Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Традиционные представления о д...

Традиционные представления о душе в системе экологического воспитания


Рябцева Виктория Васильевна
заместитель директора по УВР, кандидат философских наук
МБОУ СОШ №7
г. Ноябрьск

Аннотация. В статье автор пытается определить место понятия душа в современных педагогических концепциях, в системе экологического воспитания. На примере урока в 1 классе по обучению грамоте показывает возможности воспитания экологической культуры, основанной на мировоззренческих традициях коренных народов Севера.

 

Для современного этапа в системе экологического воспитания школьников наиболее распространенными направлениями являются формирование знаний по экологии, охране окружающей среды, осмыслению взаимодействия общества и природы. Это последнее направление и наталкивает на размышления в область этнопедагогики коренных народов Севера, ключевым понятием в миропредставлении которых является душа. Душа, которая наполняет все окружающее пространство – землю и небо, реки и сопки, деревья и камни. Так же как и наполняет самого человека, тем самым не выделяя его из природы, а гармонично вписывая его физические, психические процессы в явления природы. Такое понимание окружающего мира и позволило выжить человеку в труднейших климатических условиях Севера.

Отмечая значение представлений о душе в области этнопедагогики, одна из задач которой – научить ребенка бережно относится к природе,  мы задаемся вопросом,  как  используется культурное наследие архаичных культур, их мировоззрение, принципы воспитания  в традиционном воспитании духовности и современном школьном воспитании, и как философское осмысление этому способствует.

Этот вопрос не случайно становится актуальным в современном образовании. Мы не ставим своей задачей анализ причин падения духовного уровня нашего общества, которое привело к величайшим социальным и природным катастрофам современности. Однако, осознав это, мы всеми силами пытаемся сегодня восстановить в обществе потерянные моральные ценности и традиции, традиции бережного отношения к самому себе и окружающим людям, традиции взаимоотношения с природой, традиции, передающиеся из поколения в поколение, традиции семейные. 

Как правило, духовность сконцентрирована в религиозных учениях и в художественных образцах, но затрагивает она все аспекты жизнедеятельности общества, социальных групп, конкретного человека. Именно в религиозных мировоозрениях античного человека мы и находим взаимосвязь: природа – человек – душа. Логично вписывается в наши размышления понятие нравственности. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, процесс формирования экологической культуры[1] .

Философский словарь уточняет, что «воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся способностей гармонического целого, а так же приобретение вырастающим воспитанником благоприятным для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, народа, семьи, государства» [7].  И если с понятием тело относительно понятно в педагогическом сообществе, то такие понятия как дух и душа,  рассматриваются крайне редко, чаще всего их соотносят с такими понятиями как чувство, лирика, любовь, вера, религия - при анализе литературных произведений, внутреннего мира героев, где они становится синонимами термина  «душевность».  Но почему объект воспитания душа совершенно не востребован в современном образовании? В педагогическом словаре дается следующее определение:  «ДУША — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоз). Идеи всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "Души" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека» [4]. В педагогическом словаре мы снова видим философский подход и в нем совершенно не рассматривается педагогическая функция этого понятия, столь нам сегодня необходимая. Хотя, по нашему мнению, уже в первом классе возможно введение этого понятия с целью формирования экологической культуры.

Итак, попытаемся определить место понятия душа в современных педагогических концепциях, в системе экологического воспитания. Для иллюстрации предлагаем фрагмент урока по обучению грамоте в 1 классе:

 

ФРАГМЕНТ УРОКА

Название предмета

Обучение грамоте (Образовательная система «Школа 2100»)

Класс

1

Тема урока

Генрих Сапгир «Душа природы»

Цель урока

Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению и применению способов действий при работе над рассказом Генриха Сапгира «Душа природы».

Планируемые результаты универсальных учебных действий

Личностные: формирование ценностного отношения к природе, основанное на общечеловеческих ценностях жизни, через ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Регулятивные: умение контролировать механизм прогнозирования по иллюстрации к тексту, по названию; развивать умения рефлексивного чтения.

Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу.

Используемые технологии

технология проблемно-диалогического обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности

 

Ход урока:

Этап работы с текстом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

- Ребята,  рассмотрите иллюстрацию на странице 103. Что вы видите?

 

- А разве можно разговаривать с цветами, разве это люди?

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите внимательнее на иллюстрацию, а что делают  цветы?

- О чем могут рассказать цветы дедушке?

 

 

 

 

- Прочтите фамилию автора и название рассказа.

- Как вы понимаете слово душа?

 

 

 

 

 

 

- А  разве растения  могут испытывать страх или радость?

 

 

 

- Ребята, высказывая свои предположения, вы стали участниками вечного спора ученых. Древнегреческий философ (мудрец)  Аристотель доказывал, что у растений, как и у человека,  есть душа и она является признаком одушевленности.

- Как вы понимаете слово одушевленный?

- Вслушайтесь в слова душа, одушевленный. Какая часть у них общая?

- Как по другому можно объяснить слово одушевленный?

- Но существовало и другое мнение. Св.Антоний: «Растения имеют жизнь физическую. А души не имеют. Человек имеет душу и называется разумным, потому что имеет ум и способен приобрести познания».

 

- Мы видим, что дедушка разговаривает с цветами.

 

- Мне кажется, да. Ведь они живые. Они дышат, растут, питаются.

- Моя мама всегда разговаривает с цветами, когда их поливает.

- А моя бабушка разговаривает с огурцами и помидорами, чтобы они быстрее поспевали.

- Они тоже говорят.

 

- Возможно, сказочную историю…

- Еще они могут жаловаться, что хотят пить.

- Или о том, что их срывают, и они погибают.

- Генрих Сапгир. Душа природы.

- Душа есть у человека, и она улетает, когда он умирает.

- Она уходит в пятки, когда человек боится.

- Еще она поет, когда тебе радостно.

- Мне кажется да, когда их срывают, они начинают бояться. А когда поливают – радуются и лучше цветут.

- А я думаю, что цветы это не люди и радоваться не будут.

 

 

 

 

 

 

 

- живой

 

 

 

- душа

 

- наделенный душой.

 

2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

- Мне хочется пригласить к разговору Генриха Сапгира.  А какой вопрос вы бы хотели задать автору?

- Что поможет вам сделать предположение о том, как считает  автор?

 

- Как он думает, есть ли у растений душа?

 

- По названию рассказа «Душа природы», можно предположить, что автор также думает, что у растений есть душа. 

II этап. Работа с текстом  во время чтения

1.Первичное чтение текста.

чтение – слушание, Выявление первичного восприятия

(с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений,)

 

 

- Я прочитаю вам рассказ, а вы попробуйте ответить на этот вопрос.     

Генрих Сапгир

Душа природы

Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется это у них душа такая. У ромашки душа веселая, как солнышко. У колокольчика душа легкая. У Иван-да-марьи один цветок, две души. У Анютиных глазок душа ласково глядит. У розового и белого клевера душа простая и добрая. Шиповник тоже розовый и белый. Про него можно сказать, что он задумчиво радуется. А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растет, головы не клонит.

- Что вы представляли, когда я читала текст?

 

 

- Молодец, ты интересно подметил.

- Как вы ответите на вопрос, который мы задали автору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я представляла, как гуляла по полянке и разговаривала с цветами.

- А я представлял как будто цветы - это дети.

 

- Автор считает, что у цветов есть душа. Он как будто рассказывает про людей.

2. Перечитывание текста

Медленное "вдумчивое"  повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

- Прочитаем текст по «цепочке», найдем слова, которые описывают душу цветов.

- Назовите эти слова.

 

 

- Можно так сказать о людях?

- О каких людях так говорят?

 

- Прочитайте первый абзац. Последнее предложение. Как вы думаете, где автор разместил душу у цветов?

Почему душа находится в самой красивой части цветка?

 

 

- Душа веселая, легкая, простая, добрая, дикая, непокорная. 

 

(дети приводят примеры)

 

 

- Я понял там, где сам цветок распускается.

- Она самая важная в цветке.

III этап.  После чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного,  дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи  текста или  совокупности его главных смыслов.

 

- Изменилось ли мнение у ребят, которые считали, что у природы нет души?

- А как бы вы описали душу дремучего леса? А топкого болота?

- О каких людях можно так сказать?

- Дети, мы живем на Ямальской земле, и коренные народы, которые здесь проживают,  до сих пор относятся ко всей окружающей природе как живой, имеющей душу. Если камень похож на медведя, которого они почитают, то и к камню будут относиться уважительно. Или к реке, которая дает им рыбу. А что бы был богатый улов, они дарят реке подарки. Вся окружающая природа может печалиться и радоваться, защищать и наказывать. Она живая.

- В наших лесах много цветов, захочется ли вам теперь нарвать огромные букеты?  

 

- Вот так и народы Севера очень бережно относятся к природе. И учат этому своих детей. Никогда ребенок не воткнет в землю палку, чтобы не поранить глаза Земляной бабушки. Не убьет жучка, потому что в него переселилась душа старичка.

- Что бы вы ответили тем ученым, которые считают, что у растений нет души?

- Да, после этого рассказа, мне кажется вся природа нежная, хрупкая и живая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я не смогу рвать цветы, мне будет казаться, что они плачут.

 

 

 

 

 

 

- Когда все люди будут знать, что у природы есть душа, то станут ее беречь, как родного человека.

Домашнее задание.

(Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

 

 

 

- Много стихов, рассказов и песен написано о цветах.

- Давайте соберем все стихи о цветах в одну книжку. Как можно выполнить это задание? 

 

 

 

- Какое название можно дать нашему сборнику?

- А вам я дарю такие строчки…

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.

Спасибо за урок!

 

 

 

- Каждый нарисует свою страничку «Любимый цветок» А потом соединим все листы.

 

-  Душа цветов.

 

 

Анализ урока позволил сделать следующие выводы: на этапе актуализации знаний, дети, назвав основные признаки растений (дышат, растут, питаются), отнесли к ним и способность общаться с человеком, это умозаключение совпадает с мифологическими представлениями о природе архаичным человеком. Термин «душа» в понимании первоклассника так же связан с признаками живого, с тем, что после смерти душа покидает тело. Далее ребенок соотнесет эти знания с жизнью цветов (почему цветы плачут, когда их срывают). Обратили внимание и на важнейшее свойство души – перемещение в теле человека (ушла в пятки). В примере о поющей душе, ученик пытается связать ее с психическими явлениями – выражение радости через пение.

Но проблемно-диалогическая технология способствовала выразить учащимся и другое мнение, об отсутствии души у растений. Это предположение  позволило подвести под урок научную актуальность.  Что придало уроку исследовательский характер. Этот момент очень понравился ученикам, им было важно осознавать себя не первоклашками, пассивными слушателями, а настоящими учеными и исследователями, гипотезы выдвигались смелее, аргументация строилась логичней. Форма подводящего диалога помогла определить цель урока, которая заключалась в вопросе автору. Мы не ставили своей задачей сделать вывод, есть ли душа у природы, нам важно, что думает об этом автор, и сопоставить его мнение со своей точкой зрения.

На этапе первичного чтения  учащиеся очень тонко подметили схожесть цветов и детей. На следующем этапе перечитывания текста становится понятным, что привело их к такому выводу. Согласно закону партиципации, дети  интуитивно соотнесли внешние признаки растений с душевными качествами, свойственными человеку, в данном случае - ребенку, т.к. они сами относятся к этой категории, им проще сравнивать с собой, со своими ощущениями, чувствами и переживаниями.  Абсолютно идентично архаичному человеку  дети поместили душу в голове самой красивой части цветка, указав тем самым на важную функцию души для жизни живого. Коллективные переживания сопричастности с миром растений привели учащихся к правильному выводу о правилах поведения в лесу (не рви цветы, они живые и им больно как тебе). 

Смысловая беседа после чтения расширила представления детей о душе, когда она может быть не только светлой, но и мрачной и хмурой (душа - потемки).

Целостная картина мира, как нельзя лучше была представлена при знакомстве с региональной культурой. Это способствовало более глубокому пониманию ребенком термина душа, но в контексте другой культуры. Именно мировоззренческие установки северного этноса сформировали у детей понятие о необходимости сохранения природы. К этому пониманию дети пришли не через назидания, а через собственное понимание и чувствование, что в дальнейшем скажется на общей экологической культуре общества.

Выполняя творческое домашнее задание, почти все дети нарисовали цветы с внешними признаками человека (глаза, рот, волосы), тем самым в очередной раз обнаружив схожесть мифологического и детского мышления, в данном случае,  одушевляя природу, наделяя ее качествами человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Мы ставили определенные задачи по формированию УУД:

Личностные: формирование ценностного отношения к природе, основанное на общечеловеческих ценностях жизни, через ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Результатом формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, стал осознанно и самостоятельно сделанный вывод о бережном отношении к растениям, части живой природы. Этот вывод был основан на общечеловеческих ценностях жизни. Одушевив природу, наделив ее качествами человека, ребенок осознал, что жизнь присуща не только человеку, но и растениям. И признаком жизни является душа, которая стала на данном уроке объектом научного познания,  принципы которого выразились в чувственном переживании содержания с целью нахождения истины. Опираясь на опыт, ученики смогли сделать предположение о наличии души у растений, возможно, возникшее как фантазия. Но представления северного этноса об одушевленности природы, благодаря близости мифологического и детского мышления, утвердили предположения учеников. В итоге авторская позиция была принята как собственная.

     Регулятивные: умение контролировать механизм прогнозирования по иллюстрации к тексту, по названию; развивать умения рефлексивного чтения. Результат формирования регулятивных умений был получен благодаря использованию на уроке технологий  проблемно-диалогического обучения и технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанных на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова». 

Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу. Многие дети впервые столкнулись с понятием душа. Но благодаря правильно выстроенному подводящему диалогу учителя с учащимися, в доверительной обстановке, способствующей высказывать свое мнение, все дети приняли участие в беседе.

Новые тенденции в образовании и новые технологии создали условия для учеников первого класса обеспечивающие способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формированию этих качеств способствовало понятие души, с одной стороны как объект научного познания, с другой как средство воспитания, относительно независимый источник формирования и развития личностной сферы человека. В совокупности душа предстала как педагогический инструментарий деятельностного  компонента, с помощью которого осуществляется формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека.

 

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373standart.edu.ru›ФГОС

2. Алексеенко Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. / Сост. И.С.Кон. Л., 1988. С. 24-29.

3. Анисимов А. Ф. Космогонические представления народов севера / А. Ф. Анисимов М. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. -108 С.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 81

5. Мифы и предания ненцев Ямала/Автор-составитель Л.А. Лар; иллюстрации Л.А. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС РАН, 2001. 249 с.

6. Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М.: Мысль. 1957. - 640 с.

 7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576с. С.76

 

Интернет-ресурсы:

1. Департамент по делам образования коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа (официальный сайт)// http://www.kmns.yanao.ru/3/1/170/

2. Энциклопедия символов // http://esymbols.ru/

3. Энциклопедия мифологии// http://godsbay.ru/



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт