Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Церковь и народ – одна судьба

Церковь и народ – одна судьба


Голюк Татьяна Петровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества», г. Новый Уренгой

 

Церковь и народ – одна судьба

 

 

Преамбула

Выбор мною темы «Православные священники в Великой Отечественной войне» неслучаен. Дед мой, простой солдат, конный разведчик Первой мировой войны, вернувшись после тяжёлого ранения домой, до конца своей жизни служил в церкви. Единственного сына, моего отца, он отдал в духовную семинарию, где тот и учился вместе со своими сотоварищами, пока не началась Великая Отечественная война. Из всего этого выпуска юных семинаристов лишь один отец выжил чудом, а, может, и отцовскими молитвами, и до конца дней помнил об этом и ценил этот Божий дар. По своей беспечности и недомыслию я не расспрашивала отца о тех годах, о трагических судьбах его одноклассников, о чём бесконечно теперь жалею. И эта работа в какой-то мере попытка приоткрыть завесу той части истории нашего народа, о которой так мало написано, а ещё меньше рассказывается молодому поколению.

Зачем?

Семьдесят пять лет – это много? Для истории, пожалуй, нет. А для человека? Уходит поколение фронтовиков, где, что ни судьба, то подвиг. Кто из молодых знает их имена? Спросите школьника, нет, ученика православной гимназии назвать имя священника – участника Великой Отечественной. Может, кто-нибудь и ответит. Кто-нибудь… Воспитывая детей, закладывая в них духовные ориентиры и нравственные ценности, мы обязаны продлевать и историческую память.

Как?

Безусловно, каждый видит и воспринимает события со своей точки зрения. Но важно и дорого донести до последующего поколения максимально достоверные исторические факты. Чтобы не получилось, что, перефразируя поговорку,  наша история, что дышло, куда повернул, туда и вышло.

Освещать необходимо не только подвиги и положительные моменты. Надо смотреть истории, как правде, в глаза, чтобы не услышать потом от наших детей слова упрёка, подобные выступлению Греты Тунбег на открытии саммита ООН. У подрастающего поколения должно складываться верное представление о событиях далёких сороковых, а участие священства в Великой Отечественной войне бесспорно. Настало время осветить эту часть истории Отечественной войны. Перед нами должны предстать события – и подвиги, и неприглядные моменты, – которые погрузят современников в то время, помогут запечатлеть имена героев-священников, чтобы из поколения в поколения передавались их подвиги, чтобы память о них оставалась на века.

Погружение в историю

Тридцатые годы ознаменовались созданием атеистического государства: священники подверглись репрессиям, были закрыты церкви, разрушены сотни храмов, шла перековка мозгов. Но, несмотря на это, большинство населения в молодом государстве оставалось приверженным церкви. Понимая это, Сталин, будучи когда-то сам семинаристом, в первые дни войны неожиданно для всех обращается к своему народу со словами: «Дорогие соотечественники! Братья и сёстры!». По-видимому, вождь ВКП(б) прекрасно понимал, в народе, не смотря ни на что, остаётся мощная сила, основанная на вере. В то же время митрополит Сергий пишет послание: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа... Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» [3, 190]. Таким образом, в час лихой годины были забыты распри, Церковь и государство объединились против общего врага – фашисткой Германии. Сошла на нет антирелигиозная пропаганда, открывались храмы, возобновились богослужения.

Русская Православная Церковь встала на защиту Родины. 

Всегда во время священных войн наше духовенство, плоть от плоти народа, испытывало подъем патриотизма. Многие из них шли на смерть вместе с паствой. Вспомним имена Василия Васильковского, за мужество в боях Отечественной войны 1812 года  награждённого орденом Георгия Победоносца;  иеромонаха 45-го флотского экипажа Иоанникия (Савинова), который за подвиг во время обороны Севастополя был удостоен высочайшей воинской награды ордена Святого Георгия IV степени, отца Андрея Григорьевича Мурина, который на передовой явил такой героизм и стойкость духа, что был удостоен к награждению орденом Святой Анны с мечами 2-ой степени. За мужество на фронтах с Отечественной войны 1812 года по 1904 год орденом Святого Георгия VI степени  были удостоены пять священников. Свыше четырёх тысяч военных священников погибли или были ранены в боях Первой мировой. Многовековой подвиг православного духовенства послужил примером для священников во время Великой Отечественной войны.

         Церковь и народ – одна судьба

         В первые же месяцы войны на фронт были призваны священнослужители со всей страны. Они показывали примеры мужества, многие из них пали на полях сражений. [7, 505] .

С первого дня батюшки на оккупированной территории, рискуя не только жизнью, но и семьями, и своими детьми, вели борьбу против фашистов. Они  укрывали от врагов красноармейцев, сбежавших военнопленных, раненных; духовно укрепляя мирян, призывали защищать Родину и даже участвовали в боевых операциях. Помогали всеми силами – продуктами и лекарствами, бинтами и фиктивными справками, распространяли сводки Информбюро. «Иногда священникам удавалось спасти партизан и местное население от гибели. Так, они сообщали о предполагаемых карательных операциях со стороны нацистов. Священники укрывали молодёжь, которая подвергалась насильственному угону на принудительные работы в Германии» [6, 72–73].

Вот некоторые имена.

Протоиерей Александр Романушко, рискуя жизнью, призывал защищать родную землю от фашистов, собирал разведывательные данные, отпевал погибших партизан.  

Однажды, приглашённый родственниками на отпевание, партизанский батюшка Александр Романушко вместо вечной памяти произнёс анафему полицаю. Затем мужественный священник обратился к полицаям: «Искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников». Его пламенную речь услышали. К партизанам отец Александр привёл почти целый отряд РОА и был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I-й степени. [10]

Священник Борис Кирик выкопал у себя дома огромный погреб и устроил госпиталь, где выхаживал раненных партизан.

Широко известно имя отца Федора Пузанова,  Георгиевского кавалера Первой Мировой. Священник, находясь в партизанах, спасал мирян от угона в Германию, ходил в разведку, собирал у жителей средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.  Отец Фёдор был награждён медалью «Партизану Отечественной».

Бесстрашный священник Ф. Петрановский организовал в Одессе подпольную группу. Он регулярно принимал сводки Совинформбюро по радиоприемнику, расположенному в подвале дома. Полученные сведения передавались верующим в устной форме, а самые важные из них записывали и распространяли разными путями. Отец Ф. Петрановский в своем храме и на дому крестил более 100 еврейских детей, выдав им документы о крещении. Спасал батюшка от смерти и взрослых. Страдающим от истощения заключенным, в том числе и партизанам, отец Ф. Петрановский оказывал помощь продуктами питания. Арестованных он всегда подбадривал, внушал надежду на скорое освобождение. [8] Медалью «Партизану Отечественной войны» был награжден одесский протоиерей Василий Брага, который сотрудничал с советской внешней разведкой, добывал ценные сведения, помогал партизанам продуктами и материально и в проповедях призывал молиться за победу.

Игумен Павел, наместник Псково-Печорского монастыря, переправлял партизанам возы продовольствия, к тому же он в монастыре прятал рацию и передавал сведения о передвижениях немцев.

Немцы жестоко расправлялись со священниками-патриотами. Десятки клириков были расстреляны или сожжены фашистами. За связи с партизанами сложили головы священники Николай Михайловский и Малишеский, Александр Новик, Павел Сосновский, священники Павел Щерба, Назоревский, Виталий Боровский с семьей, Иосиф Серафимович с семьей. Протоиерей Павел Сосновский и священник Пётр Бацян был замучены в застенках гестапо.

Настоятель церкви священник Николай Пыжевич лечил  тяжелораненых партизан. Отряд карателей сжег отца Николая и его семью – жену и пять дочерей в их собственном доме.

Иоанн Лойко был сожжен фашистами вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию. Из объятой пламенем церкви каратели слышали всенародное пение молитв. [9]

«Православного священника отделили от толпы евреев, коммунистов, партизан и других, приведенных к Бабьему Яру для расстрела. Батюшку раздели, прикрутили колючей проволокой к кресту и подожгли. Горящий крест с человеком толкнули в яму…» [1, 251] Так закончился для отца Александра (Вишнякова) его последний день. Был Александр Вишняков из потомственной семьи священников, триста лет эта семья верно служила церкви и Отечеству.

Как истинные русские патриоты батюшки на оккупированной территории собирали информацию и доставляли спецслужбам разведданные.

Так, например, настоятель Видонской церкви отец Мефодий Белов помогал партизанам добывать нужные сведения о передвижении немецких составов. На оккупированной территории он собрал ценности в Фонд обороны. За помощь партизанам священник был замучен в гестапо. [9]

При содействии Псковской миссии была проведена спецоперация «Послушники». В Псково-Печерскую обитель были внедрены два агента советских спецслужб, которые давали дезинформацию немцам [5, 17].

Священники – часть нашего народа. И, как среди народа, так и среди священников, встречаются люди слабые духом. «Были во времена лихолетья священнослужители, которые нейтрально относились к партизанам, т. е. они знали о дислокации партизанских отрядов, не выдавали их, но и не помогали партизанам» [4, 67]. Священникам, которые доносили на партизан и сотрудничали с оккупантами, партизаны выносили смертный приговор. Всего за годы оккупации партизаны убили 42-х православных священников [6, 73]

И в тоже время, когда за голову священника-патриота Георгия Писаренко было объявлено вознаграждение в десять тысяч немецких марок, никто из мирян его не выдал.  

Батюшки плечом к плечу с народом стали на защиту родной земли. Они храбро сражались, многие пали на поле боя. Есть сведения, что больше половины священников Полесской епархии были расстреляны фашистами за содействие партизанам.

Примечателен случай, когда против фашистских захватчиков объединились православный и католический священники. Отец Мариан, священнослужитель села Гута-Степанская Ровенской области возглавил отряд самообороны, согласовав все организационные вопросы с партизанским командованием из соединения В. А. Бегмы. Для этого он встретился с католическим ксендзом отцом Штефаном и убедил его объединить усилия для борьбы с оккупантами. Священнослужители нашли общий язык и создали общий отряд из тридцати человек, который до полного освобождения успешно защищал свои семьи и дома от националистов, полицаев и прочих банд. [9]

А в это время митрополит Сергий поднимает боевой дух, обращаясь с воззванием к прихожанам.  Он призывает сдавать средства на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского [2, 99].  Уже через четыре месяца была собрана сумма в восемь миллионов рублей. На заводе в Челябинске были выстроены сорок танков, которые 7 марта 1944 года были переданы митрополитом Николаем от Московской Патриархии Красной армии. Эти боевые машины участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши и даже дошли до Берлина. Параллельно продолжался сбор средств на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Всего за войну на нужды фронта Церковь собрала 200 миллионов рублей [12]

Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с народом она с честью прошла испытания в Великой Отечественной войне. Вечная память священнослужителям, сложившим голову за Отечество.

И в заключение

Всё сказанное лишь малый фрагмент панорамы тех событий огневых сороковых, где главными героями навеки остались клирики Православной Церкви. Есть ещё много славных священнослужителей, подвиги которых написаны в истории страны. Но ещё больше имён неизвестных или забытых. Необходимо  продолжить эту тему, и в образовательных учреждениях (в школах, гимназиях, в дополнительном образовании в детских объединениях краеведческой направленности и т.д.):

- предложить детям исследовательскую работу на тему «Православные священники родного края в Великой Отечественной войне»;

- в православных гимназиях сделать стенды с информацией о героях-священниках;

- ко Дню Победы планировать и проводить беседы на тему «Православные священники в Великой Отечественной войне»;

- снимать художественные и документальные фильмы о героях-священниках и демонстрировать их в школах и православных гимназиях.

И тогда крылатая фраза Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто»  зазвучит, как призыв запечатлеть в веках имена героев-священников Великой Отечественной войны.

 

1.       Зоберн  В.М.  Бог и Победа: Верующие в Великих войнах за Россию, М., «Эксмо», с. 251.

2.       Веселов А. П. Патриотическая деятельность Ленинградской епархии в блокадном городе (1941–1944 годы) / Отечественная история. 2005. № 2.

3.       Корзун М. С. Русская Православная Церковь 1917–1945 гг. Минск: Гродно, 1987.

4.       5. Сегень А. Ю. Крестный путь Псковской Православной миссии / Русский Дом. 2007. № 1.

5.       Силова С. В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). 2003

6.       7. Смирнов Д. Военное духовенство // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 9. 

7.       Шкаровский М. В. Феномен Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике //Нестор. 2000. №1.

8.      http://www.budapest.orthodoxy.ru/historypages/historypages1pb.html  (последняя дата обращения: 04.10.2019)

9.      https://iskander-bel.livejournal.com/968971.html (последняя дата обращения: 04.10.2019)

10.  https://pravoslavie.ru/37782.html  (последняя дата обращения: 04.10.2019)

11.  https://histrf.ru/biblioteka/b/ordienonostsy-v-riasakh-istoriia-flotskikh-i-armieiskikh-sviashchiennikov  (последняя дата обращения: 04.10.2019)

https://foma.ru/3-glavnyih-mifa-o-tserkvi-v-godyi-voynyi.html (последняя дата обращения: 04.10.2019)



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт