяя  все тяготы с простым народом. Человечество знало, что на государственных деятелей всегда можно было опереться.

Таким образом, России еще предстоит долгий путь к величию и процветанию через воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения. И я знаю, что мы на правильном  пути, нам предстоит еще много трудностей, ведь «царской дороги» к решению любых проблем нет. Но как радостно бывать на службе и видеть, что Россия возрождает моральные ценности молодого поколения. Новый XXI век будет переломным в истории всего человечества, в этом можно не сомневаться. Нам повезло: мы можем увидеть перемены собственными глазами. Поэтому подождем, будем просто жить. Простой человеческой жизнью.

Список использованных источников

1.    Арсений (А.М. Сабиров). О Табынской Иконе Пресвятой Богородице и Земле Табынской  / Краткое повествование/ - Табынск, 2013.

2.    Газета «Стерлитамакский рабочий» от 20.09.2013 № 183, стр. 2, «Хранительница».

Рисунок 1. Встреча Иконы Табынской Божьей Матери.

 

Рисунок 2. Табынский Свято – Вознесенский храм.

 

Рисунок 3. Крестный ход ко дню празднования Иконы Табынской Божьей Матери «девятая пятница».

 

Рисунок 4. ТабынскаяИкона Божьей Матери

 

 

[1][1.Газета «Стерлитамакский рабочий» от 20.09.2013 № 183, стр. 2, «Хранительница»]



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт