Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовный мир человека в литера...

Духовный мир человека в литературе о Великой Отечественной войне «Высший подвиг - в терпенье, любви и мольбе»


Ульянова Ирина Евгеньевна, МАОУ «СШ «Земля родная» Муниципальное образование город Новый Уренгойучитель русского языка и литературы, г. Новый Уренгой

 

Духовный мир человека в литературе о Великой Отечественной войне «Высший подвиг - в терпеньелюбви и мольбе»

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы по-новому осмысливаем величие подвига нашего народа и осознаём, что подвиг этот был не только ратным, но и духовным.

     Подвиг есть и в сраженье, подвиг есть и в борьбе

Высший подвиг - в терпеньелюбви и мольбе.

Эти слова поэта XIX века Алексея Хомякова мы легко можем соотнести  с образом русской  женщины, верной, любящей, оберегающей, ждущей.

Какова роль женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России?  Мы неоднократно обсуждали данный вопрос на уроках литературы, обращаясь к страницам книг о Великой Отечественной войне. Предполагаемый личностный результат данных уроков – формирование ценностных ориентиров, побуждение к внутреннему диалогу.

В ходе такого диалога старшеклассники учатся самостоятельно узнавать и интерпретировать культурные традиции, соотносить их с собственным опытом, включить в систему своих знаний и действовать соответственно новому знанию. Этот творческий процесс, по ходу которого ученик попадает в поле диалога культур. Культурное наследие становится частью его духовного опыта (при этом важно создать условия для полноценного восприятия художественного произведения в контексте духовной культуры).

Так, например, на одном из уроков мы обратились к лирическим страницам русской литературы, которые рассказывают о жизни женщины в тылу, далеко от линии фронта. Основная цель урока - помочь старшеклассникам сформировать представление  о роли женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России; осмыслить понятия «духовный подвиг», «русский национальный идеал». Мы предполагаем, что в процессе урока не только расширяются границы познания, но и формируются духовно-нравственные качества личности.

***

В небольшом городке Новгород-Северском, рядом со Спасо-Преображенским монастырем, на высоком крутом берегу Десны стоит памятник княгине Ярославне. Вознося руки к небу, обращаясь к высшим силам, молит любящая женщина о защите и спасении своего Лады.

Ярославна... Ярославна... 
 Ты моли за всех за нас.
 Жен всех искупи страданья,
 Видишь - плачу я сейчас…
 Образа святого силой,
 Жертвой истинной любви
 Тем, кто слезы льет о милых –
Их желанных сохрани!

(Татьяна Солдатова)

В чем заключается глубокий лиризм вечного образа Ярославны? Почему памятники Ярославне установлены и в Путивле, известном нам со времён «Слова о полку Игореве», и на исторической родине княгини в Новгороде-Северском, и в других городах? Это памятник всем русским женщинам.

В истории и судьбе России было много войн. Мужчины уходили защищать родную землю, а на долю женщины выпадала участь – ждать, молиться и верить.  Так и сложился в нашем сознании образ русской женщины, ждущей на протяжении многих столетий возлюбленного.

Мужчина, на долю которого выпадают войны и связанные с этим страдания, хочет видеть в женщине не просто приятную спутницу жизни, но твёрдый характер; ему нужен ангел-хранитель, спасающая и оберегающая сила. Ярославна воплощает русский национальный идеал – верность, мудрость, терпение, мужественность, умение ждать и самим ожиданием вдохновлять мужчину на подвиги. С особенной силой проявилась оберегающая сила русских женщин в годы Великой Отечественной войны.

И мы сейчас перенесёмся в сибирскую деревню, где живут Ярославны ХХ века, которые ждали мужей с Великой Отечественной войны. Вспомним эпизод из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Конец войны, возвращаются домой фронтовики. Пришёл с войны Максим Вологжин, и по этому поводу в селе праздник. Но для некоторых женщин веселье омрачено тем, что они получили на своих мужей похоронки. И между женщинами завязался спор, суть которого можно выразить одной фразой:

-Почему Лизавета дождалась, а ты – нет?  Может, совесть неспокойна? Может, меньше, чем надо, думала о нем?

Валентин Распутин раскрывает в этой повести идею о том, что верность женщины, ее умение ждать и верить, молиться о спасении и здоровье любимого, ее терпение и смирение – часть нашего национального самосознания.

В 1943 году, в тяжёлые дни Сталинградской битвы, поэтесса Людмила Татьяничева пишет стихотворение «Ярославна». 

Снова дует неистовый ветер,
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду.


Выйду в поле, — то едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой, на белой стене.

Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твое богатырское тело
Столько раз врачевала от ран.

Проходили согбенные годы
Через горы людской маяты,
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты.

Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингис-хана
Головою, скошенною с плеч.

И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С рук твоих чужеземную кровь.

...Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.

Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь.

 

В этом стихотворении Людмила Татьяничева через образ времени раскрывает судьбу России: мы видим здесь и поход Игоря, и Куликовскую битву, и суровые годы Великой Отечественной. Прошлое и настоящее словно объединяются в образе времени. Через этот образ автор помогает нам понять, что его героиня не отделяет свою судьбу от судьбы России, принимает судьбу Отечества как свою собственную. Лирическая героиня ждёт своего любимого бесчисленное количество дней, «не страшится врагов-басурман», врачует раны любимого.  Она – воплощение русского национального идеала.

Именно через восприятие лирической героини мы можем представить героя: у него «богатырское тело», он «мчится в бой на крылатом коне». В представлении героини возлюбленный очень мужественный: «откликался по-воински», «не считал горячие раны», «на землю не падал твой меч»; «остался грозой для пришельцев-врагов». Героиня возвышает своего любимого, благодаря такому женскому взгляду лирический герой становится полноправным действующим лицом. Его индивидуальный образ постепенно вырастает до образа народа-богатыря, что напоминает нам о фольклорных традициях: в фольклоре народ всегда изображался как богатырь, как Георгий-Победоносец, повергающий коварного змея. Не случайно в название выносится имя – «Ярославна», означающее в «переводе» со славянского «яркая» или «солнечная слава». Имя лирической героини, таким образом, является символом полной и окончательной победы. 

Обобщая свои наблюдения, мы приходим к выводу, что у национальной стойкости русского народа явно обнаруживается женское лицо, что вовсе не означает слабохарактерности или безволия мужчин. Но если внимательно всмотреться в русский национальный образ, то приходится признать более волевое и организующее начало именно у русских женщин. У Людмилы Татьяничевой есть стихотворение:

И на току, и в чистом поле
В войну я слышала не раз:
 - А ну-ка, бабы, спляшем, что ли! -
И начинался сухопляс.

Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточенны, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не парами по кругу плыли
С руками чуткими в ладу.
А будто дробно молотили
Цепами горе-лебеду.
  Плясали, словно угрожали врагу:
“Хоть трижды  нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!”

Какова роль женщины в жизни и судьбе мужчины, народа, России?  Можно ли утверждать, что высший подвиг – в терпенье, любви и мольбе?  Пришел ли образ Ярославны  в литературу XXI века? Изменилось ли его понимание? Пишут ли современные  поэты стихи на эту тему? Поиск ответов на эти вопросы расширяет границы познания, приводит  учеников к интересным открытиям. Например, к открытиям новых имён. Так, ученики на страницах «Поэмбук» нашли замечательное стихотворение Елены Скачко «Я ждала тебя сорок лет», которое помогает осмыслить значимость духовного подвига женщины:

Я ждала тебя сорок лет

В нашем доме под хвойным лесом.

Берегла твой лоскутный плед

И чинила  крыльцо с навесом…

Украшала просторный двор,

В каждом мае белила хату,

Зять поставил другой забор –

Старый латан был перелатан…

Уходила на дальний луг,

Васильками поросший густо…

Говорила с тобою вслух

О весёлом и самом грустном…

Я  ждала тебя сорок лет,

Письма с фронта читая внучке…

На огромной такой земле

Никого не нашла я лучше…

Заложила  я новый сад:

Десять яблонь и слива с вишней…

И доверилась небесам –

Пусть хранит тебя там Всевышний…

А любимым твоим платком

Покрывалась однажды в церковь.

С похоронкой лежит рядком –

Краше нового – в шифоньерке.

И когда мой наступит срок –

Уж пора, на пороге старость,

Нахлобучу я свой платок –

Довоенный еще подарок…

И знакомый жилет льняной,

А иначе узнать не  сможешь…

Ты ведь помнишь меня иной –

на полвека почти моложе.

 

Рассмотрев некоторые элементы нашей работы,  направленной на осмысление женских образов на страницах литературы, мы видим, что она  напрямую связана с формированием мировоззрения учащихся, их духовной культуры. Важнейшими личностными результатами при этом являются мысль, идея, переживание, чувство, на основе которых старшеклассники выстраивают диалог. Сегодня, в условиях смещения нравственных ориентиров, диалог вновь призван выполнять одну из своих главных функций – вести собеседников к истинному знанию, к истинным ценностям, сохранению наших духовных традиций.

 

Литература:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
  2. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур//Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25475 (дата обращения: 03.12.2014).
  3. Сагатовский В.Н. Диалог культур и “русская идея”//Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4. - Спб., 1996.
  4. Флиер А.Я. Культурная компетенция личности: между проблемами образования и национальной политики//Общественные науки и современность. 2000 № 2. С151-165.
  5. Ульянова И.Е. «Жди меня – и я вернусь!» // «Уроки литературы» №6, М., 2015.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт