Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиции и современность в вос...

Традиции и современность в воспитательном и образовательном процессе российской школы


Традиции и современность в воспитательном и образовательном процессе российской школы

Демидова Валентина Владимировна,

МБОУ КСОШ им. Героя Российской Федерации В. И. Шарпатова,

г. Новый Уренгой

 

Сам факт возрождения казачества говорит нам

о действии благодати Божией в человеческой истории…

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

 

Каждый день после просмотра очередных телевизионных новостей, я задаю себе вопрос: куда катится мир? С уверенностью могу сказать, что я не единственный человек, у которого возникает один и тот же вопрос. Такую неоднозначную реакцию у людей вызывает нестабильная, напряженная обстановка в мире: ослабление международных связей, терроризм, возрастание роли материальных ценностей над духовными. Все это связано с тем, что Россия переживает духовный кризис: недостаточно значимы стали традиции, отсутствует бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому наиболее остро возникает проблема образования и воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности: гуманизм, гражданственность, патриотизм и благочестие, обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

Важнейшими национальными задачами для нашей страны названы преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности и развитие национальной культуры [3; 1].

В связи с этим появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент духовно-нравственных ценностей – общечеловеческих и национальных.

Исследованиями педагогического опыта народа занимались такие классики мировой педагогической мысли, как Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский в основу своей педагогической теории также положил принцип народности воспитания. Известные советские педагоги Н. А. Константинов, В. А. Сухомлинский, Ф. Ф. Королев, М. Ф. Шабаева подчеркивали необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы.

Кадетские и казачьи кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России. В царской России они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.

В современной России официально кадетские школы и корпуса начали активно создаваться после Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)», имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Следует отметить, что появление в современной системе образования казачьих кадетских классов и казачьих кадетских корпусов делает возможным воплощение национального воспитательного идеала.

В кадетской школе имени Героя Российской Федерации Владимира Ильича Шарпатова семь кадетских казачьих классов. Первый казачий класс в школе появился в 2006/2007 учебном году. Инициатором его открытия стало Новоуренгойское городское казачье общество. Сейчас выпускники этого класса учатся на пятом курсе военных институтов. Так, удостоенный Гранта Президента Российской Федерации Кытманов Дмитрий, служит в пограничных войсках ФСБ, а командир класса Ищик Антон, как лучший курсант по строевой подготовке, четыре раза принимал участие в Параде Победы на Красной площади 9 мая.

Казачьи классы формируются с первого класса. По окончании начальной школы статус класса не меняется. Военно-патриотическое воспитание в них основано на любви к родине, на глубоких знаниях великого прошлого России, памяти к воинам, погибшим за свободу Отечества, почитании символов и ритуалов старых казачьих кадетских корпусов и полков, современной казачьей и государственной российской символики. Особое внимание уделяется воспитанию преданности Отечеству, выработке высокого сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, романтике профессии офицера, воспитанию чувства гордости за Россию и Сибирское казачье войско, стремления добросовестно выполнять свои обязанности.

Несмотря на многие исследования, проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично. Каждый народ обладает огромным набором обычаев и устоев, на основе которых формируется нравственный и культурный облик человека. Одним из хранителей высоких духовных и нравственных ценностей является казачий народ, когда-то давно вошедший в состав многонационального русского народа и привнесший особую казачью культуру, которая стала частью национальной культуры. Без казаков сегодня невозможно военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии.

Цель исследования: раскрыть особенности формирования духовно-нравственной воспитанности школьников на традициях казачества.

Гипотеза исследования: казачьи традиции являются эффективным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания школьников в условиях функционирования современной школы, если

– казачьи традиции являются частью системы обучения и воспитания обучающихся;

– обеспечивается активное участие семей и других субъектов городского социума в формировании и реализации положительных традиций во внеурочное время;

– созданы необходимые условия, обеспечивающие эффективное использование казачьих традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

– выявить воспитательный потенциал казачьих традиций в условиях кадетской школы имени Героя Российской Федерации Владимира Ильича Шарпатова;

– обосновать и показать положительное влияние традиций казачьего народа в условиях функционирования современной кадетской школы;

– создать необходимые условия, обеспечивающие эффективное использование народных традиций казаков в духовно-нравственном воспитании школьников.

Вклад казаков в развитие и процветание российского государства неоценим. Многие известные деятели различных сфер подчеркивают значение казачьих традиций и культуры. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «…После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» [7].

Миссия казачьих классов предусматривает воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к традициям казачьих войск. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казак – это воин с головы до ног, от рождения до смерти. Внешний вид казака на все времена: головной убор, лампасы, папаха. Большую роль во внешнем виде казака играла кубанка. Так, сбитая с головы кубанка, равно как и сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала неминуемая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Серьга в левом ухе казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом ухе – последний мужчина в роду. Если же казак носил по серьге и в правом и левом ухе – это означало, что он один ребенок у родителей. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным [5; 1].

В условиях современной школы имени героя Российской Федерации В. И. Шарпатова продолжается возрождение казачьих традиций. Кадеты каждый день видят одного из офицеров воспитателей есаула Гуринова Константина Владимировича в казачьей форме, который является наставником обучающихся казачьих классов. Маленькие казачата и казаки (обучающиеся старших классов) сами носят казачью форму, что еще раз говорит о преданности традициям.

Учиться в казачьем классе почетно, дети с гордостью несут звание «кадет-казак» и стараются соответствовать всем требованиям будущего защитника Родины. Кроме того, кадеты учатся обращаться с шашкой – главным оружием казака с давних времен до сегодняшнего дня, которое имеет символическое и священное значение. Казак, берущий шашку по прихоти, недостоин носить оружие. Это говорит о справедливости и благородстве казаков. Наряду со школьными дисциплинами изучается история казачества. Особое внимание уделяется спорту, занятиям по строевой подготовке, а также народным казачьим танцам и песням, в которых воспевается сила духа и воля казака, его преданность Отчизне.

Ребята активно посещают дополнительные внеурочные занятия, что органично вписывается в основное базовое обучение и активно дополняет его. Спортивный детский клуб «Самурай» – это первая общественная организация, которая работает с обучающимися кадетской школы с 2006/2007 учебного года. Не одно поколение кадет – чемпионов округа, УРФО, Российской Федерации, кандидатов мастеров спорта по каратэ киокусинкай – вырастили тренеры клуба. Ребята принимают активное участие в городских, окружных и межрегиональных соревнованиях. Все обучающиеся с 1 по 11 классы (и мальчики, и девочки) с удовольствием посещают занятия. Кадеты, занимающиеся каратэ киокусинкай на профессиональном уровне, показывают высокие результаты при сдаче нормативов по физической культуре. Этих ребят в кадетском строю можно отличить по правильной осанке и четкому шагу.

Система учебно-воспитательного процесса в единственной кадетской школе на Ямале строится таким образом, что кадет, придя из обычной школы в пятый класс, уже через один-два месяца становится совершенно другим ребенком. От сверстников его отличает подтянутость, собранность, общая организованность и дисциплина. Учебный процесс в школе строится в тесной взаимосвязи с воспитанием у каждого кадета чувства любви к своей Родине – России, привитием общей культуры, расширением кругозора и интеллекта. Этому подчинен каждый урок и каждое занятие как по основной программе, так и в системе дополнительного образования.

Заходит учитель в класс. Подается команда: «Становись! Равняйсь! Смирно!». Командир взвода (класса) четким голосом докладывает учителю о готовности кадет к уроку. Уже этот маленький элемент распорядка носит воспитательное значение. Кадеты подтягиваются, настраиваются на серьезную работу во время урока. При этом опытный учитель любую тему урока по любому предмету умеет связать с военно-патриотической, культурной тематикой, что способствует лучшему усвоению материала.

Три кита, на которых основывается духовно нравственное воспитание, – это семья, вера в Бога, служение Отечеству. Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, использующей веру в Бога как основу и фундамент духовного развития.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Семья в казачьей культуре воспитания играла основную роль в жизни человека, предопределяла становление и формирование его субъектности, являлась транслятором основополагающих духовно-нравственных ценностей. Именно благодаря гармоничному семейному воспитанию осуществлялась связь и взаимодействие индивида, общества и государства. Основой любого казачьего общества является семья. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и пр.), но и является первичным институтом социализации и усвоения народных, религиозных традиций, трудового, хозяйственного опыта. В культуре казачества особое внимание уделяется семейным узам и почтительности к родителям и старшим родственникам. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением, причем мужчина и женщина в семейных отношениях почти равноправны. Данный факт обуславливается тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа ведет свое хозяйство сама и поддерживает дом. Главой семейства всегда остается отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В благоустроенной семье любой ее представитель выполняет соответствующую своему возрасту обязанность: жены помогают мужьям, дети – родителям [6; 203].

К сожалению, в наши дни традиции семейного воспитания ушли на второй план, поэтому сейчас так важна роль и значение родителей (законных представителей). Без активного вовлечения этой категории полноправных участников учебно-воспитательного процесса сегодня трудно рассчитывать на высокий результат работы. В школе имени Героя Российской Федерации В. И. Шарпатова проводится работа по активному вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс. К примеру, проведение совместного внеурочного мероприятия – праздника «Национальные подворья», в котором казачье подворье занимает одно из главных мест. Именно этот день собирает семьи в полном составе, дети и родители готовят блюда, наряжаются в национальные костюмы, оформляют подворье символами и атрибутами своей народности, поют народные песни и участвуют в задорных и веселых танцах. Это уникальная возможность не только узнать о культуре и обычаях разных народов, а еще и провести выходной день вместе, чего так не хватает в рабочие будни. Данное мероприятие учит детей толерантному и уважительному отношению к представителям различных культур, традициям и обычаям. Не стоит забывать о том, что все начинается с семьи. Семья созидается Богом, и супруги должны жить по законам духовным. Если в семье чтят духовные и нравственные ценности, то и для ребенка семья будет святыней, дарованной Господом, которую он будет бережно хранить [4; 4].

Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства. Казачий патриотизм включает в себя истинную любовь к своей Родине, жертвенность. А духовное воспитание включает представление о добре и зле, правде, достоинстве, долге, чести и совести. Раньше с образом казачества наши ученики знакомились только по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». На примере героев этого произведения они узнавали, что духовный мир казаков составляла родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, праздники Господние, строгое соблюдение постов. Это было свято, это сохраняется и в наши дни.

С открытием кадетской школы появился еще один орган родительской общественности – Совет отцов, который помогает в решении вопросов дисциплины, внешнего вида, аттестации младших командиров, формирования команд казачьих классов, которые ежегодно принимают участие в окружном и региональном этапах смотра-конкурса на присвоение звания «Лучший казачий кадетский класс УРФО», Всероссийской спартакиаде допризывной казачьей молодежи, Параде Победы в городе Севастополе. Председатель Совета отцов Ена Сергей Владимирович воспитал старшего сына Владислава, в настоящее время выпускника кадетской школы и курсанта второго курса, и воспитывает младшего сына Александра, который тоже учится в казачьем кадетском классе с первого класса и уже имеет чин вице-урядника.

Общепризнано, что казаки не имеют национальности. Их главным призванием всегда было хранение и защита духовно-нравственных ценностей. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли Православную веру и любовь к Отечеству. Большая часть казачества исповедовала Православие, это являлось обязательным условием службы государству. Жизнь казаков построена согласно христианским заповедям, воспитание детей осуществляется в духе православной веры. Православная вера выступает стержнем казачества, его духовно-нравственной основой. Даже во времена гонений на казачество и Церковь сохранялись христианские традиции. Создавая казачьи общественные организации, в уставах обязательно присутствует информация о неразрывной связи казаков с православной верой. Отдавая присягу, казаки дают клятвенное обещание Богу, означающее ответственность перед Господом на жизнь. Вера в целительную благодать Божию способствует формированию у казаков уникального самосознания и помогает подрастающему поколению, опирающемуся на устоявшиеся обычаи и традиции, в выборе правильного жизненного пути в ситуации вседозволенности и духовного кризиса. 

Уклад кадетской жизни – это педагогически организованное пространство духовно-нравственного развития личности, в котором снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, учебной и вне учебной работы, образованием и жизнью, традициями и современностью.

На данный момент в школе открыто пять казачьих кадетских классов. В них реализуется программа «Казачий Спас»; отцом Андреем проводятся духовно-нравственные беседы; изучается быт и традиции казаков. За десять лет казачество города и округа стало неотъемлемой составляющей кадетского воспитания. Дважды (в ноябре 2014 и 2015 года) на базе школы проводился окружной казачий круг. Кадеты-казаки бережно хранят уже сложившиеся традиции и приумножают славу города Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа. Кадеты принимают активное участие в международных, всероссийских, региональных гражданско-патриотических мероприятиях, из которых четыре мероприятия проводятся при содействии Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества:

– Всероссийские сборы допризывной казачьей молодежи, октябрь 2014 года в городе Анапе (3 место в соревнованиях по верховой конной езде);

– I Всероссийские военно-патриотические сборы допризывной казачьей молодежи в республике Крым городе Севастополе, декабрь 2014 года (2 общекомандное место);

– «Лучший казачий кадетский класс УРФО», март 2015 года (1 общекомандное место);

– в составе делегации ЯНАО 15 лучших кадет школы приняли участие в параде, посвященному Дню Победы, в городе Севастополе, май 2015 года.

 «Ценности и нравственные основы – это то, на чем мы должны строить свою жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [2; 5].

В завершение нужно отметить, что воспринятые на раннем школьном уровне христианские ценности, закреплённые православными и народными традициями, способствуют формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации.

Казачьи классы – наиболее успешная форма воспитания молодежи в русле любви к России, малой родине и Вере Православной. Воспитывая молодежь на казачьих традициях, мы придем к реализации современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3; 1].

 

Список литературы

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – 2016. – 4 с.
  2. Ежемесячный публицистический, культурно-просветительский журнал «Российское казачество». – М. – 2013.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17.
  4. Православная энциклопедия Азбука Веры. Как сохранить семью. Священник Андрей Овчинников. – 2016.
  5. Познавательный журнал «Школа жизни». Культура, искусство, история. – 2007.
  6. Шафажинская Н. Е. Духовно-нравственные основы и культура российского казачества: Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД).– М.: МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ), 2014. – 301 с.
  7. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. – 2012. – 20 февраля.
  8. http://www.ckwt.ru/ideology/sholoh/
  9. http://azov-predtecha.ru/obrazovanie/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-v-kazachih-kadetskih-korpusah-rossii-na-primere
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/obychai-tradici-i-nravy-kubanskih-kazakov.html
  11. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47191.php
  12. http://www.dissercat.com/content/etnokulturnoe-vospitanie-shkolnikov-na-traditsiyakh-yakutskogo-selskogo-sotsiuma
  13. http://www.dissercat.com/content/natsionalnye-traditsii-kak-sredstvo-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov-v-usloviya

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт