Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Урок литературного чтения в 4 ...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник».


Некрасова Жанна Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Ноябрьск

Аннотация к уроку литературного чтения в 4  классе по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник». 

Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и интересны для них. Данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. На уроке раскрыты дидактические принципы и типические свойства системы Л. В. Занкова через разнообразные виды упражнений и заданий: например, составление «ниткописи», синквейна, работа с толковыми словарями, что пригодится им  для дальнейшей учёбы. Использование  межпредметных связей  с уроками окружающего мира, русского языка оживляет  детей и делает урок интересным и увлекательным.  

 

Тема: Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник».

Цель:

  • формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки; 

 жизненное самоопределение;

  • развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
  • приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
  • воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.

 

  Оборудование: портрет писателя, сюжетные линии сказки, пункты плана сказки; чайник,

вырезанный из бархатной бумаги(по частям),фломастеры, бархатная бумага, нитки, презентация.

 На столах у детей: хрестоматия по литературному чтению (4 класс) В. Ю. Свиридовой, толковые

  словари, карточки  для групповой работы учащихся, кружочки для рефлексии.

 

Ход урока.

 

1. Организационный  момент.(Слайд 1 - пустой)

       Ребята! Вот прозвенел для нас звонок.

       Литературы без промедления начнём урок!

2. Актуализация знаний.

У: Послушайте и скажите о ком идёт речь? Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных, писателей,  художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети:Ганс Христиан Андерсен).(ПОРТРЕТписателя вывешивается на доску)

У: Покажите на карте эту маленькую страну, где жил Андерсен.  (Учитель просит найти на карте России) Почему не нашли? А где можно найти эту страну? Дети: найти нельзя, т. к. это карта России, можно найти на карте мира, политической карте.

У: Что знаете  об Андерсене?(Дети:Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на  фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал.  В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).

У: Написал более …(помогайте) Дети: 170 сказок. А какие его сказки можете назвать?(Дети называют свои варианты.  Учитель предлагает: (Оле – Лукойе?Дети: Да.Горшок каши?Дети: нет (задумавшись), братья Гримм (Ловушка), Кот в сапогах?Дети: нет, Ш. Перро (Ловушка), Дикие лебеди?Дети: Да.) У: Молодцы! Знаете сказки Андерсена.

У:Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?

(Рубрика:ЭТО ИНТЕРЕСНО!) Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. (Учитель начал, а несколько учеников, которые знакомы с его биографией, помогли) Ведь (продолжает учитель), Андерсен – великий сказочник. В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик, …Щелкунчик!(Дети: нет, это герой из сказки Э.  Гофмана) - ловушка), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок.С такой героиней мы встретились и в его сказке …(Дети:Ёлка).

У: Есть ли волшебный мир в этой сказке? Докажите.

(Дети:Да,  животные разговаривают, автор «оживляет» ёлку, наделяет её необычными качествами,  качествами людей: страданиями, переживаниями и т.д.).

У: Каковы его особенности  в авторской сказке? (Ответы детей)

У: Действительно, в сказке есть чудесный вымысел, героиня из обычного мира переходит в волшебное пространство, давайте вспомним основные сюжетные линии (Дети:завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).

ПОЯВЛЯЮТСЯ  НА  ДОСКЕ основные сюжетные линии, но учитель вывешивает их в неверной последовательности (ловушка!) Дети внимательны, исправляют учителя, доказывают.

У: Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?

Дети:Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.

У: Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!

   Закроем глаза и представим, что…

В Мир Волшебный двери отворились, мы снова в сказке с Вами очутились.

3. Тема, цель урока.

У: Ребята, прочитайте название сказки. Как прочитали? (Дети:Расположили буквы-

И, ч, а, К, й, н  в порядке возрастания, (почему не убывания?, Дети: слова не получается) иполучилось…-  ЧАЙНИК).

У: Будем читать сказку?Дети: Да.

У:Мне казалось, что вы уже достаточно взрослые и я думала вам уже неинтересно читать сказки … Дети: сказки интересны всем,  них мудрые советы, они поучительны и т. д.

У: С какой целью мы будем читать сказку, как вы думаете?Дети отвечают.

У: Почему именно авторскую?Дети:В авторских сказках особое построение, особый волшебный мир.

У: Итак, тема нашего урока  особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник».(Слайд 2)

Открываем Хрестоматию (с. 93), приготовились слушать.

Чтение сказки учителем. Пауза.

У:Понравилась сказка?Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться?

(Дети:Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)

Чтение сказки учащимися по смысловым частям сопровождается словарной работой

(работа с толковым словарём по ходу чтения)(Слайд 3)

 

От чьего имени ведётся повествование?

(от воспоминаний героя  - его биографии, мнения автора, внутреннего монолога)

 (Слайд 3)

 

  • Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре)
  • Добротный– доброкачественный (хорошего качества), прочный(найдите в словаре)
  • Что значит «безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток»
  • У: Что за напиток? (Дети: чай) Его родина?(Дети:Китай) Покажите на карте.(Дети:показать на карте (нельзя, карта России).
  • Что значит «беспечальной юности»?(Дети:Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)
  • Биография – описание чьей-нибудь жизни(найдите в словаре)
  • Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)

 

Дети отвечают на ЗАДАННЫЙ перед ЧТЕНИЕМ ВОПРОС(Слайд 4)

                                          ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

У: Как автор относится к чайнику? (Дети:Прямо не высказывает, но улыбку автора можно «увидеть», чья-то тонкая изящная рука…с. 93 в начале, в конце)

У: Какие знаки препинания использует автор?  (Дети:! и тире)  У: Зачем? (Дети:тем самым хочет обратить внимание, подчеркнуть особенности его характера)

У: Остановимся на особенностях его характера.

У: Каким мы увидели чайника в начале сказки?Зачитать.

(Дети зачитывают, доказывают: живое существо, он говорит о своих достоинствах и не хочет говорить о своих недостатках, он гордый и т. д.) 

У: Чем гордится чайник? (Дети: внешним видом, часто говорит -  Я!)

У:Какой у него был недостаток? Как он об этом сам говорит? (Дети зачитывают)

У: О чём рассуждает? Как о себе говорит? (Дети:обижен на предметы, которые знают о его недостатке, о себе говорит восторженно, горячо, он КОРОЛЬ)

У: Что вы узнали о чайнике из воспоминаний, рассказанных повествователем? (Дети обобщают)

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: завязка)

У:Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.

 

                                      ФИЗМИНУТКА(дыхательная, пластическая гимнастика)

(покажите качества чайника: гордый, высокомерный, заносчивый, дых.гимнастика как кипит)

 

У: Какая беда приключилась с чайником? (зачитать) Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.

У: К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развитие действия)

У: Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, калека)

У: Какие олицетворения использует автор? (зачитать)

У: Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…» - доказывают)

У: К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: переломный момент)

У: Почему луковица становится подарком? (Дети:она стала живым сердцем, есть душа)

У: Каким образом возродился чайник к жизни?(Дети:обновление, надежда на личную жизнь)

У: К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: кульминация – точка наивысшего подъёма, напряжения)

У: Какая новая неудача подстерегала героя?(Дети:не смог обрести новое назначение)

У: К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развязка).

У: Какие чувства испытывает чайник?(Дети:боль от того, что он недостоин этого цветка)

У: Какое чувство  испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)

У: С героиней какой сказки можно сравнить? (Дети:как и ёлка был выкинут за ненадобностью)

 

У: Есть ли волшебный мир в этой сказке? Какие особенности волшебной сказки можете назвать? (Дети:Герои – неживые предметы, а разговаривают, чувствуют – «лежал без чувств», «смеялись-то … над ним самим»)

 

У: Можем ли мы проследить такие же сюжетные линии, как  в сказке «Ёлка»?

Какие картины жизни чайника(особенности волшебного мира) можно выделить?

(Дети отвечают)

Детям предлагается соотнести пункты плана с основными сюжетными линиями и доказать.

 

      НА ДОСКЕ появляется план сказки (по сюжетным линиям, особенностям сказки):

 

  1. Король всего чайного стола. (Жил-был гордый чайник).
  2. Чайнику нанесён тяжёлый удар. (Чайник – калека).
  3. Начало новой, лучшей жизни!  («Живое сердце» чайника).
  4. Цветок в объятиях чайника и ужасная боль на сердце.
  5. Чайник никому не нужен.  (Воспоминаний никто не отнимет).

 

4. РАБОТА В ГРУППАХ.(Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

 

У: А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выполнить предложенные задания.    Давайте вспомним правила работы в группе.(Дети отвечают хором).

  1. Работаем дружно.
  2. Помогаем друг другу.
  3. Выслушиваем ответы друг друга.
  4. Договариваемся, кто будет отвечать.
  5.  

(Для каждой  группы даются задания (задания прилагаются после конспекта урока):

  • пословица, которую нужно соотнести с текстом сказки и доказать;
  • выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне;
  • найти в сказке и зачитать: завязку, (развитие действия, переломный момент, кульминацию, развязку) и изобразить её «ниткописью».)

(Задания для каждой группы после конспекта урока)

 

Можно  ли отнести эти  пословицы к сказке:

  1. Хвастун вреднее моли.
  2. Якал, якал, а потом заплакал.
  3. Не будь пригож, а будь пригоден.
  4. Выше головы носа не поднимай.
  5. Высоко взлетел, а сел в курятник.

 

 

Выразите своё отношение к чайнику в синквейне. (ответы детей)

  1. Чайник.
  2. Гордый, заносчивый.
  3. Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).
  4. Воспоминаний никто не отнимет.(Забывать себя ради других)
  5. Надежда (обновление, счастье, радость).

(После того как дети закончили работу в группах, заслушиваются ответы. Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, доказывает, зачитывает свойсинквейн, вывешивает на доску ниткопись (к нужной части сюжетной линии и плану). Дети из других групп слушают, задают вопросы, высказывают своё мнение, соглашаются (или спорят), подводят итог. Учитель предлагает оценить работу каждой группы, высказать своё мнение, обосновать.) Далее учитель подводит итог данной работы в группах:

У: Меняется ли чайник не только внешне, но и внутренне? Что же происходит с его душой?

(Слайд 10)

(Выслушиваются ответы детей)

 

5. Итог урока.

 

У: О чём повествует сказка? Какова её тема?(Дети:Об одиноком существе, похожем на человека. Грустная, печальная судьба героя и т. д.)

У: Какова её главная мысль?

(Дети:Сказка биографична, выражает мысль о качествах человека через образ чайника: «звёздную болезнь», покорность судьбе, умение справляться с ударами судьбы)

 

У: Как вы думаете, находит ли эта мысль своё подтверждение в жизни? Мы можем видеть и наблюдать это в жизни?(Дети:Да, заслушиваются ответы, приводят примеры)

У:  Да, ребята, на примере ещё одной сказки Андерсена мы увидели не только особенности её волшебного мира, который очень важен для данного жанра, но и ещё раз убедились, что сказки поучительны. Они помогают  нам видеть и понимать окружающий мир, помогают  задуматься и поговорить о жизни на примере их,казалось бы, неодушевлённых героев. А самое главное, дают возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки и постараться их исправить.

                         ОЦЕНКИ!

(Работу на уроке оценивают и дети, и учитель)

 

 

6. Домашнее задание.(Слайд 11)

 

У:Прочитать сказку, написать отзыв о сказке или

выполнить творческую работу: сочинить сказку или рассказ от имени любой старой вещи, прожившей интересную жизнь.

 

7. Рефлексия.

 

У: Ребята, а сейчас мне хочется, чтобы вы поразмышляли о себе и о других людях в жизни, на примере главного героя сказки «Чайник» (о своём внутреннем состоянии). Я предлагаю вам ответить на вопросы:

                   (учитель показывает на доске)

У: Кто считает, что у каждого человека есть свои достоинства? (Дети: да, приводят примеры)

У: А у нашего героя? (Дети: носик) – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Кто считает, что у каждого человека есть свои недостатки?(Дети: да, приводят примеры)

У: А у нашего героя?(Дети: крышка) – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Кто считает, что человек должен признавать свои недостатки? (Дети: да, приводят примеры)

У: А наш герой признавал?Какой у него был недостаток? (Дети: ручка)– учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У: Есть ли у человека  внутренний мир (душа, чувства, воспоминания, всё, во что мы верим, к чему стремимся)? (Дети: да, поясняют)

У: А у чайника?(Выслушиваются ответы детей)

У: Давайте представим, что внутренний мир чайника, его душа – это «горшок», куда была посажена луковица – учитель вывешивает на доску данную часть чайника.

У:Попробуйте выразить свои впечатления (ощущения) после прочтения сказки  – нарисуйте (изобразите их – на кружочках выражение лица).

Учитель предлагает всем желающим  высказаться и прикрепить свой кружочек на ту часть чайника, где находилась луковица.

 

У: Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена:  (Слайд 12)

                        «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».

 

У: Выразите свои ощущения после урока. Покажите их мимикой, жестами.

 

 

Молодцы! Спасибо за урок!       (Слайд 13)

 

Задания для 1 группы.

 

1. Прочитайте пословицу. Соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

Хвастун вреднее моли.

2. Найдите в сказке завязку. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

 

 

 

 

Задания для 2 группы.

 

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

Снаружи красота – внутри пустота. 

2. Найдите в сказке развитие действия. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

 

 

 

Задания для 3 группы.

 

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

Не будь пригож, а будь пригоден.

2. Найдите в сказке переломный момент. Изобразите ниткописью.

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

 

 

 

 

Задания для 4 группы.

 

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

Выше головы носа не поднимай.

2. Найдите в сказке кульминацию. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.

 

 

 

Задания для 5 группы.

 

1. Прочитайте пословицу и соотнесите её с текстом сказки. Докажите.

Одному жить – сердцу холодно.

2. Найдите в тексте развязку. Изобразите ниткописью (пользуйтесь планом).

3. Выразите своё отношение к главному герою сказки в синквейне. Запишите.


Приложение (57.35 KB)

Слайды к уроку



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт