Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Традиционные семейные ценности...

Традиционные семейные ценности как основа формирования культуры современного общества и личности


Шостак Т.И.
ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Пуровский район»

 

     На становление личности влияют три фактора: генетика, социальное окружение, сам человек. Педагоги единодушны во мнении, что социальное окружение, в первую очередь, определяется семьей. Семья для личности выполняет психо-эмоциональную, хозяйственно-бытовую, досуговую статусную функции. В масштабе общества семья – социальный институт, выполняющий главнейшие функции воспроизводства и социализации потомства. Соответственно, значение семьи для общества и для личности недооценить невозможно.

     К сожалению, в настоящее время наблюдается процесс все большего уничтожения и растления семьи и семейных ценностей. В моде слова индивидуальность, демократия, эмансипация, равноправие, свобода и т.п. Зачастую эти понятия воспринимаются обществом буквально, что ставит под сомнение многие семейные ценности. В частности, брак, как основа зарождения семьи, все чаще подвергается критике, налицо и  демографический кризис. Отношения между мужем и женой, родителями и детьми давно стали потребительскими. Да, возможно, виной тому социально-экономические условия жизни современного общества, однако, на поверхности и тот факт, что человечество выбрало путь удовольствия, благодарности, тогда как семья – это ежедневный титанический труд, в первую очередь, над самим собой.

     Эти изменения разные ученые трактуют по-разному: одни в этом видят  кризис российской семьи, другие – трансформацию семейных отношений, обусловленную произошедшими общественными изменениями. Кризис семьи выражается в постоянно увеличивающемся количестве разводов и числе незарегистрированных браков, числе неполных семей, в снижении рождаемости, пропаганде гомосексуальных отношений. Трансформация семьи воплощается в массовой нуклеаризации, росте числа детей, рожденных в незарегистрированных браках, увеличении числа семей смешанного типа (в одной семье воспитываются дети от разных браков), изменении демографического поведения молодежи. Оба подхода требуют изучения и выработки путей решения назревших проблем.

     В течение практически двух десятилетий российская общественность слепо перенимала западные ценности и образцы поведения, в том числе и модели поведения личности в семье. Однако стоит отметить существенный фактор: российский менталитет, в  отличие от европейского, по-прежнему, является традиционным, несмотря на то, что экономически и политически наше общество давно уже стало индустриальным. Ментальность общества проявляется во всем: в отношении к деньгам, в отношении к власти, в отношении к собственности, восприятии самого себя и, конечно, в отношении  к близким людям. Европейскому менталитету свойственны индивидуализм, ориентация на утверждение власти, жесткую иерархию, нацеленность на самоутверждение. Традиционный менталитет отличает дух коллективизма, равенства, справедливости, сострадания,  приверженности к традициям, религиозность, почитание родителей, мужа и т.д. [8; 58]. В настоящее время этот факт признается общественностью и, в первую очередь, активно реализуется именно в семейных отношениях. Поэтому актуально обратиться к определению специфики ценностей традиционной семьи.

     Современный исследователь семейного воспитания Хоменко И.А. считает необходимым изучать семью и разрабатывать технологии семейного воспитания в силу назревших социально-антропологических, социально-политических, социально-экономических, социально-демографических, социально-педагогических, психолого-педагогических причин, назревших в нашем обществе [13; 79].

     В словаре С.И. Ожегова семья – это группа живущих вместе близких родственников [9; 711]. Наиболее, на наш взгляд, полное определение, соответствующее традиционному восприятию семьи, дает педагогический словарь: семья – это малая группа людей, объединенная кровным родством, браком, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [4; 82].

Традиционный семейный уклад включает в  себя пять основных компонентов:

1.    Обычаи (установившиеся привычные формы поведения), ценности материнства, отцовства, детства, трудолюбия и созидания, милосердия, терпения, здорового образа жизни, уют (порядок и удобство, создающие ощущение приятного покоя; мир, лад, обустроенность);

2.    Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи). Семья  призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение религиозную, национальную, культурную традиции;

3.     Отношения: сердечные чувствования и настроения, благорасположение, сопричастность, соучастие.

4.    Правила (образ мыслей, нормы поведения, мировоззрение, миропонимание, привычки) доброй и благочестивой жизни.

5.    Распорядок (установленный порядок дел, регламент) дня, недели, года. Режим и церемониал семейной жизни. На распорядок существенную роль оказывают религиозные традиции богослужения, сезонные изменения быта и труда [2; 171-173].

     Именно эти компоненты семейного уклада определяют феномен семьи как малой социальной группы, ключевыми характеристиками которой являются взаимопомощь, взаимоответственность ее членов. Учитывая тематику статьи, остановимся на первом компоненте, а именно – традиционных семейных ценностях:

1.    Ценности материнства, отцовства, детства;

2.     Трудолюбия и созидания;

3.    Милосердия и терпения;

4.    Здорового образа жизни и  уюта.

     Ценность материнства, отцовства и детства является первостепенной, отвечающей за воспроизводство потомства и его  социализацию.  Классической традиционной семьей является патриархальная семья, характеризующаяся четким распределением семейных обязанностей. Забота о семье, ее материальное обеспечение ложится на плечи хозяина – отца; воспитание детей, хлопоты по ведению домашнего очага – задача матери. Такая семья следит за домашним хозяйством совместными усилиями, включая детей. 

     Индустриальное общество сформировало условия для полного полового равенства в социально-политической и экономической сферах: женщина получила возможность учиться, работать, избирать и быть избранной и т.д. Возможность переросла в необходимость – по современным социологическим меркам, чтобы семья соответствовала среднему классу российского общества, в ней должны трудиться оба родителя. Этот факт определяет все больший отход семьи от дел воспитания, и постепенно она «перекладывает» с себя груз ответственности за передачу социального опыта подрастающему поколению на систему образования и другие социальные институты. Переоценить роль семьи в жизни и становлении личности сложно. Воспитательные возможности зависят от характера и состояния супружеских отношений. Через них в первую очередь воздействует на семью, на весь строй ее жизни материальная жизнь общества, господствующий в нем способ производства. Справедливо высказывание французского писателя В. Гюго: «Семья – это кристалл общества». Доверительные, партнерские семейные отношения между супругами, родителями и детьми обеспечивают психо-эмоциональную связь, и тем самым закладывают основы для развития гармоничной, коммуникабельной личности [6; 59].

     Кроме того, стоит отметить, что российское общество в настоящее время достигло высокого уровня благосостояния. Рост благосостояния населения, как правило, приводит к увеличению продолжительности жизни и, соответственно, увеличению детского возраста, юности, зрелости и т.д. Т.е. мы сейчас столкнулись с корректировкой брачного возраста. Если социологически нормой вступления в брак в советском обществе считался возраст 20-21 год, то сейчас это 25-27 лет. Следовательно, возраст рождения  первого ребенка в среднем увеличился с 22-25 лет, до 27-30 лет (Законодательный брачный возраст и в РФ,  и в СССР – 18 лет).

     Большинство социологических исследований иллюстрированы цифрами опросов, статистики, демонстрирующих рост числа разводов, фиктивных браков, нежелание у молодых заключать браки, настроенность молодых людей родить одного ребенка или не рожать вообще. В этом исследователи видят демографический кризис с вытекающим последствием – старение нации. Это и определяет политику государства. Российская Федерация, как социальное государство, берет на себя заботу и поддержку семьи как социального института [1; с. 7]. Налицо и заинтересованность государства в привлечении церкви к решению этой важной проблемы. 8 июля 2008 г. впервые в России был введен день семьи, любви и верности.  8 июля – дата неслучайная, этот  день у православных почитается как день памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи  и брака. Разрабатываются и внедряются различные способы материальной, социальной поддержки семьи и детей.

     Утрата значения ценности трудолюбия и созидания, на наш взгляд, обусловлена усиливающимся разделением труда, которое отделяет человека от процесса материального производства многих продуктов питания. Если в традиционном обществе семья целиком и полностью совместными усилиями заботилась о производстве продуктов питания: участвовали в полевых работах, выращивали овощи и фрукты, занимались животноводством, то сейчас этот процесс практически полностью выпадает из поля зрения человека.  Все продукты мы видим в готовом виде на прилавках магазинов. Это ведет к утрате ценности трудового участия членов семьи и взращиванию потребительского отношения не только к пище, но и к результатам чужой трудовой деятельности.

     Приобщение супругов, детей к нравственным категориям происходит в процессе семейной жизни. Зарождение любовного чувства, венчающегося браком, радость материнства и отцовства, воспитание потомства, конфликт отцов и детей, совместное переживание страданий и счастья в течение всей жизни, муки ревности, трагедия измены и развода, прощение, сохранение верности, формирование половой морали и вообще нравственных ценностей, взаимопомощь в болезнях и в прочих горестях, совместное переживание старости и смысл совместно прожитой жизни – все это свершается в семье [10; 232].

     Российское общество, прошедшее за короткий срок  трансформацию от религиозного, традиционного уклада к советскому индустриально-идеологическому и от советского к демократическому российскому, столкнулось дважды с полной переоценкой ценностей.  Что определило  нравственные поиски семьи и устройство ее уклада.

     Нравственные основы семейной жизни в течение тысячелетий полностью определялись и формулировались религией.  По мнению протоиерея Сергия Звонарева,  «Именно религия возводит отношения из грубо чувственного или социально прагматического измерения в духовную и обоготворенную сферу. Никакая человеческая концепция или социальная доктрина не смогли дать институту брака и семьи столько, сколько предложено религией, связующей человека с Творцом» [3].

     Если духовно-нравственную жизнь дореволюционной семьи предопределяли вера, традиции, обычаи, советской семьи официальная идеология, то молодая российская семья в 90-е годы столкнулась с полным растлением существовавших традиционных и советских семейных ценностей. Лишь сейчас, по прошествии 25 лет, мы наблюдаем процесс обращения семьи к традиционным этическим и религиозным нормам. Следовательно, российское общество определилось с моральным выбором.

     Здоровый образ жизни и уют проявляются в укладе семейной жизни. Уклад – это распорядок жизни, вытекающий Образ повседневной жизни людей, проявляется в семейно-брачных отношениях, во взаимоотношениях с соседями, товарищами по досугу, в других бытовых отношениях. На протяжении последнего века уклад российской семьи претерпел существенные изменения в силу обозначенных выше причин.     Традиционный уклад жизни – это уклад, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений и основанный на религиозности и этнического своеобразия. Соответственно, содержанием уклада являются религиозные воззрения, этнокультурные традиции, психологический и образовательный элементы [14;115]. Духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных культур. Психологическая составляющая уклада жизни человека представлена убеждениями, мотивами, чувствами и воплощается во внешних действиях словах, поступках, действиях. Отсюда и закономерен интерес педагогов и психологов к устройству и распорядку семьи. Исследователь О.Е. Черствая изучает семейный уклад как педагогическую категорию, потому как именно через уклад семья осуществляет воспитательный процесс. Ею сделаны выводы: на семейный уклад оказывает влияние общественное состояние, государственная политика, распределение обязанностей между мужчиной и женщиной в быту, роль женщины в организации семейной жизни. Последнее обстоятельство наводит на размышления, потому что в настоящее время специальной системы подготовки девочек к исполнению ими роли матери, жены, домохранительницы нет. Эта задача опять же семейная. Более того, наша светская система образования не учитывает половые различия, т.е. является бесполой.

     Таким образом, сама семья как малая социальной группы – ценность. Поэтому наряду с реализуемыми мерами государственной политики необходимо в рамках школьного, профессионального образования проводить мероприятия по семейному воспитанию с целью подготовки их к семейной жизни; скорректировать содержание школьного патриотического воспитания – сделать упор на приобщение школьника к малой родине, семье. Уделить внимание проблеме семейного досуга. Роль организации семейного досуга заключается в помощи родителям обрести истинные ценности. Важно продолжать традиции семейного досуга предков, устраивать семейные праздники и участвовать всем членам семьи в организации и проведении массовых праздников светских, религиозных и т.д. [5;76]. Контролировать информацию СМИ, т.к. они тиражируют  модели  и образцы поведения людей, которые в дальнейшем в сознании человека начинают выступать ориентиром для их жизни и деятельности. Демонстрируемые модели поведения становятся примером для молодежи при создании семьи [11; 160]. Но все это требует переосмысления показателей успешности современного человека. Важно отойти от материального воплощения успешности к духовно-нравственным: найти комфортное для души место проживания, определить свою миссию и создать семью.

Литература:

1.    Конституция РФ

2.    Акутина, С.П. Роль православной педагогики в формировании уклада семейной жизни.  Сборник  конференций НИЦ Социосфера, 2011, № 22. – С. 171-173.

3.    Звонарев,  Сергий. Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей [Текст]. 27 октября 2010. http://www.bogoslov.ru

4.    Коджаспирова,  Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]. – М.: МарТ, 2005.

5.    Кудренко,  Т.В. Социально-культурные особенности формирования ценностных приоритетов семейного досуга [Текст]. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015.

6.    Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

7.    Морозова, Е.А. Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога [Текст].

8.      Обросов, М.О. Русские и европейцы: сравнительный анализ особенностей менталитетов [Текст]. – Современные проблемы науки и образования. № 2. 2015.

9.    Ожегов, С.И.  и  Шведова,  Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская Академия наук. Институт русского языка им. Виноградова В.В. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

10.Попова, В.В. Феноменология семейных ценностей в контексте нравственной философии. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 11, 2011.

11.Тучкова,  В.В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ [Текст]. Известия Российского государственного  педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.

12.Тюгашев, Е.А. Семьеведение [Текст]. Учебное пособие для студентов. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

13.Хоменко, И.А. Семейное воспитание  как актуальная научно-педагогическая проблема [Текст]. – Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2.

14.Черствая, О.Е. Уклад семейной жизни как объект педагогического исследования [Текст]. – Вестник Государственного Педагогического Университета. №1, 2001. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт