Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Традиционные семейные ценности...

Традиционные семейные ценности как основа формирования культуры современного общества и личности


Тарасенко М.В.
отдел делопроизводства и контроля Администрации города Лабытнанги
Волошина Н.В.
Муниципальное учреждение "Управление культуры Администрации города Лабытнанги"

В данном докладе исследуется позиция современной православной церкви в отношении традиционных семейных ценностей, с одной стороны, и социальных институтов государства и общества – с другой а также механизмы их взаимодействия на примере жизни отдельно взятого города, представлен опыт сотрудничества в деле сохранения духовных основ государства.

История развития российского государства со времени принятия христианского учения и до наших дней свидетельствует об одном: в годы страшных испытаний, в периоды жестоких духовных, политических и социально-экономических разорений, вся тяжесть которых суровым бременем ложится на плечи простого народа, именно православная церковь является по сути единственной и неизменной хранительницей духовно-нравственного идеала. Именно православное учение из поколения в поколение передает нравственный опыт духовного здравия человеческой личности, проповедует опыт духовного совершенствования, наставляет на путь постижения человеком нравственной и духовной истины, делающей человека в высшей степени свободной личностью!

Русская Православная Церковь подарила миру не только великих подвижников и мыслителей, но и мало кому известных исповедников православного учения, способных внятно, просто и открыто говорить об истинных ценностях столь часто попираемых пресловутым массовым сознанием и массовой культурой.

В ускоряющемся с катастрофической силой хаосе мирового социально-культурного и нравственного кризиса, нашему Отечеству не выстоять без многовекового опыта православной церкви.

С первых шагов жизни человек пытается идентифицировать себя с обществом, в котором он делает эти шаги, а позже и временем в котором находится. Первым обществом для человека становится, как правило, его семья, его родные и близкие. Здесь приобретается начальный, в том числе и духовный опыт человека. Именно с этим опытом закладывается основа ценностных ориентиров (впоследствии – жизненных приоритетов). От того, как сформируется система ценностей (и сформируется ли она), зависит кем станет человек для общества и государства. То, что становится ценностью для человека определяет его путь "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.6:21).

Вопрос сохранения традиционных семейных ценностей является одним из ключевых в жизни современной православной церкви. Активная церковная политика способствует тому, что государство начинает прислушиваться к взглядам православных граждан, официально включая религиозный аспект в стратегию развития Российской Федерации.

Ясность церковной позиции и все более усиливающийся интерес, конструктивный настрой государства на плодотворный диалог делают данную тему актуальной для многих православных россиян – простых граждан, пытающихся выстраивать жизнь своих семей, воспитание детей в соответствии с церковным учением и одновременно в любви и уважении к Отечеству, его прошлому и настоящему.

Русская православная церковь рассматривает семью и брак как божественное установление [[1]]. В начале времен, при сотворении человека Творец создал его «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27).

В документе, подготовленном Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, говорится: "Семья, основанная на постоянном брачном союзе мужчины и женщины, одной из важнейших целей которого является рождение и воспитание детей, является основой общества, необходимой для продолжения существования человеческого рода и каждого народа. Семья и брак тесно связаны с подлинными достоинством и свободой человека. Они занимают уникальное место в жизни Церкви и всего общества. Все народы и цивилизации в истории человечества вели семейный образ жизни, без которого были невозможны их существование и благополучие" [[2]].

Руководитель сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Белобородов И.И. выделяет комплекс этических принципов, позволивших обеспечить российской семье вековую устойчивость, социальную и демографическую стабильность:

единобрачие;

целомудрие;

супружеская верность;

семьецентризм;

общественное одобрение брака;

ранняя брачность;

межпоколенная семейная организация на базе общего домохозяйства;

строгая семейная иерархия;

пожизненный характер брака;

высокая репродуктивность[[3]].

Применимы ли данные принципы к современной семье? Большинство ответит "нет". Мы можем сожалеть по этому поводу, можем сколько угодно говорить, что именно такой подход к пониманию смысла семейной жизни обеспечит стабильность, устойчивость и государственную безопасность. Закрепление государством этических принципов на законодательном уровне невозможно по определению и вредно по сути, так как лишает человека права выбора, что нарушает, прежде всего, церковное учение о свободе человека.

Между тем, государство создает условия для сотрудничества православной церкви и государственных (региональных, муниципальных) учреждений. Главным образом это связано с социальной сферой и сферой культуры.

Приведем ряд примеров из жизни нашего муниципального образования. На сегодняшний день в городе Лабытнанги ведется систематическая работа по сотрудничеству между учреждениями культуры, образования, здравоохранения и приходом православного храма в честь Вмч. Георгия Победоносца.

Городской краеведческий музей, библиотечная система, детская школа искусств, муниципальные средства массовой информации проводят различные мероприятия в рамках межведомственного взаимодействия с участием воспитанников детской воскресной школы,  прихожан и священнослужителей. Это взаимовыгодное сотрудничество играет большую роль в жизни нашего города, являясь проводником традиционных семейных ценностей, а также способствует укреплению межнациональных и межконфессиональных связей.

Так, в 2016 году на базе учреждений культуры прошел ряд праздничных Пасхальных мероприятий для прихожан храма и воспитанников воскресной школы. До конца года будут реализованы мероприятия в честь празднования Рождества Христова, в которых примут участие не только прихожане храма, но и жители города, испытывающие интерес к православной вере.

В сентябре 2016 года в Лабытнангской городской больнице освящена молельная комната. Начинает развиваться волонтерское движение.

Настоятель храма регулярно принимает участие в мероприятиях для обучающихся школ города, на которых традиционные семейные ценности рассматриваются и с религиозной, и со светской точек зрения. Эти встречи помогают подрастающему поколению получить знания о духовных основах нашего Отечества, формируют их личное отношение к истории и культуре.

В 2017 году централизованной библиотечной системой во взаимодействии с настоятелем городского храма   запланирована реализация проекта "Школа духовно-нравственного воспитания", в рамках которого пройдут мероприятия, посвященные семье Царственных Страстотерпцев для воспитанников воскресной школы и обучающихся общеобразовательных учреждений города.

Мы видим живую заинтересованность муниципальных и окружных структур в плодотворном сотрудничестве. Отрадно осознавать, что власть создает условия для ведения диалога о духовных, в том числе и о традиционных семейных ценностях.

Российскому обществу очень важно найти формы диалога представителей разных возрастных и социальных групп, наполнить это общение живым словом. Наши дети должны воспитываться на примерах жизни православных святых, являющихся небесными покровителями православных семей, это, конечно же, Петр и Феврония Муромские, преподобные Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, показавшие образец святости и христианского устроения семьи, святые супруги мученики Адриан и Наталия, которые в жизни и в смерти сумели сохранить святость брака, Ксенофонт и Мария, испытавшие тяжкие скорби при расставании с любимыми сыновьями и после долгих поисков чудесно их нашедших. Жития святых – самый лучший пример для детского сердца. Они учат любви, мужеству, терпению, помогая сформировать правильный вектор человеческой жизни.

Семейные ценности и информационное пространство

Данную часть доклада можно было бы озаглавить по-другому, например: "Как не испытать культурный шок после просмотра социальных страниц своих драгоценных детей". Речь идет о личном опыте не столько родителя, сколько преподавателя детской воскресной школы. Люди, сталкивавшиеся с подобной ситуацией наверняка испытывали те же чувства, когда просматривая детские страницы, хочется кричать "Родители! SOS! Это ваши дети! Просмотрите их "лайки" Вас ничего не пугает?". И это только часть проблемы. Мы окружили наших детей компьютерами, планшетами, телефонами, так чтобы наши драгоценные чада не чувствовали себя изгоями среди сверстников. И что в результате получили? Получили крепкую устойчивую и ничем не замещаемую зависимость, последствия которой будут катастрофическими. Рождается только одна ассоциация: пристрастие к развлечениям доступным человеку через современные электронные технологии – страшная душевная язва, способная уничтожить почву, на которой формируется личность человека.

К сожалению, приходится признать, что общество на сегодняшний день не готово отказаться от "великих виртуальных благ". Редко удается встретить родителей, пытающихся противостоять информационному насилию. В основном люди не чувствуют никакой угрозы. И здесь православная церковь должна, приложить все возможные усилия, прежде всего, организовать просветительскую работу среди родителей. Особое внимание необходимо уделять беседам с детьми, мероприятиям, объединяющим детей и родителей в стремлении к Богу.

Невозможно запретить современному человеку пользоваться ставшим для него привычным и доступным информационным пространством, но научить человека, находясь в этом пространстве, не попадать в психологическую зависимость крайне важная социально-культурная задача!

И вновь, опираясь на собственный опыт, необходимо отметить, что информационное пространство стало чище и в этом большую роль играет государство. В качестве примера можно привести случай: осенью 2015 года возникла необходимость пошива косынок для воспитанниц воскресной школы, запрос в поисковой системе "выкройка косынки" выдал результаты, содержащие множество нецензурных материалов. Спустя год результаты подобных поисковых запросов соответствуют заявленной тематике.

Традиционные семейные ценности в глобальном пространстве

"Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои, потому что только в Православии и истина и спасение русского народа, а в будущем и всего человечества» [[4]].

Упрощение нравов вытесняет из общественного сознания понятие объективной нравственной нормы и греха. Разрушается культура народа, утрачиваются традиционные семейные ценности. Выше уже упоминалась важность такой категории как идентичность личности. В макромасштабах нарушение христианской идентичности приводит к трансформации христианской идеологии в антихристианскую. Рушатся основы морали.

В тот момент, когда человек забывает о своем божественном предназначении, он начинает разрушаться. Общество отказывается от высшей идеи и замещает ее материальным благополучием, то есть земным, но все земное временно и тленно. Культура народа – это сложный живой организм, отравить и уничтожить корни – значит уничтожить этот самый народ. А корни культуры – это ни что иное как семья – основа основ. Семейный союз  будет тем крепче, чем больше в нем уважения, любви и веры.

В Документе Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства говорится: "Достойны осуждения, наносят тяжкий ущерб обществу и являются серьезным нарушением подлинных прав человека попытки отрицать истину о браке как союзе мужчины и женщины путем законодательного признания и противоестественного приравнивания к семье и браку различных видов однополых союзов. Ни один закон не может изменить объективную реальность, сделав браком и семьей то, что ими не является. Безусловным злом, является ситуация, когда лицам, живущим в подобных союзах, разрешается усыновление или взятие под опеку детей, что лишает их самой возможности получить опыт подлинной семейной жизни и нормальное нравственное воспитание.

Несовместима с истиной о человеке и наносит тяжкий ущерб обществу так называемая гендерная идеология в различных ее вариантах, которая отрицает саму человеческую природу, утверждая, что мужская и женская идентичность не связаны неразрывно с биологическим полом человека, кото­рым они определяются, а искусственно конструируются в результате научения и влияния общества, могут свободно выбираться или вовсе утрачивать свою определенность. Элементы этой идеологии, лишенной научного основания, сегодня нередко насаждаются в некоторых государствах и на международном уровне настолько агрессивно, что это вызывает вос­поминания о тоталитарных режимах прошлого, осуществлявших преследование христианских убеждений" [[5]].

Легализация однополых браков в большинстве стран Западной Европы, внедрение ювенальной системы, попрание семейных традиций свидетельствуют о деградации Запада. Что ждать в ближайшей перспективе? Работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия [[6]] .

Процесс глобализации носит объективный характер, наивно было бы полагать, что Россия может остаться в стороне от этих процессов. Через различные неправительственные организации, средства массовой информации, интернет и массовую культуру в наше общество уже сегодня внедряются те же инициативы, которые были успешно реализованы на Западе.

Российское общество должно быть готово к тяжелой, сложной и длительной борьбе за сохранение, укрепление и развитие традиционных семейных ценностей. Факторов, разрушающих культуру великое множество. Не стоит все сводить к внешней угрозе, очень многое зависит от гражданской позиции каждого человека в отдельности. Исторический и духовный опыт Русской Православной Церкви может стать прочной основой российской государственности, если государство будет готово этот опыт усвоить.

Данный доклад был написан с позиции человека, пришедшего к вере в "лихие 90-е". Нам не говорили о Боге в нашем детстве наши родители. И до сих пор мы начинаем с ними этот разговор первыми. Нам советовали не прислушиваться к бабушкиным "сказкам про Бога", так как его не существует, а между тем крестили нас, но не предавали этот факт огласке. Мы получили очень много хорошего от советского воспитания. Нас научили быть честными, добрыми, трудолюбивыми. Нам говорили об ответственности и смысле жизни. Но о вечности человеческой души, о Граде Небесном умалчивали. Можно ли назвать ценности, на которых мы росли традиционными? Скорее всего, нам была доступна их малая часть. Пути Господни неисповедимы. Мы учились традициям по книгам и советам людей, которых посылал нам Господь.

У многих из нас за плечами не один брак, а у кого-то не сложился ни один, но своим детям мы говорим о любви к Богу и Отечеству, о важности сохранения чистоты, целомудрия, о верности семейным традициям.  Поколение новоначальных. Мы возрождаем традиции, знания о которых получены не по преемственности от старшего поколения своих родных, а большей частью из книг и жизненного опыта. «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», – сказал Преподобный Серафим Саровский, в этих словах заключается принцип человеческой жизни. И каждому из нас важно осознать меру личной ответственности перед Богом и будущими поколениями. В современной России есть механизмы борьбы с деструктивными процессами, происходящими в мире и одна из приоритетных задач православной церкви – это возрождение и сохранение традиционных семейных ценностей в сотрудничестве с обществом и государством.

 

 

[1]          Защита и укрепление семьи и традиционных семейных ценностей: Задача Церкви, государства и общества. Сборник материалов. Документы, выступления. Выпуск 2, 2016. - 11 с.

 

[2]          Там же. - С. 11 - 12.

 

[3]          Традиционные семейные ценности: в теории и на практике. По итогам круглого стола, посвященного культуре русской семьи. URL: http://riss.ru/actions/22040/(дата обращения: 04.10.2016).

 

[4]          Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Дневник писателя. т. IX, - М.: Наука, 1996. – С.240.

 

[5]          Защита и укрепление семьи и традиционных семейных ценностей: Задача Церкви, государства и общества. Сборник материалов. Документы, выступления. Выпуск 2, 2016. - 21 с.

 

[6]          «Окно Овертона» — технология легализации чего угодно URL. http://dbelyaev.ru/okno-overtona-18078.html (дата обращения: 04.10.2016).

 

 

Список литературы

 

1. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Дневник писателя. Т. IX, - М.: Наука, 1996.

2. Защита и укрепление семьи и традиционных семейных ценностей: Задача Церкви, государства и общества. Сборник материалов. Документы, выступления. Выпуск 2, 2016.

3. Иванов Е.О. Доклад "Защита семьи и традиционных семейных ценностей как фактор национальной безопасности России". URL: http://ivan4.ru/~n0OOm

4. Традиционные семейные ценности: в теории и на практике. По итогам круглого стола, посвященного культуре русской семьи. URL: http://riss.ru/actions/22040/

5. «Окно Овертона» – технология легализации чего угодно URL. http://dbelyaev.ru/okno-overtona-18078.html



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт