Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Урок модельного типа в системе...

Урок модельного типа в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова


Рябоволова Елена Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Ноябрьск

Краткая  аннотация

 

В основе системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова лежит учебная деятельность как особая форма активности ребенка. Участвовать в учебном процессе он сможет, овладев общим принципом решения задач определенного класса. А овладеет ученик этим принципом лишь тогда, когда осознает внутренние свойства и отношения объекта действия (слова, предложения и т.п.), которые определяют закономерности его функционирования и возможность преобразования и составляют содержание научного (теоретического) понятия о данном предмете.

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок обнаружил эти свойства и отношения, вычленил в объекте соответствующие элементы, проанализировав связь между ними. Итогом этого исследования должна стать модель, фиксирующая содержание понятия, на основе которого предельно развертываются действия анализа и пробы преобразования предмета.

Разработанный мною урок по типу является уроком моделирования. На этапе изучения нового материала учащиеся выполняют учебное действие - моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной задачи. В данном типе урока мы используем создание модели как необходимое средство для решения учебной задачи.

Учебный материал этого урока не включен в программу традиционной школы. Однако изучение грамматического значения залога позволяет не просто вооружить ребенка принципиально новыми знаниями и обеспечить решение широкого круга практических задач, но и кардинально изменить картину его психологического развития (прежде всего развитие мышления), тем самым существенно расширить возможности усвоения знаний.

 

 

«Урок модельного типа в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»

 

Тема урока: «Грамматическое значение залога»

Цель урока (дидактическая): создать условия, при которых учащиеся обнаружили синтаксические, морфологические, грамматические отличия двух синонимичных конструкций (предложений), выявили средства выражения смыслового различия между предложениями, сконструировали понятие о грамматической категории залога, зафиксировав новые знания в модели.

Тип урока: моделирование;

Форма деятельности: индивидуальная, групповая;

Метод: поисково-исследовательский.

 

 

                                         Содержание урока

 

Методический

 

комментарий

На доске записаны предложения:

 

Музыкант Петров исполняет пьесу.

 Пьеса исполняется музыкантом Петровым.

 

У: Знакомясь с грамматическими значениями глагола, вы  узнали о новой для вас категории - категории залога. Рассмотрим ее сегодня подробнее.

 

   

1 этап.

    Возвращение к УЗ

У: Прочитайте предложения и скажите, одинаковы ли они по содержанию?

    (учебной задаче).

    Преобразование условий

   задачи.

 

Д: Да

Учитель рисует на доске схему:  Событие 1 = Событие 2

   

   (выделение существенных

     данных)

 

У: Если бы вам пришлось рисовать картинки к событиям этих предложений, что бы вы изобразили на них?

 

 

 

Д: На 1 картинке,на 1 плане,- музыкант Петров, на втором – ноты.

На второй картинке, на 1 плане, - ноты, на втором – музыкант Петров.

 

Учитель вывешивает подготовленные заранее рисунки.

 

У: Почему рисунки разные?

 

Д: По-разному рассказывается о событии.

 

У: Что это значит? Поясните.

 

Д: В первом случае говорящему важно то, кто совершает действие. Это музыкант Петров, а, допустим, не мальчик Петя. А во втором случае не это важно, а то, что исполняется. Исполняется пьеса, а не романс.

 

 

 

 

 

    У: Как вы это определили?

Д: По тому, что в первом предложении действующее лицо названо подлежащим, а во втором - дополнением. Во втором предложении наоборот.

У: Выходит, картинки обозначают одну и ту же ситуацию, но по- разному ориентируя роль участников в этом событии?

Д: Да

Учитель корректирует схему:  Соб.1 = Соб.2   или Cоб.1 =/ Cоб.2

 

 

У: Как говорящий добивается смыслового различия событий? Как это отражается на предложениях?

Д: В первом случае для говорящего важно, кто совершает действие, поэтому действующее лицо - музыкант Петров - названо подлежащим (подчеркивают подлежащее 1-го предложения). Во втором случае это не так важно, поэтому действующее лицо названо дополнением.

У: В дальнейшем будем называть действующее лицо субъектом и обозначать значком S (над подлежащим пишут значок S)

У: Субъект совершает действие, названное сказуемым (учитель рисует стрелочку от подлежащего музыкант к сказуемому исполняет), которое мы будем обозначать значком Де. Что происходит во втором случае?

Д: Это предмет, который подвергается действию (варианты ответов) другого предмета.

У: Покажите эти отношения в предложении (дети рисуют над глаголом исполняется значок Де и стрелочку от Де к слову пьеса).

У: Обозначим предмет, который подвергается действию другого предмета буквой О и будем называть его объектом (учитель рисует над символом пьеса значок О).  Мы обнаружили с вами отношения Де (действия) к S (субъекту) и О (объекту). Ваша задача сейчас зафиксировать эти отношения в модели.

Дети работают  в группах. Проверка у доски. Учитель выбирает более удачную модель.

 У: Кто сможет прочитать эти модели?

SДеО               

 

ОДе  ←S

Д: 1 модель. Субъект, названный подлежащим, совершает действие, названное сказуемым, направленное на объект, названный дополнением.

2 модель. Объект, названный подлежащим, подвергается действию со стороны субъекта, названного дополнением.

У: Спишите следующие предложения и, учитывая приобретенные вами знания, объясните, чем они отличаются друг от друга, обозначая это графически.

Дети работают в группах.

(На доске) Фонарь освещает улицу.          

                  Улица освещается фонарем.

Д: В 1 предложении действующий предмет - фонарь - назван подлежащим. Это субъект, который сам совершает действие, направленное на объект, выраженный дополнением.

Во 2-ом предложении подлежащее — улица. Это предмет, который не может сам производить действие, он подвергается действию другого предмета - субъекта — названного дополнением. Это объект.

У: Хорошо. А есть ли морфологические различия между предложениями?

Д: Да. В 1 предложении дополнение в форме В.п., а во втором - в форме Т.п.

Дети дополняют модель.

 

У: Какие отличия мы обнаружили в наших синонимичных конструкциях?

Д: Морфологические и синтаксические.

У: Может, есть и другие?

Д: Да. В 1 предложении глагол исполняет, а во втором исполняется. В одном есть постфикс - ся, а в другом нет.

У: Как эти глаголы помогают выразить смысловые различия предложений? Обсудите это в группах.

Д: Глагол с постфиксом - ся указывает на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим, а без - ся на предмет, названный дополнением.

У: То есть глагол без постфикса - ся не содержит указания на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим. Дополните модель.

Учащиеся рисуют модель, во 2 модели у глагола выделяют постфиксы - ся.

У: Выходит, постфикс - ся позволяет глаголу указывать на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим.

А какое значение придают эти глаголы предложению? Лексическое или грамматическое?

Д. Грамматическое.

У. Запишите предложения :

Юннаты выращивают пшеницу.

 

Пшеница выращивается юннатами.

Какое грамматическое значение придают глаголы предложениям?

Д: Во 2-ом предложении глагол указывает на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим, а во втором не указывает.

У: А сейчас составьте из слов синонимичные предложения, которые отличались бы своим грамматическим значением.

(На доске слова: поливать, цветы, девочка.)

Дети записывают предложения, проверяют и обсуждают их правильность.

 Девочка поливает цветы.

Цветы поливаются девочкой.

У: Каково грамматическое значение глагола в 1-ом предложении? Во втором?

У: Указанные нами грамматические значения и образуют категорию залога. Теперь, учитывая все свойства новой категории и обобщив полученные знания, постройте её модель.

Дети работают в группах, затем учитель проверяет модели, выбирает наиболее правильную. На доске записывается модель.

                    

 

ГФ1  SДе О (В.п.)

 

                                                  ГЗ отношение Де к S и О  → ГК          Г Ф2 О     ¬ Де   ¬  S (Т.п.)

У: Кто попробует прочитать модель?

 

Дети читают модель.

 

 

 

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки.

Рефлексия.

Домашнее задание:

Составить  предложения с глаголами болеть, бриться, открывать, в которых ГЗ залога были противопоставлены друг другу.

 

 

 

Возможны разные варианты ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

Наводящие вопросы:

1. Какое слово в предложении является подлежащим в 1 предложении?Почему?

2. Чем         является действующее лицо во 2-ом предложении? Почему?

 

 

 

 

 

 

Наводящие вопросы:

1.Какое слово является подлежащим во 2-ом предложении? Почему?

2.Чем оно названо в 1-ом предложении?

 

 

 

 

 

Наводящий вопрос:

Этот предмет подвергается действию другого

предмета?

 

 

 

 

2 этап.

 Моделирование (фиксация выявленных связей и отношений в «чистом» виде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка ответа со стороны учащихся и учителя

 

 

 

 

 

3 этап. Преобразование модели (изменение условий задачи для всестороннего изучения выявленных связей и отношений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4этап. Конструирование понятия    (выявление

общего способа, фиксация открытого способа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этап.

Обобщение

 

 

  



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт