Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Творческое объединение «Уроки ...

Творческое объединение «Уроки музыкального фольклора» в школе


Комарова О. М.
педагог дополнительного образования
Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Салехард
Самсонова Л. Ю.
педагог дополнительного образования
Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Салехард

Самсонова Л. Ю., Комарова О. М.,

педагоги дополнительного образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Салехард,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, поэтому актуальным является воспитание нравственности и патриотизма, уважения к национальным традициям и духовности. Воспитывая у школьников культуру толерантности, научив понимать и осознавать сущность и значимость любого народа, можно сократить в несколько раз количество конфликтов, основанных на национальных противоречиях. Главное место в музыкальном фольклоре, безусловно, принадлежит песне. В соответствии с этим целью является приобщение учащихся к жизненно важной традиционной народной культуре своего народа, вооружение знаниями видов и жанров фольклора, основных праздников и обрядов, особенностей песенного и инструментального фольклора, приобретение навыков творчески-практической деятельности.

Каждая новая группа создаётся с 1 класса. Игра – одно из самых любимых занятий, и поэтому занятия для первоклашек проводятся в игровой форме. Через игру развивается музыкальный слух и вокальные данные детей. Попутно игра создаёт благоприятные условия для развития искреннего чувства, необходимого в исполнительстве. В процессе совместных игр воспитывается дружелюбие, взаимопонимание – качества, необходимые для коллективного творчества. Первый год обучения формирует интерес к изучению музыкального фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества – потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон (одноголосие), так как детский народный хор – это унисонный ансамбль.

На втором году обучения особое внимание уделяется речевой интонации. Дети учатся вокально задавать вопросы и давать ответы, разные по эмоциональной окраске. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретаются актёрские навыки для «разыгрывания» простейших композиций из песен.

Следующий год обучения – расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Активизируются коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению.

На четвёртом году ребята изучают семейные обряды. У детей совершенствуется исполнительская деятельности. Особое внимание уделяется трёхголосному пению. После 4 года обучения воспитанники умеют уже самостоятельно работать с музыкальным материалом. То есть самостоятельно учить песню, подбирать второй, третий голос и подголоски, а также «разыгрывать» песню.

С возрастом у детей появляются другие музыкальные предпочтения. Народную песню они продолжают петь, но начинают осваивать и эстрадное пение. Конечно, вначале обучения народная манера проскальзывает в пении эстрадных песен, но со временем воспитанники приобретают навыки разграничивать две манеры. Ребята много поют и патриотических песен, с которыми выступают на городских площадках. И так как дети уже научены «разыгрывать» песни, то на каждую эстрадную песню также рисуется картинка, что очень украшает вокальный номер. В творческом объединении уже 2 года существует группа любителей молодёжных субкультур – битбокса, рэпа и рока.

Участники коллектива занимаются проектной деятельностью, экспериментируют с музыкальными стилями. Особенно удачно получаются народные песни в оформлении битбокса (искусства имитации звуков, воспроизведения ритмов, битов и различных мелодий с помощью артикуляционного аппарата человека). Каждый год создаются новые концертные номера, в которых смешаны музыкальные стили: фольклор и битбокс. В результате получается почти авторская песня.

Руководителем и основателем творческого объединения является Комарова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, почётный работник общего образования РФ, призёр конкурса на получение Гранта главы МО города Салехарда, призёр конкурса на получение Гранта губернатора ЯНАО, призёр городского и регионального этапов Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Творческое объединение «Уроки музыкального фольклора» было создано в 2000 году. За 14 лет ансамбль народной песни стал известен не только в родном городе, но и в округе. За эти годы воспитанники были победителями конкурсов различного уровня – международного, всероссийского, окружного и городского. Ежегодно занимают призовые места на городском конкурсе «Полярная звезда» В 2014 году ансамбль народной песни «Сударушки» завоевал Гран-При городского конкурса «Все краски Ямала». Ансамбль народной песни «Сударушки» постоянно радует своими песнями ветеранов Великой Отечественной войны, выступает на главных площадках города на праздниках. Их приглашают с концертами в детские сады. Частые гости программы «Завалинка собирает друзей» на канале Ямал-Регион. Принимают участие в различных акциях, таких как «Неделя Добра» и «Твори Добро». В 2015 году ансамбль планирует принять участие в международном конкурсе «Будущее планеты» (г. Санкт Петербург). 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт