Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: урок литературы – личность учителя


Юрьева Наталия Борисовна
МБОУ «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко

 – Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили афиняне.

 – Я ищу человека, – ответил он.

        – Кого? Меня? Его?

        – Я ищу ЧЕЛОВЕКА, – повторил мудрец.

Мечты о человеке совершенном: добром, благородном, честном, щедром –  мы встречаем ещё в сказках.  Но эта мечта пока так и остаётся мечтой.  Путь к искоренению зла в себе пока не найден.  Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ!

Так начинается один из моих уроков литературы. И на этом уроке и на многих других я помогаю детям понять, какими они хотят быть, какими они должны быть; как прожить, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», чтобы остаться в ладу со своей совестью, чтобы быть «в ответе за тех, кого приручили».

Есть в школе уроки химии, алгебры, географии. Но не значатся в расписании уроки благородства и благоразумия, великодушия и добропорядочности, благовоспитанности и добросердечия. Считается, что это приходит как бы само собой или не приходит. А ведь общество нуждается не только в эрудированных молодых людях, но и в душевно развитых и духовно совершенных гражданах.

С гармоничным развитием личности напрямую связана русская литература, которая является и эстетическим, и национально историческим явлением. Кроме этого она ещё имеет важную духовную и нравственную направленность.

«Литература, созданная русским народом, – это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью», – писал Д.С. Лихачев в своей работе «Раздумья о России». [4, с. 62]

    Понятие «духовность» – предмет осмысления современных философов, культурологов, педагогов. Говорят о кризисе духовности и её возрождении; о том, что она анахронизм, и о том, что без неё немыслима жизнь человека. При этом каждый исследователь в это понятие вкладывает нечто своё. Одни говорят о духовности как о чисто психологической деятельности человека (М.Каган) [2, с.91-103], другие – как о синтезе эстетизма и теоретизма (В.Федотова) [5, c. 35], третьи – как о творческой способности человека слиться с нравственным началом своего «я» (С.Крымский) [3, с.21-28] и т. д.

Каждая из этих точек зрения, безусловно, улавливает ту или иную грань духовности, рассматриваемую в ряду таких родственных категорий, как общественное сознание, интеллект, психика, идеальное.

В полной мере природа духа была осознана в христианстве. Духовное учение Иисуса Христа нашло воплощение в изложении его учеников и вот уже два тысячелетия служит истинным источником духовных знаний.

Религиозная идея плодотворна в том случае, когда принимается и сердцем, и разумом. Если нарушается согласие между эмоциональным и рациональным, то в сознании человека возникает искажённый образ действительности.

Если мы хотим развивать подрастающее поколение духовно, надо искать, прежде всего, истоки и разные пути этого развития.  

Называя русскую литературу «нравственной силой», к которой «мы всегда можем обращаться за духовной помощью», Д.С.Лихачёв считает, что именно литература является истоком духовно-нравственного развития. [4, с.62] А это значит, и урок литературы, и сам учитель могут стать навигаторами на пути к совершенному человеку: духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.

  Каждый человек, так или иначе связанный с образованием, видит, что подрастающее поколение стало меньше читать, отдавая предпочтение интернету, телевидению. Жаль. Ведь наша русская литература – кладезь знаний, мудрость поколений! Она помогает в решении личных и житейских проблем, в воспитании детей, обогащает внутренний мир. Обращаясь к книге, мы говорим на уроке  о жизни людей в разное время, об истории нашей Отчизны. Куда держит путь Россия? Каково её будущее? Каким должен быть человек настоящего и будущего? Эти вопросы всегда интересовали писателей всех времён.

Произведения древнерусской литературы позволяют нам заглянуть в прошлое родной земли. Замечательно, что в программу учебного курса «Литература» включили «Повесть о Петре и Февронии» – гимн любви и супружеской верности. В течение нескольких веков 8 июля православные празднуется День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Жизнь этих святых служит примером должного отношения к браку и друг к другу. Именно на этом я делаю акцент при изучении «Повести…».

Дети нашего северного региона живут среди людей разных конфессий.  Поэтому, начиная разговор о житие святых, учитель должен объяснить ребятам, что любой житийный герой – это, прежде всего, нравственный образец человека Древней Руси. Можно обсудить вместе ребятами, какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом, к чему стремится современный человек. Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.

Есть и другие темы в русской литературе, предложенные классиками потомкам. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, драма «Гроза» А.Н.Островского и многие другие, в которых раскрывается тема греха, возмездия и покаяния. Возникновение этой темы в русской литературе неслучайно – это отражение христианского мировоззрения и  принципов религиозной морали. С трепетом говорит И.Бунин о религиозности Алёши Арсеньева, главного героя автобиографической книги «Жизнь Арсеньева»: «Я умылся, оделся и стал молиться на образа, висевшие в южном углу комнаты и всегда вызывавшие во мне своей арсеньевской стариной что-то обнадёживающее, покорное непреложному и бесконечному течению земных дней». [1, c. 401] Учитель должен сказать подросткам, что И.Бунин не был религиозным человеком, хотя был воспитан в духе веры и ещё мальчиком интересовался житиями святых. Но в книге «Жизнь Арсеньева» он подводит читателя к пониманию такого явления, как «русский характер». Писатели разных эпох по-своему показывают всю противоречивость характера русского человека. Они не идеализируют своего героя. Да, человек не безгрешен. У русского народа есть   как положительные, так и отрицательные черты характера. Но герои на своём земном пути перерождаются, поднимаются на новую нравственную высоту, многие жертвуют собой во имя Отечества.

Ради чего совершает тот или иной литературный герой подвиг?  Кому это нужно и нужно ли? А я как бы поступил?

Главная задача  учителя литературы – формирование у учащихся потребность размышлять: задавать вопросы и искать на них ответы. А далее можно рассматривать внутренние и внешние процессы, происходящие с человеком. Учащиеся, находя подтверждение тому или иному положению в художественном произведении, дают  оценку действиям героев, анализируют их внутреннее состояние, моделируют другую ситуацию: «если бы…., то….». Главное, подвести их к правильному моральному выбору – выбрать между добром и злом, верностью и предательством, смелостью и трусостью, сочувствием или безразличием, честностью и обманом. Сделать правильный моральный выбор – это значит совершить Поступок.

Откуда черпать нравственные ситуации? Из жизни, из художественной литературы.

Учитель, искусственно создавая нравственную ситуации, должен подводить школьников к самостоятельным выводам, оценкам. А они должны объяснить эту ситуацию, дать критическую оценку поведения других людей, осуществить выбор своего поведения.    

В процессе решения нравственных ситуаций накапливаются этические знания, опыт в принятии решений, моделированию своего поведения.

На уроке по рассказу Е.Носова «Кукла» подросткам надо было сделать не только нравственный выбор, но и правовой.

 – Какую ответственность несёт тот, кто видел, что делали люди, но не остановил?  

Ответственность за бездействие. Уголовный кодекс России предусматривает за этот проступок наказание – лишение свободы.  Вывод учителя:  мы должны быть готовы отвечать за свои поступки.

 – Какой человеческий порок самый страшный?

 – Равнодушие.

В Москве недалеко от Кремля есть памятник скульптора М.Шемякина. Это «Памятник детям, жертвам пороков взрослых». В народе его прозвали просто «памятником порокам». А пороки следующие: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, равнодушие, лженаучность, пропаганда насилия, садизм, война, нищета, эксплуатация детского труда. Пороков тринадцать, чертова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. Они «наощупь» идут по жизни. В центре этих пороков – равнодушие. Случайно ли?

Этот урок я  заканчиваю словами польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

И когда говорят: «Литература как школьный предмет изжила себя: читать не хотят, времени на чтение нет, сейчас век информационных технологий. Мне хочется закричать: «Стойте! На каком уроке тогда ваш ребёнок задумается о своей будущей жизни, сделает правильный нравственный выбор: пройти мимо или рассказать, а может об этом надо кричать. Любить, не бояться отдать себя всего этому чувству или не стоит: любовь ведь разрушает. Стать в этой жизни Печориным или Данко.» Пусть думают уже сейчас, плавая в море литературы, под чутким руководством мудрого навигатора – учителя.

Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он ваяет природу самого человека. Учитель обязан «сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма» (ФГОС).

Воспитательная сила урока литературы, по моему мнению, заключается в словах Е.Н.Ильина: «Урок литературы может больше, чем сама литература, если это ЧЕЛОВЕКОФОРМИРУЮЩИЙ урок».

А сам учитель должен быть обязательно высоконравственным человеком. Нравственность  проявляется только в одном – в его поступках, а они происходят от характера помыслов.  Все христианские заповеди просты и универсальны. Ни один гениальный человеческий ум не в состоянии опровергнуть хотя бы малейшей части одной из этих заповедей. Христиане видят идеальную цель, к ней можно приближаться до бесконечности.

Учитель должен сам понимать христианский тип мышления. Как трудно учить и воспитывать не осуждая. Но стоит хоть немного соблюсти эту заповедь, как чувствуешь удивительную мощь воспитательных действий. Осуждение переплетается с гневом. Гнев – это лень, желание сделать всё быстрее, это равнодушие к ученикам. Гнев разрушает самого человека.

Необходимое для учителя качество – немедленный отзыв на прошение. «Просящему дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся», – учит Христос. Многие отвергают этот завет из-за недостатка времени, боятся за своё благополучие. А ведь учитель, воспитатель должен ответить помощью на все просьбы учеников.

Главной помехой в воспитании всегда и во все времена будет ложь. Даже самая незначительная, даже та, что украшена добродетелью. Говорить правду всегда значит твёрдо стоять на ногах. Тогда и твои ученики разучиваются врать, чувствуют бессмысленность и слабость лжи. Ведь правда точно определима: или она есть, или её нет, среднего быть не может.  Учитель ни на минуту не должен забывать: личный пример сильнее всех слов.

Нельзя идти в школу случайным людям. Ведь на тебя будут смотреть сотни пар внимательных глаз, а из школы выйдут столько же тебя самих.

Пуская во всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей. (Муса Джалиль)

Учитель должен помнить всегда, что нравственность передается ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ при живом общении учителя и ученика.


В статье Юрьевой Н. Б. «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи:

урок литературы – личность учителя» рассматриваются актуальные проблемы, связанные с необходимостью сохранения нравственных основ современной личности. Размышляя в жанре эссе, автор приходит к выводу, что уроки литературы в школе призваны отвечать, прежде всего, становлению и возрождению духовности детей. Это доказывает опыт русской литературы в целом и отдельных её произведений («Повесть о Петре и Февронии», «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, драма «Гроза» А.Н.Островского), в которых тема греха, покаяния и возмездия звучит по-особенному. Именно такие темы и лежат в основе христианского мировоззрения, и, поняв и прочувствовав их, юный читатель способен встать на дорогу добра и истины, совершить поступок, который позволит ему называться человеком. Юрьева Н. Б. в своей статье отводит немаловажную роль личности самого учителя в процессе становления духовно-нравственных основ детской души, опираясь на требования времени, заложенные в новых стандартах образования: «Учитель обязан «сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Тем более важным считает она включение в уроки вопросов, заставляющих учащихся не только осмыслить прочитанное, но и задуматься над тем, как бы они сами поступили в той или иной ситуации, описанной в литературном произведении. Такие понятия нравственного круга, как равнодушие, гнев, порок, доброта, любовь, ответственность и другие, используются автором, чтобы подчеркнуть мысль о том, что разобраться в их значении возможно с помощью произведений литературы, понять всю глубину которых ученику поможет учитель, несущий в своей душе свет любви к людям.

Яровенко Л. В., учитель МБОУ «Многопрофильный лицей» г. Муравленко

  • SinNik 28 октября 2015 г.
    Доклад«Духовно-нравственное воспитание: урок литературы – личность учителя» Юрьевой Наталии Борисовны соответствует выбранной номинации «Православие и молодёжь» и заявленной теме. В содержании  отраженоправильное понимание понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Оригинальное начало доклада сразу привлекает внимание читателей и, надеемся, слушателей. Яркая концовка остаётся в памяти и заставляет задуматься о личности учителя в современной школе. На протяжении всего доклада прослеживается  логическаясвязь между предметом «литература», который преподаёт докладчик, и ролью учителя словесника в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.  Предназначение русскойлитературы отображено в докладе через цитату академика Д.С.Лихачёва из его работы «Раздумья о России». Докладчик считает, что «главная задача учителялитературы – формирование у учащихся потребность размышлять». Науроке, главное,  подвести подростка кправильному моральному выбору. А это значит, что сам учитель должен быть высоконравственным человеком, «сам понимать христианский тип мышления». Считаем, доклад Юрьевой Н.Б. заслуживает внимания и высокой оценки.ГришмановскаяЗ.Н.,учительнемецкого языка
    Доклад«Духовно-нравственное воспитание: урок литературы – личность учителя» Юрьевой Наталии Борисовны соответствует выбранной номинации «Православие и молодёжь» и заявленной теме. В содержании  отраженоправильное понимание понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Оригинальное начало доклада сразу привлекает внимание читателей и, надеемся, слушателей. Яркая концовка остаётся в памяти и заставляет задуматься о личности учителя в современной школе. На протяжении всего доклада прослеживается  логическаясвязь между предметом «литература», который преподаёт докладчик, и ролью учителя словесника в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.  Предназначение русскойлитературы отображено в докладе через цитату академика Д.С.Лихачёва из его работы «Раздумья о России». Докладчик считает, что «главная задача учителя[b][/b]литературы – формирование у учащихся потребность размышлять». Науроке, главное,  подвести подростка кправильному моральному выбору. А это значит, что сам учитель должен быть высоконравственным человеком, «сам понимать христианский тип мышления». Считаем, доклад Юрьевой Н.Б. заслуживает внимания и высокой оценки.ГришмановскаяЗ.Н.,учительнемецкого языка
  • fqlfhbz0911 09 ноября 2015 г.
    НаталияБорисовна разработала урок на актуальную тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: урок литературы – личность учителя». Хочется отметить притчу, с которой начинается урок. Она направлена на осознание учащимися того, какими они должны быть; что нужно, чтобы остаться в ладу со своей совестью. Я полностью согласна с главной задачей учителялитературы– это то, что учащихся необходимо подвестик правильному моральному выбору : выбрать между добром и злом, верностью и предательством, смелостью и трусостью, сочувствием или безразличием, честностью и обманом. Подчёркивается огромная воспитательная сила урока литературы. Учитель призывает учащихся бояться равнодушных, так как только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.Наталия Борисовна говорит о высоких категориях, моральных принципах, в том числе уделяет внимание тому, что учитель обязательно сам должен быть высоконравственным человеком и нина минуту не забывать о личномпримере.Содержание урока полностью соответствует теме. Педагог-психологМБОУ «Многопрофильный лицей» ХабибуллинаАйдария Гаязетдиновна
    НаталияБорисовна разработала урок на актуальную тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: урок литературы – личность учителя». Хочется отметить притчу, с которой начинается урок. Она направлена на осознание учащимися того, какими они должны быть; что нужно, чтобы остаться в ладу со своей совестью. Я полностью согласна с главной задачей учителя[b][/b]литературы– это то, что учащихся необходимо подвестик правильному моральному выбору : выбрать между добром и злом, верностью и предательством, смелостью и трусостью, сочувствием или безразличием, честностью и обманом. Подчёркивается огромная воспитательная сила урока литературы. Учитель призывает учащихся бояться равнодушных, так как только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.Наталия Борисовна говорит о высоких категориях, моральных принципах, в том числе уделяет внимание тому, что учитель обязательно сам должен быть высоконравственным человеком и нина минуту не забывать о [i][b]личномпримере.[/b][/i]Содержание урока полностью соответствует теме. Педагог-психологМБОУ «Многопрофильный лицей» ХабибуллинаАйдария Гаязетдиновна
  • рецензия1 09 ноября 2015 г.
    В статье Юрьевой Н. Б.«Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: уроклитературы – личность учителя» рассматриваютсяактуальные проблемы, связанные с необходимостьюсохранения нравственных основ современной личности. Размышляя в жанре эссе, автор приходит к выводу, что уроки литературы в школе призваны отвечать, прежде всего, становлению и возрождению духовности детей. Это доказывает опыт русской литературы в целом и отдельных её произведений («Повесть о Петре и Февронии», «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, драма «Гроза» А.Н.Островского), в которых тема греха, покаяния и возмездия звучит по-особенному. Именно такие темы и лежат в основе христианского мировоззрения, и, поняв и прочувствовав их, юный читатель способен встать на дорогу добра и истины, совершить поступок, который позволит ему называться человеком. Юрьева Н. Б. в своей статье отводит немаловажную роль личности самого учителя в процессе становления духовно-нравственных основ детской души, опираясь на требования времени, заложенные в новых стандартах образования: «Учитель обязан «сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Тем более важным считает она включение в уроки вопросов, заставляющих учащихся не только осмыслить прочитанное, но и задуматься над тем, как бы они сами поступили в той или иной ситуации, описанной в литературном произведении. Такие понятия нравственного круга, как равнодушие, гнев, порок, доброта, любовь, ответственность и другие, используются автором, чтобы подчеркнуть мысль о том, что разобраться в их значении возможно с помощью произведений литературы, понять всю глубину которых ученику поможет учитель, несущий в своей душе свет  любви к людям.ЯровенкоЛ. В., учитель МБОУ «Многопрофильный лицей» г. Муравленко
    В статье Юрьевой Н. Б.«Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: [i]уроклитературы – личность учителя» [/i]рассматриваютсяактуальные проблемы, связанные с[i] [/i]необходимостьюсохранения нравственных основ современной личности. Размышляя в жанре эссе, автор приходит к выводу, что уроки литературы в школе призваны отвечать, прежде всего, становлению и возрождению духовности детей. Это доказывает опыт русской литературы в целом и отдельных её произведений («Повесть о Петре и Февронии», «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, драма «Гроза» А.Н.Островского), в которых тема греха, покаяния и возмездия звучит по-особенному. Именно такие темы и лежат в основе христианского мировоззрения, и, поняв и прочувствовав их, юный читатель способен встать на дорогу добра и истины, совершить поступок, который позволит ему называться человеком. Юрьева Н. Б. в своей статье отводит немаловажную роль личности самого учителя в процессе становления духовно-нравственных основ детской души, опираясь на требования времени, заложенные в новых стандартах образования: «Учитель обязан «сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Тем более важным считает она включение в уроки вопросов, заставляющих учащихся не только осмыслить прочитанное, но и задуматься над тем, как бы они сами поступили в той или иной ситуации, описанной в литературном произведении. Такие понятия нравственного круга, как равнодушие, гнев, порок, доброта, любовь, ответственность и другие, используются автором, чтобы подчеркнуть мысль о том, что разобраться в их значении возможно с помощью произведений литературы, понять всю глубину которых ученику поможет учитель, несущий в своей душе свет  любви к людям.[i]ЯровенкоЛ. В., учитель МБОУ «Многопрофильный лицей» г. Муравленко[/i]
  • Татьяна Иванова 10 ноября 2015 г.
    Удивительно то, что это относится к каждому из нас: будь ты учителем или воспитателем, механиком или нефтяником, просто родителем, участником беседы, в конце концов - членом общества...Поразительно то, что всё как-будто сказано в такие давние года, но актуальны сегодня. Я бы рекомендовала познакомить с основной частью статьи общественность, как  призыв-напоминание, как памятка  поведения! Спасибо, Наталия Борисовна, за тему! За её трактовку! за Ваши рассуждения! Я обязательно познакомлю с ними своих  учеников! Познакомлю и буду знакомить! Т.Иванова 
    Удивительно то, что это относится к каждому из нас: будь ты учителем или воспитателем, механиком или нефтяником, просто родителем, участником беседы, в конце концов - членом общества...Поразительно то, что всё как-будто сказано в такие давние года, но актуальны сегодня. Я бы рекомендовала познакомить с основной частью статьи общественность, как  призыв-напоминание, как памятка  поведения! Спасибо, Наталия Борисовна, за тему! За её трактовку! за Ваши рассуждения! Я обязательно познакомлю с ними своих  учеников! Познакомлю и буду знакомить! Т.Иванова 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт