Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Технопарк как один из ресурсов...

Технопарк как один из ресурсов личностного и профессионального развития обучающихся в системе дополнительного образования


Роговцова Ж. П.
педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
г. Надым

Роговцова Ж. П., педагог дополнительного

образования муниципального образовательного

учреждения дополнительного образования детей

«Центр детского творчества», г. Надым,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Проблема личностного и профессионального самоопределения ребёнка в контексте непрерывного образования сегодня чрезвычайно актуальна. Поэтому неслучайно в Концепции развития дополнительного образования детей нам, дополнительному образованию, определена особая роль: встраиваясь в общую систему образования, стать для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем.

Современные образовательные стандарты определили требования к результатам освоения программ: предметные, личностные, метапредметные. Мы понимаем, что на достижение прежде всего личностных и метапредметных результатов работает не только основное образование, но и дополнительное, осуществляя со- и взаимодействие. В чём заключается это взаимодействие? Какие ресурсы Центра детского творчества на это направлены? И какие проблемы на сегодняшний день существуют?

На протяжении нескольких лет мы решаем проблему взаимодействия через реализацию дополнительных общеразвивающих программ по запросам образовательных организаций (для одних школ и детских садов – это образовательная робототехника, для других – сотрудничество в реализации программ социально-педагогической и художественной направленностей). Это соучастие, на наш взгляд, позволяет дополнить и расширить полученные ребёнком в школе предметные знания, сформировать специальные компетенции, самоопределиться личностно и профессионально. Таким образом, в качестве одного из эффективных ресурсов, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение обучающихся, видим содержание дополнительных общеразвивающих программ. Анализируя в связи с этим реалии сегодняшнего дня, мы приходим к пониманию того, что от реализации программ по запросу необходимо переходить к сетевой форме обучения, которая позволит устранить проблему неполной согласованности содержания программ дополнительного образования с программами внеурочной деятельности. Решение данной проблемы – наша перспектива.

Для всех нас очевиден тот факт, что в решении проблемы самоопределения личности в контексте непрерывного образования, очень важно организовать эффективное взаимодействие и с профессиональным образованием. Это сотрудничество позволяет учащимся получать профессиональное научное сопровождение своей исследовательской и проектной деятельности. А ассоциированное участие Департамента образования ЯНАО во Всероссийской научно-социальной программе для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» МГТУ им. Н. Э. Баумана предоставляет возможность получения дополнительных бонусов при поступлении в университет. На сегодняшний день, это взаимодействие работает и приносит положительные результаты. Но мы видим и проблемы, которые являются для нас сейчас открытыми. Прежде всего, это проблема недостаточного взаимодействия с научными центрами и вузами в условиях моногорода и территориальной отдалённости. Возможно, она найдёт своё решение через выстраивание системы дистанционного научного сопровождения, а также выездных практик и стажировок на базе крупных вузов за счёт привлечения внебюджетных средств, в частности, платных услуг, которые у нас уже введены с 2014 года.

Обозначенные выше проблемы снижают эффективность деятельности дополнительного образования. Мы понимаем это и пытаемся их решать, используя собственные ресурсы.

При решении вопросов самоопределения личности ребёнка мы искали новые пути, подходы к организации такой образовательной деятельности, которая бы позволила создать мотивирующее пространство, в котором ребёнок мог бы развиваться. Так, в Центре детского творчества появилась инновационная образовательная практика – технопарк «ЭНИГМА». Окружной проект запущен с 2011 года.

Почему именно технопарк? Это одна из прогрессивных форм образовательной деятельности в условиях развития высоких технологий. Объединение различных ресурсов (управленческих, кадровых, материально-технических, информационных, программно-методических), а также связь с производственными предприятиями позволяет осуществлять интегративное взаимодействие 6 структурных подразделений: конструкторского бюро «Робототехника», мастерской «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», лаборатории «Экология и техносфера», дизайн-мастерской «S-класс», телестудии «Медиа-полюс», бизнес-клуба «Новые горизонты».

В рамках технопарка мы ушли от классно-урочной системы к нестандартным формам организации учебной деятельности, которые предоставляют возможность осуществления учащимися профессионально-практических проб, т. е. позволяют детям «примерить» на себя роль конструкторов, изобретателей, журналистов, менеджеров, дизайнеров. Уверены, что объединение практики и теории, науки и творчества способствует формированию сквозных компетенций.

Конструкторское бюро «Робототехника» и радиотехническая мастерская объединили ребят, проявляющих интерес к высокотехническим сферам (робототехника, программирование, механика, автоматика, электроника, компьютерная сфера и информатика). Здесь ребята проектируют, конструируют робототехнические устройства, разрабатывают конструкторскую документацию на технические изделия, ремонтируют теле-, аудио- видеоаппаратуру, изготавливают радиотехнические приборы в соответствии с социальным заказом. Очень важно, что продукты творческой деятельности востребованы на производственных предприятиях нашего города, которые являются нашими социальными партнерами. Приведу один из примеров. В январе 2015 года по заказу ГОиЧС Надымского района юные изобретатели сконструировали робота-разведчика для радиационного мониторинга окружающей среды. Прибор был успешно апробирован в одном из крупных торговых центров г. Надыма.

В лаборатории «Экология и техносфера» у ребят появилась возможность работать над экологическими проектами, проводить научные и экспериментальные исследования, которые осуществляются с помощью приборов и устройств, разработанных в радиотехнической мастерской.

В дизайн-мастерской «S-класс» созданы все условия для практического применения знаний и умений учащихся в области профессионального полихудожественного пространства, дизайна изделий и интерьера, разработки художественно-конструкторских проектов, в том числе на заказ.

«Медиа-полюс» – это детско-юношеская студия телевидения, в которой занимаются ребята, увлечённые тележурналистикой. Юные операторы и журналисты учатся работать в информационном пространстве, свободно выражать своё мнение, передавать информацию через мультимедийную продукцию, аудиовизуальные программы.

Бизнес-клуб «Новые горизонты» объединил подростков с активной жизненной позицией, интересующихся бизнесом и экономикой. Ребята разрабатывают бизнес-планы, получая основы функциональной экономической грамотности.

Одним из наиболее значимых ресурсов в решении задачи самоопределения видим сотрудничество с производственными предприятиями и организациями Надымского района. Эта тесная связь практики с производством даёт возможность не только «увидеть» профессию, но и «попробовать» её в реальности. Изобретая модели роботов, усовершенствуя механизмы, исследуя окружающий мир, разрабатывая дизайн-проекты во взаимодействии с реальным производством и предприятиями Надымского района, ребята получают возможность внедрить и применить своё изобретение, свои идеи в реальную жизнь. Например, по заказу НИЦ «Ямал» технопарковцы усовершенствовали механизмы для низковольтных комплектных устройств, которые успешно используются на месторождении Юбилейное.

Представляя технопарк как один из ресурсов самоопределения, саморазвития и самореализации ребёнка, мы понимаем проблемы, о которых говорили выше, они для нас являются открытыми, и мы рассматриваем их как импульс к развитию. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт