Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиции и новаторство в форми...

Традиции и новаторство в формировании нравственных привычек в процессе выполнения коллективных творческих дел «Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодёжи»


Смальченко Наталья Федоровна

МБОУ СШ №1

ЯНАО, г. Новый Уренгой

 

Традиции и новаторство в формировании нравственных привычек в процессе выполнения коллективных творческих дел

«Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодёжи»

 

На сегодняшний день можно насчитать сотни, а может и более конференций, круглых столов, посвященных проблемам духовно-нравственного образования и воспитания, проведенных в нашей стране за последние два десятилетия. Думается, что вряд ли кто-то сегодня оспорит мнение, что коэффициент полезного действия от этих, без сомнения, нужных мероприятий, на которых говорится много правильного, крайне низок. Критерием истинности, как известно, является практика. А на практике, в нашей действительности мы часто сталкиваемся с проявлениями бездуховности и безнравственности. Речь идет не только о цинизме, потрясающей порою жестокости подрастающего поколения по отношению друг к другу, окружающим, животным, но и, что особенно в современных сложившихся условиях важно, крайне недостаточным, а возможно иногда и отсутствующим, должным уровнем гражданственности и патриотизма тех, кто представляет собой будущее страны.

По этому поводу М. Шолохов однажды верно подчеркивал, что нельзя «... разрушать то, что уже построено с таким трудом, надо направить силы и способности народа на созидание новых материальных и духовных ценностей, умножать те богатства, которые нам достались по наследству от отцов и дедов, и то, что еще уцелело от страшных катастроф, и тогда только может сохраниться государство и народ, бесценные сокровища культуры. Иначе произойдет такое расслоение поколений, которое неизбежно приведет к отрицанию всего и всех, к оплевыванию собственной истории и святынь прошлого, а без прошлого народ не имеет будущего» [1]. Здесь уместно также вспомнить слова нашего замечательного русского мыслителя Н. Бердяева о том, что благородство всякой культуры определяется тем, что «культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами» [2].

В начале Второй мировой войны Русская Православная Церковь находилась под угрозой исчезновения. В стране был объявлен «безбожный пятилетний план», в ходе которой советское государство должно окончательно избавиться от «религиозных пережитков». Почти все выжившие епископы находились в лагерях, а число действующих церквейпо всей стране не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь, представленная местными жителями патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), продемонстрировала мужество и настойчивость, обрела способность поощрять и поддержать свой народ в трудное военное время.«Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!». Тем временем, после пересечения границы, немцы стремительно двигались по советской территории. На оккупированных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая церкви и проводя успешную антисоветскую пропаганду на этом фоне. Митрополит Сергий говорил о коварной религиозной политике, проводимой Гитлером, в Богоявленском соборе 26 июня 1941 года. «Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает, – предупреждал владыка. – Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф… с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится».[3]

С прошлого века стала очевидной не просто актуальность, а острота проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи. Она обусловлена сложным, очень противоречивым переходным периодом в развитии нашего общества, который сопровождается серьезными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, разрушением прежней системы ценностей, нередко сопровождающейся размыванием границ между добром и злом, прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным.

Проблемам духовно-нравственного воспитания должно всегда уделяться серьезное внимание в любом обществе, даже в самом благополучном, так как качество общества напрямую зависит от качества составляющих его индивидов. Недооценка их, недостаточное внимание к ним оборачивается трагедией, а порой и катастрофическими последствиями. Личностями, как известно, не рождаются, ими становятся. А чтобы последнее стало возможным, необходима целенаправленная, продуманная на государственном уровне система образования и воспитания, в основе которой лежал бы принцип преемственности в этой области, которая бы основывалась на предшествующем позитивном опыте.

Но, очевидно, что современной системе образования это не свойственно. Как известно, в настоящее время её рассматривают в качестве сферы услуг, что обусловливает утрату ею очень важных качеств. Перевод образования из безальтернативного общественно необходимого действия в услугу вызвал справедливую жесткую критику и расценивается не иначе, как разрушение образования. Само понятие «услуга», относящееся к рыночной экономике и представляющее собой небезвозмездную процедуру, напомним, означает результат осуществленного действия между поставщиком и потребителем и характеризуется несохраняемостью, непостоянством качества. Поэтому в данном случае не может быть и речи о заинтересованном диалоге обучающего и обучаемого, которое имеет целью научить, разъяснить, дать прочные знания. Значит, если в учебнике по истории, например, некорректно излагается какой-либо материал, искажающий нашу историю, то у обучающегося практически нет шансов прояснить непонятные ему моменты, так как обучаемый не обязан давать консультаций, которые уже не предусмотрены оказанной им образовательной услугой, и которая предполагает выполнение определенного объема работы.

Далее уместно вспомнить поистине глубочайший смысл понятия «обучение», которое вовсе не предполагает выдачу только определенной порции материала. Это - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, предполагающий единство, взаимодействие двух видов деятельности - научения и передачи знаний и их получения, и усвоения. Обучение рассматривается и как важнейшее средство передачи социального опыта предшествующих поколений. Все перечисленное должно стать основой для развития творческих способностей у обучающихся и формирования у них нравственных взглядов. Только при таком подходе возможно сформировать целостную личность с активной жизненной позицией, в поведении которой будут реализоваться истинные ценности. Решение такой задачи было под силу советской системе образования, в которой хорошо продуманный процесс образования одновременно был и процессом воспитания. Результат известен: советское образование, которое давало фундаментальные знания и было признано одним из лучших в мире, способствовало не только мощному развитию        научно-технического прогресса, социально-экономическому развитию страны, но и формированию нравственной личности, патриота своей страны.

Но можно ли сформировать такую личность, если обучающимся на разных уровнях будут предоставляться образовательные услуги? Ответ может быть только негативным. Как раз такое образование и будет решать задачу, о необходимости которой сказал в 2007 году бывший министр образования А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».[4] Однако все достижения советского общества в разных сферах как раз и можно объяснить реализацией прежде всего установки на формирование человека-творца, на практическое воплощение его творческих способностей.

О том, что уровень патриотизма и духовно-нравственной культуры современной молодежи оставляет желать лучшего, говорят данные социологических исследований. Так, согласно опросу «Левада-центра», проведенного 13-16 декабря прошлого года, 41% россиян в возрасте от 18 до 24 лет выразили желание уехать из России на постоянное место жительства. Данные проводимых опросов на знание истории своей страны, её героев, великих личностей часто повергают в шок. Такими необразованными гражданами страны оказывается легко манипулировать, как это произошло, например, в ноябре прошлого года в Ереване на семинаре CampCamp 2018, организованном на средства Конгресса США. Цель этого мероприятия - подготовка молодых людей из России и других стран СНГ к проведению протестных акций и революций в своих странах.

В условиях ведущейся жесткой информационный войны против России проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи должно уделяться первостепенное внимание. И главным фактором решения этих проблем может быть только образование, в котором будет значительно усилена гуманитарная составляющая, будет уделяться должное внимание мировоззренческим дисциплинам, таким как философия, история, политология, культурология, социология, этика, литература и др. Но, как известно, современное поколение государственных образовательных стандартов ориентировано прежде всего и в значительной степени на формирование профессиональных компетенций и не оставляет возможности не только сохранить все эти предметы в прежних небольших объемах в учебных планах, но и вообще убрать их из учебного процесса. Но кто в этой ситуации разъяснит школьникам, студентам о сути происходящего в политике?

Для того, чтобы выстоять в развернувшейся информационной войне за умы и сердца прежде всего молодежи, не позволить сбыться мечтам заокеанских стратегов и их западных сообщников о разрушении нашей страны, необходимо срочно принять меры, способствующие духовно-нравственному совершенствованию молодежи. Главной из них должно быть содержание школьного и вузовского процесса образования, создание условий для действительно творческого подхода педагогов к нему, освободив их от формально-бумажной работы, отнимающей много времени.

На фоне очень сложной современной исторической ситуации, когда под напором наших противников рушатся традиционные ценности и нормы, чреватой самыми негативными последствиями, мы должны сделать все возможное, чтобы никогда не осуществился знаменитый план американской послевоенной доктрины директора ЦРУ, идеолога «холодной войны», одного из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран Аллена Даллеса. Современные политические процессы и события показывают, что особую актуальность этот план приобретает в наши дни. Он, как известно, предполагал следующее: замену традиционных ценностей фальшивыми; вытравливание из искусства и литературы внимания к происходящим в обществе процессам; «вдалбливание» в сознание людей культ насилия, садизма, предательства; создание условий для хаоса и неразберихи в управлении страной, процветания бюрократии, самодурства, взяточничества и беспринципности чиновников; культивирование хамства, ненависти друг к другу, к русскому народу и его культуре, пьянства и наркомании; уничтожение духовных корней, основ народной нравственности. «Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодежь - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов».[5]

Поэтому в ответ на растущие угрозы нашему существованию, сохранению нашей культуры и государственности необходимы реальные действенные меры, о необходимости которых мы сказали выше, способствующие превращению сегодня образования действительно в главный фактор духовно-нравственного и патриотического воспитания. Проводимые научные мероприятия, значимость которых не оспаривается, должны сопровождаться анализом уровня духовно-нравственной культуры на своем региональном уровне и обсуждаться вместе с соответствующими отделами местной власти. Результатом должно быть принятие конкретных решений для активизации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию не только в преддверии подготовки к значимым датам. Необходимо выработать формы постоянно проводящийся такой работы с обучающейся и работающей молодежью.

Патриотическое сознание граждан рассматривается как важнейшая ценность, предпосылка стабильного формирования общества и основа его духовно-нравственного единства. Через патриотическое воспитание молодое поколение развивает необходимые личностные качества, формирует такие мировоззренческие ориентации как любовь к Родине, почтение к старшим, забота о слабых, такие идеалы как справедливость, честь, достоинство, преданность, товарищество и др. Патриотическое воспитание как элемент государственной практики позволяет молодежи создавать стабильную систему ценностей и лояльное отношение к государству. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность на формирование высокой патриотической осведомленности среди подрастающего поколения граждан, выполнение их обязанностей и выполнение конституционных обязательств по защите интересов Родины.

 

Список использованной литературы:

 

1.      Огнев, А. Не возводите напраслину на Шолохова[Текст]- Лит. Россия. – 1998г. – С. 10.

2.      Бердяев, Н.А. О культуре. - Антология культурологической мысли [Текст]- Москва, 1996 г. – С. 195-198.

3.      Официальный сайт «Православие.RU»[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pravoslavie.ru/99163.html.

4.      Официальный сайт информационного агентства «Красная весна» [Электронный ресурс] – Режим доступа: rossaprimavera.ru/news/46b72876.

5.      Официальный сайт «Гипотезы и Факты» [Электронный ресурс] – Режим доступа: gifakt.ru/archives/index/teoriya-zolotogo-milliarda-ili-plan-dallesa/.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт