Главная » Статьи » В ЛУЧАХ МИЛОСЕРДИЯ ИЛИ НА ПУТИ...

В ЛУЧАХ МИЛОСЕРДИЯ ИЛИ НА ПУТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


 

Алдакаева Наталья Георгиевна,

учитель русского языкаи литературы МБОУ СОШ№ 3, г.Салехард


 

Инклюзивное образование – это одно из важнейших направлений развития образованиясегодня. Может быть, для других школ инклюзия является чем-то новым, но вот для школ, в которых помимо общеобразовательных классов существуют классы VIII вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, это не является чем-то необычным. Да, в некоторой степени нововведение. Педагогические работники школы понимают, что инклюзия – это не просто очередная реформа, это возможность детей с инвалидностью участвовать в жизни школы, формировать активную жизненную позицию, жить в социуме, не испытывая психологического дискомфорта, получать опыт социальной адаптации.

    Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в детский социум является прежде всего нравственной. Создавая все условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ, весь школьный коллектив учится толерантности, учится принимать человека с его особенностями. В числе школ, которые готовы принять ребёнка с ОВЗ, – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Салехарда. Здесь открыто 6 специальных (коррекционных) классов VIII вида, где обучаются дети с ограниченным интеллектом. В школе имеются все ресурсы для формирования комфортной образовательной среды. Однако ещё существуют так называемые психологические барьеры и со стороны «особенных» детей, понимающих своё положение, и со стороны «обычных» детей, часто не желающих понять и принять необычных сверстников. Возникает необходимость переломить сложившуюся ситуацию.

    Педагогический коллектив школы имеет опыт создания условий для формирования в ребёнке-инвалиде полноценного участника общественной жизни, в нашем случае всех общешкольных и классных мероприятий. Ценность совместной деятельности заключается в том, что происходит осознание всеми участниками воспитательного процесса, что нет, и не может быть каких-то исключений: все равны.

    Наглядным примером положительногорезультата социализации  учащихся  класса VIII  вида в детском коллективе  может являться опыт создания разновозрастной группы учащихся 5-го класса VIII вида и учащихся 10-го общеобразовательного класса для проведения совместных мероприятий. Выбор возраста был неслучайным. Дети младшего школьного возраста ещё живо откликаются на предложения принять участие в том или ином воспитательном событии: у них ещё нет желания изолировать себя от окружающих. Старшеклассники же – это уже сформировавшиеся личности, в полной мере способные к проявлению толерантности. В данном случае толерантность понимается как диалог и сотрудничество. В диалоге проявляется равенство в общении, а сотрудничество подразумевает толерантное поведение, которое может характеризоваться доброжелательным отношением, проявлением терпения и доверия, а также социальной активностью. Мало того, старшеклассники являлись своеобразным примером для подражания в ходе приобретения пятиклассниками социальных навыков. Считается, что социализация в подобных группах осуществляется более эффективно.

    В итоге был разработан проект «Подарите радость общения детям!», который предполагал, что в течение 2014-2015 учебного года каждую неделю 10-классники и 5-классники  по 2 часа будут проводить вместе, организуя какое-либо мероприятие. Были запланированы и трудовые, и творческие и интеллектуальные мероприятия. Это и посадка цветов для класса, и поход в музей, и посещение выставки, и организация классных часов, и участие в конкурсах.

    Основной целью проекта  являлось создание условий для успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами, индивидуальными склонностями и потребностями в социально-полезную деятельность с целью адаптации через организацию совместной деятельности.

Основная задача заключалась в разработке системы мероприятий,  способствующих

1) включению детей  в различные виды   индивидуальной    и  коллективной деятельности;

2) развитию коммуникативных навыков поведения в детском коллективе;

3) приобщению к активному, творческому образу жизни;

4) осознанию своей значимости в коллективе сверстников, обществе;

5) воспитанию гуманизма.

Практическими достижениями для участников проекта стало

  • формирование мировоззрения ребёнка с ОВЗ с позиции полноправного члена общества, где окружающие относятся к нему не как к инвалиду, а как к одному из членов многочисленного детского коллектива;

 

  • повышение результативности участия детей с ограниченными возможностями в совместных мероприятиях;

  • успешное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами, индивидуальными склонностями в социально-полезную деятельность.

Данный проект принял участие во Всероссийском открытом конкурсе «В лучах милосердия», который был организован Воронежской государственной медицинской академией имени Н.Н. Бурденко при поддержке Министерства здравоохранения РФ. Учащиеся 11 класса были награждены Дипломом II степени.

C:UsersuserPictures2017-02-21Сканировать10001.JPGC:UsersuserPictures2017-02-21Сканировать10002.JPG

Этот опыт позволил учащимся осознать свою значимость, стать в дальнейшем активными участниками социальных и творческих проектов.

    Именно в тесном сотрудничестве получают утверждениев детской среде новые нормы отношений, отражающие основную идею инклюзивного образования.

 


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт