Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Конспект экологического заняти...

Конспект экологического занятия в средней группе. «В нашей тундре»


Соколова Ольга Петровна
Воспитатель
МДОУ «Теремок»
г. Лабытнанги

Программное содержание:

Расширить первоначальные представления о тундре, её обитателях, особенностях природных условий, животном и растительном мире. Дать понятие о нормах поведения в природе. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Активизировать внимание и речь детей. Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении

 

Материал: руль; несколько карликовых берёзок на подставках; мох; грибы и ягоды из папье-маше; макеты или игрушечные животные; лавочки, оформленные под брёвна, пеньки (для сидения детей); стол, две одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй; стекло чуть меньше диаметра, чем ёмкость; лейка; костюм «Тундровичка»; баночки с разным вареньем из северных ягод; картинки с изображением животных, птиц, ягод и грибов; фотографии с изображением народов в национальной одежде и их жилищ.

 

Словарь: вечная мерзлота, тундра, ханты, ненцы, зыряне, чум, керка.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится». (Тундра)

Воспитатель: Да ребята, молодцы. Сегодня мы отправляемся в тундру. Занимайте места в «автобусе». Дети становятся парами, впереди «водитель» с рулём. Все вместе имитируя езду на автобусе, передвигаются в  зону для занятия, которая оформлена под тундру. Присаживайтесь, пожалуйста.

Воспитатель: Слово "тундра" в переводе с финского языка означает "безлесная, голая возвышенность".

Пейзаж тундры, наверное, можно сравнить с пейзажем степей: ровное или чуть холмистое открытое пространство, где не увидишь деревьев. Но в тундре нет буйного степного разнотравья. Климат - суровый.

Большая часть года - зима с трескучими морозами, вьюгами. А лето очень короткое и прохладное. Зимой наступает "полярная ночь", солнце не поднимается над горизонтом. Зато летом солнце на небе и днём, и ночью.

За короткое северное лето оттаивает лишь верхний слой почвы, под которым царит вечная мерзлота. Летом тундра покрыта цветами, травой, зеленью мхов и лишайников, яркой россыпью зреющих ягод. Словесная игра «По грибы, по ягоды». Дети называют известные им ягоды и грибы.

Воспитатель: Итак, над карликовыми берёзами, ивами возвышаются, словно великаны, грибы. Правда, сами деревья больше похожи на стелющуюся по земле траву или крошечные кустарники. Под незаходящим солнцем поблескивают многочисленные озёра и болота. В воздухе вьются тучи мошкары и комаров.

Физкультминутка для коррекции зрения «Комарик».

«Комарик летает,

Летает, летает.

Где сесть не знает:

Ж-ж-ж. хлоп».

 Дети вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом. Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел). Делают хлопок.

Воспитатель: Но почему, ребята, растительность так скудна, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле? Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Проведем опыт. Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. Теперь в каждый из горшков нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? Вода уйдет в землю. Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? Что ей помешало просочиться внутрь? Конечно, стекло. В тундре мешает воде вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает опаять только небольшой верхний слой. Поэтому-то и образуются болота.

Как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения? С помощью проведенного опыта мы поняли, Почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.

Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Ребята, а каких животных тундры вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Летом тундра оживает. Прилетают птицы: рогатые жаворонки, гуси, утки, пуночки, полярные совы... Много в тундре мелких грызунов - мышей - полёвок и леммингов. А если есть мыши, есть и охотники. Это пушистые песцы, тундряные соколы, белоснежные полярные совы.

А зимой тундра кажется безжизненной. Птицы и даже северные олени откочёвывают в более южные регионы. Но даже сейчас под снегом бегают лемминги. Иногда мелькает пушистый хвост охотящегося песца.

Главное транспортное средство в тундре - северные олени. Огромные стада оленей кочуют по тундре в поисках корма - мхов и лишайников.

Физкультминутка. Игра «Два оленя».

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга, не двигаясь с места. Кто сдвинулся - проиграл.

Воспитатель: Ребята, кто знает, какие народы живут в тундре? (Ханты, ненцы, зыряне). Как называют их дома? (Чум, керка). Сопровождение фотографиями, с изображением народов в национальной одежде и их жилищ.

Дети слышат шорох, шаги. Приход - Тундровичка. (Переодетый взрослый). Здороваются.

«Живу я в тундре. Тундра - дом большой!

Свой дом большой - люблю я очень сильно.

И в общем парень я не злой, 

Хозяин я - гостеприимный!

И если в тундру ты решил прийти,

Там хочешь отдохнуть: Или рыбак ты, или грибник,

То вежливым ты будь, о правилах не позабудь.

Не мусори в моем дому, и не ломай деревья,

Не рви цветы, не мни траву - Я это очень не люблю!

Знать и тебя не похвалю!

Природа - Мать родная мне, а Леший - старший брат,

Веди себя культурно там - И тайны я открою вам».

Воспитатель: Почему нужно бережно относиться к природе?

Люди все чаще наносят вред тундре. Экологи бьют тревогу. Что вы можете придумать, чтобы помочь зеленому покрову тундры? (Ответы детей).

Тундровичок угощает детей вареньем из северных ягод.

Дети благодарят Тундровичка, «садятся в автобус», возвращаются назад в детский сад.

Закончить стихотворением:

«Кто на Севере бывал, ночи белые видал,

Полюбил всей душой  Север наш дорогой».



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт