Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семейные православные традиции

Семейные православные традиции


Фамилия, имя, отчество (полностью) Сысоева Ксения Владимировна

Название места работы/учебы Государственное бюджетное учреждение Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард»

Наименование муниципального образования Салехард

 

 

 

Содержание

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

        Православные традиции сложившиеся много лет назад, призваны строить дружную, крепкую семью с атмосферой взаимопонимания поколений. Сотни лет они были основой семейного уклада.

        Со времен Крещения Руси до наших дней православие терпело изменения и даже упразднения. Революция 1917 года закончилась разрушением моральных и духовных ценностей человека.  В связи с этим многие православные традиции изменились или совсем забылись.

        Актуальность доклада: семья – это величайшая ценность, созданная человеком. Православные семейные традиции играют одну из главных ролей. Они укрепляют в детях чувство целостности семьи, чувство уверенности и защищенности.

        Целью доклада является – выявление православных семейных традиций.

        Проблемой является сохранение православных семейных традиций, которые необходимы для морально здоровой, сплоченной, сильной православной семьи.

        Задачи доклада:

- рассмотрение иерархии в православной семье;

- выявление основных православных традиций в семье;

- описание православных традиций в современной православной семье;

- оценка результатов анкетирования получателей социальных услуг полустационарных отделений Государственного бюджетного учреждения Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард» об отношении к православным традициям в их семьях.

        Семья – это один из старейших общественных институтов, она играет важную роль в формировании личности человека. Именно в семье детям прививаются основные понятия, функции, обязанности и традиции, передающиеся из поколения в поколение. Семья, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества [2].

        Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. В православной семье главой является отец. «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.» [1].

        Мать же в православии наделена ответственностью за воспитание детей, дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

        Сохранение православных семейных традиций является важной частью отношений в семье. Невозможно представить православную семью без знаний и соблюдения православных праздников и традиций.

        Православная традиция, которая передается из поколения в поколение при появление ребенка в семье, он принимает обряд крещения. Обряд таинства крещения является одним из самых древних обрядов. Этот православный обряд является духовным рождением человека. С этого момента крещеный человек может принимать участие во всех остальных православных обрядах.

        Еще одна традиция православной семьи – это соблюдение постов, исповедь, причащение. На праздник праздников и торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Святая Пасха пекут куличи, красят яйца, посещают торжественную ночную службу с крестным ходом и колокольным звоном. На Рождество Христово – восхлавляют Христа, на Крещение Господне набирают воду, купаются в реке.

        Все православные праздники и традиции важны по-своему. В эти моменты происходит единение семьи, праздники и традиции несут доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и взаимопонимание между друг другом.

        Из поколения в поколение в православных семьях передаются заповеди Библии: верить в единого Господа Бога, не создавать для себя кумиров, не произносить имя Господа Бога напрасно, почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не завидовать, быть добрым, кротким, милосердным. Нельзя гневаться, думать плохо о других людях и всегда поступать по совести.

        В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере. Дети и родители принимают активное участие в православных мероприятиях, читают стихи и песни о Господе Боге.

        В Государственном бюджетном учреждении Ямало – Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард» проведено анкетирование среди получателей социальных услуг и их законных представителей об отношении к православным семейным традициям.

        Участниками анкетирования являются получатели социальных услуг полустационарных отделений. В опросе приняли участие 25 человек. (Таблица № 1)

Таблица № 1

Результаты анкетирования

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Знаете ли Вы, что такое семейные православные традиции?

17

6

2

2.

Существуют ли в Вашей семье православные традиции?

16

7

2

3.

Хотели бы Вы, чтобы Ваши семейные традиции передавались из поколения в поколение?

22

0

3

4.

Как Вы думаете, оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание детей в Вашей семье?

13

1

11

5.

Важны ли членам Вашей семьи православные традиции, сложившиеся в семье?

13

2

10

        

         Анализируя результаты анкетирования можно сделать выводы: на вопрос знаете ли Вы, что такое семейные православные традиции 17 человек (68%) опрошенных ответили положительно, 6 человек (24%) опрошенных не знают что такое православные семейные традиции и 2 человека (8%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос существуют ли в Вашей семье православные традиции 16 человек (64%) опрошенных ответили положительно, 7 человек (28%) ответили, что православных традиций в их семье нет и 2 человека (8%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, хотели бы Вы, что бы Ваши традиции передавались из поколения в поколение, положительно ответили 22 человека (88%) и 3 (12%) человека затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, как вы думаете, оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание детей в Вашей семье 13 человек (52%) ответили положительно, 1 человек (4%) ответил отрицательно и 11 человек (44%) затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос, важны ли членам Вашей семьи православные традиции, сложившиеся в семье 13 человек (52%) ответили положительно, 2 человека (8%) ответили отрицательно и 10 человек (40%) затрудняются ответить на этот вопрос. (График № 1)  

График № 1

         Результаты анкетирования показали, что несмотря на несколько «тяжелых» столетий для православной семьи, люди все – таки сохранили в семье и передали от поколения к поколению православные традиции.

 

Заключение.

         В заключении можно сделать вывод о том, что те православные традиции и знания, которые удалось сохранить поколениям, не стабильны. Что бы они твердо заняли место в нашей современной жизни необходимо содействовать путем воспитания и просвещения людей. Необходимо заинтересовать людей, показать насколько красива православная семья, какие в ней доброжелательные отношения в семье и с окружением.

         Можно выделить основные действия для сохранения и укоренения православных семейных традиций:

- создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов;

- проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия;

- создание семейных воскресных школ;

- создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.;

- проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

- духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями;

- подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств;

- взаимодействие с органами образования;

- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях;

- выделение важности перинатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом;

- пропаганда здорового образа жизни родителей и детей с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия);

- содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб [3].

 

Список литературы:

1.Митрополит Сурожский Антоний. Таинство любви. Интернет сайт https://www.rulit.me/books/tainstvo-lyubvi-read-2306971.html#section_1.  

2.Статья: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Интернет сайт https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/kh/.

3.Статья: Отечественные традиции православного семейного воспитания. Что конкретно надо возрождать? [Котина И.А.] Интернет сайт https://3rm.info/publications/53660-otechestvennye-tradicii-pravoslavnogo-semeynogo-vospitaniya-chto-konkretno-nado-vozrozhdat.html.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт