Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Тернисты тропинки на пути к Ис...

Тернисты тропинки на пути к Истине


Бочкарёва С.В.
к.ф.н., учитель
МБОУ "Гимназия 19"
г. Курган

Бочкарёва С. В.,

кандидат  философских  наук

МБОУ «Гимназия № 19»,

г. Курган

 

Тернисты тропинки на пути к Истине…..

Истину нельзя понять с листа, её нужно прожить,

испытать, она должна стать частью тебя самого.

Истина – это семя, дающее всходы в человеческом сердце.

Анхель де Куатье

Проблемы современного мира порой подталкивают нас к тому, чтобы вернуться к неким историческим истокам, переосмыслить те или иные вещи на уровне уже свершившихся исторических событий.

2015 год будет связан с 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Поэтому небезынтересным представляется рассмотреть великое деяние, совершенное Владимиром – принятие христианства на Руси, что, как считают многие историки, позволило нашей стране повернуться к цивилизации.

Что же это означает «повернуться к цивилизации»? В.И. Даль в своём словаре указывает, что «цивилизовать народ – значит обратить его из дикого, грубого быта в гражданственный» [2, с.574]. Так ли это на самом деле? Переход от варварства к цивилизации в духовном смысле многие исследователи непосредственно связывают с заменой языческих представлений религиями спасения.

Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Поэтому замена его христианством стало для князя Владимира делом всей его жизни. У князя появляется шанс (или необходимость?) выбрать другую религию. Киевская Русь контактировала с Хазарским Каганатом, исповедовавшим иудаизм, арабо-мусульманским миром (ислам), православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Владимир говорил: «Вот приходили ко мне болгаре, предлагая принять закон их; потом приходили немцы, восхваляя также веру свою; были после них и евреи; последние пришли греки, осуждая все прочие верования и прославляя своё; много беседовал посланный их о начале и судьбах мира сего, чудна была его беседа и сладостна для слуха …. итак, придайте мне разума, какой дадите ответ?» [5].

В силу многих причин князь выбирает христианство. Цель данной статьи не только в том, чтобы ещё раз подчеркнуть то позитивное начало, старт которому дал Владимир, но, скорее, поразмышлять о некоторых моментах, которые сопровождали этот процесс.

Поскольку принятие христианства было новой стезёй в истории Руси, оно неизбежно должно было сопровождаться определёнными негативными моментами. Вот что отмечают исследователи этого исторического события: негативное влияние христианизации заключалось в том, что Крещение было принудительным, а потому стало началом длительного социального конфликта; уничтожались памятники древней истории и культуры Руси; возникла некая дихотомия языческих и христианских морально-этических основ; оторванность христианского мировоззрения от реальной жизни стала причиной расщепления социальных норм на идеальные (в данном случае – церковные) и реальные, применяемые в быту; слияние церкви с государством (христианство способствовало укреплению княжеской власти, духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог), что послужило причиной для возникновения деспотического правления в более позднюю эпоху.

Думается, самое главное – это то, что переход из язычества в христианство был насильственным, много людей погибло из-за того, что были просто не готовы сразу (вдруг) поменять свою веру. Князю, вероятно, необходимо было подумать о том, что христианство как религия тем и отличается от неких «сектальных подстёгиваний» (если можно так выразиться), что позволяет человеку самому сделать выбор – верить или нет. То есть, Бог даёт человеку возможность и право выбора – быть христианином или нет. И ни в коем случае не заставляет его креститься без желания. Человек должен сам прийти к этому решению. И потому сегодня многие приходят к Богу уже в конце своей жизни. Но это и есть истинная вера.

Изменение условий не делает человека, например, того, у которого были языческие верования другим, более совершенным. Переход к цивилизации не означает простого перехода от невежества к мудрости. Как верно подметил Александр Мень: «и у дикарей есть свои преступники и негодяи, а у цивилизованных людей есть и негодяи, и прекрасные представители человеческого рода. Духовная эволюция идёт внутри нас» [4, с.66].

Вспомним ещё раз некоторые Истины христианской религии. В гностическом Евангелии от Филиппа говорится: «Истина едина, она является множеством, и ради нас, чтобы научить нас этому единству, посредством любви через множество». (Фил.12). И к тому же, необходимо помнить о том, что «Ибо, вот царство Божье внутри нас» (Лк. 17 20-21). «В какой день Царство приходит? Оно не приходит, когда его высматривают «снаружи» (Фом.113). «Только тот, кто посвящают свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах….» (Сир.39.1). То есть, надо не обращать в веру насильственно, но научить основам этой веры. «Итак, идите, научите (выделено С.Б.) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28. 19-20).

Хочется согласиться с русским философом Н.А. Бердяевым: «Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда. Тогда только вера свободна. Никто не насилует человеческой совести в явлении Христа. Религия Голгофы есть религия свободы» [3].

К сожалению, многие христианские миссионеры не избежали повторения ошибок князя Владимира. В душах языческих народов (варваров с точки зрения цивилизации),  подвергшихся массовому крещению, старые верования, ставшие традицией за много лет своего существования, не умирали до конца, а порою «дремали» и возвращались вновь.

Более того, крещение (насильственное в данном случае) сопровождалось культурными потерями. Так на месте древних языческих святынь оставались сожжённые миссионерами священные рощи, осквернённые святые источники, идолы и даже человеческие жертвы. Об этих кровавых событиях до нас дошли лишь отрывочные сведения, ведь церковнослужители старалась не «рекламировать» подобные «подвиги». Думается, что священники-миссионеры тогда ещё не ведали, что творят. Воистину, порой «благими намерениями вымощена дорога в ад». Невозможно и не должно крестить человека и обращать его в веру насильственно.

Вот отрывок из «Повести временных лет»: «И стремясь не только Киев, но и всю державу свою светом веры святой просветить, послал Владимир людей во все русские города крестить народы, на не захотевших же креститься большую дань возлагал (выделено С.Б.)» [5]. То есть, данное произведение также подчёркивает элемент принуждения при обращении в новую веру.

Не повторять бы нам этих ошибок на современном этапе. Говоря об языческих верованиях, вернее о диалоге христианства и язычества, хочется подчеркнуть важность выстраивания диалога, например, с коренными народами Ямала (то есть, с язычниками, по существу) в наши дни.

Автором были проведены несколько интервью с представителями Ямальской интеллигенции. И вот их точки зрения на этот счёт: Цымбалистенко Н.В (д.фил.наук, ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»): «Не нужно забывать и о верованиях коренных народов Ямала. У нас недавно было совещание, где говорилось о том, что ненцев подбивают уничтожать свои святилища, чтобы они от язычества перейти к православию. Святилища ненцев уменьшились почти на две трети! Это доказательно показал наш Андрей Плеханов, который объездил эти святилища…. Ненцы разрушают свои святые места. Разве в этом есть духовность? Конечно, нет» [1,с. 47]. Попов Ю.И. (к.фил.наук, «РИРО» ЯНАО): «На мой взгляд, надо говорить и о верованиях наших коренных народов и надо с уважением относиться к этим языческим верованиям. Так как это тоже свой взгляд на мир» [1, с.39]. Пастор протестантской церкви Анатолий Маричев (Салехард): «Посмотрите, люди, которые приезжают на Север, порой не уважают верования коренных народов. Мы пытаемся разрушить их культуру, но у них-то всё построено на духовности. Я сам набивал себе ошибки, когда стал миссионером. Однажды, рассказав об Иисусе Христе, я оставил в чуме книги для того, чтобы и сам хозяин, и его семья имели возможность почитать их и узнать новое о христианстве. Через несколько дней я вновь приехал в гости, в чум меня пригласили пообедать, а перед этим хозяин вспомнил: «Надо покормить богов и твоих, и моих». Открыл стол, где лежат и языческие идолы, и мои книги. Они все были окроплены кровью….. Вот тогда я понял, что нельзя забывать о понимании другого человека, об уважении к его вере, чтобы научиться выстраивать диалог» [1, с.56].

А теперь вновь вернёмся к образу князя Владимира. Говоря о некоторых негативных тенденциях, связанных с принятием христианства на Руси, стоит, однако, отметить, что сам Владимир стремился изменить и себя, и те факторы невежества, которые присутствовали в языческой религии, и воспитать в себе истинного христианина: «И стал Владимир жить богоугодно и преподобно, переменив старые свои привычки, в нечестии у него бывшие. Во всякой добродетели наставляем он был честной супругой своей царевной Анной, с которой жил по христианскому закону. Прочих же, прежних своих жен, которые были у него до крещения, наделив богатствами, он отпустил, дав каждой возможность, если хочет, выйти за другого мужа» [5].

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, в Киеве и в других городах приказал набирать у зажиточных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел казнить злодеев, установил, что наказывать преступников возможно только денежною пенею – вирою, (правда, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска). Есть сведения летописцев, что он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, приказывал развозить по городу пищу и питье (но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов Руси, когда это было необходимо).

Заканчивая статью, хочется вспомнить слова А.Н. Радищева: «Добродетелью я называю навык действий, полезных общему благу». Действия во благо Руси совершал князь. Путь к Истине всегда тернист. И, безусловно, на этом пути ждут человека различные препятствия. Владимир был первопроходцем, а идти первому всегда трудно. Как тут не вспомнить классика русской поэзии: «И опыт, сын ошибок трудных….». Сделав определённые выводы из ошибок (или, вернее, неких заблуждений) князя, стоит, однако, подчеркнуть, что позитивные последствия принятия христианства были неизмеримо важнее для развития страны на данном историческом отрезке, нежели влияние этих самых ошибок (хотя, всё же, больно говорить об этом, поскольку многие люди страдали, и не важно, язычники они или нет, но они люди, в первую очередь).

Истина – в пути. И этот закон ещё никто не отменял. Как бы хотелось избежать заблуждений совсем! Но простым смертным это не свойственно. Вероятно, Господь, предоставляя нам свободу выбора, проверяет, как мы этой свободой воспользуемся.

Список использованной литературы

1. Бочкарева, С.В. На пути к постижению смысла курса ОРКСЭ: сборник интервью / С. В. Бочкарева, А. А. Маметова. – Челябинск : Цицеро, 2013.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т. 4 (репринт). – СПб: ТОО «Диамант», 1996.

3. Николай Бердяев. Миросозерцание Достоевского. [Web]: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn008.htm (дата обращения 10. 10. 2013).

4. Отец Александр Мень отвечает на вопросы. М.: Издательский дом «Жизнь с богом», 2008.

5. Повесть временных лет. Владимир. Крещение Руси//Развивающая образовательная среда Моя история России [Web]: http://www.ros-istor.ru/_03/sovr1 (дата обращения 10.11.2013).

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт