Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Князь Владимир как великий реф...

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни


Рябоволова Е. В.
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Ноябрьск

Рябоволова Е. В.

учитель русского языка и литературы

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

(МБОУ СОШ №3)

 г.Ноябрьск

 

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни

 

Жизнь по заповедям Христа дает познание себя,

познание того, кто ты есть на самом деле,

и рождает от этого познания смирение.

 Смирением стяжается Святой Дух и любовь.

 Таково православное понимание духовности.

Кураев Андрей Вячеславович, протодиакон, профессор

                                              Культура — это огромное целостное явление,

 которое делает людей, населяющих определенное

 пространство, из просто населения — народом, нацией.

 В понятие культуры должны входить и всегда

 входили религия, наука, образование,

нравственные и моральные нормы поведения людей и

государства.

Д.С.Лихачев, ученый-литературовед, историк культуры

Под духовной жизнью общества обычно понимают совокупность духовной деятельности, направленной на выработку духовных ценностей, производство духовных ценностей  и духовную культуру, которая включает в себя  просвещение, нравственность, воспитание, искусство, религию.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, педагогом необходимо помнить о  духовном мире личности, который связывает индивида и общество. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Д. С. Лихачев писал: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».(1)

 Лучшее средство ввести подростка в мир культуры, способной  повлиять на духовное богатство личности - это постижение им смысла созданных народом произведений древнерусской литературы. Литературы, которая является  одним из богатейших источников знания о развитии русской национальной культуры и проникнута духом христианства. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно, в первую очередь, в истоках зарождения христианства на Руси.  Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она  близка и понята каждому россиянину.

Современная программа по литературе включает целый ряд произведений древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», « Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Сказание о белгородском киселе», «Жития Александра Невского», «Шемякин суд». Изучая оригинальное и самобытное искусство, современные школьники  приобщаются к  духовной жизни Руси. И в первую очередь они отмечают, что это искусство обслуживало религиозные потребности общества, было тесно связано с религией тематикой, содержанием и формой.

 А насколько глубоки знания учащихся об истории принятия христианства на Руси?

«Принятие христианства на Руси связано с именем Киевского князя Владимира», - ответит вам не каждый ученик.   Ребята из  уроков истории   узнают о киевском князе Владимире – великим воином и правителем.  Но знает ли каждый, почему  князя позвали  Владимиром Крестителем,  Владимиром Святым? Понимают ли они, что значит - великий реформатор духовной жизни Руси? Думаю, что это  понимание может прийти к ученику как раз на уроке литературы. Через прочтение, толкование и интерпретацию текста древнерусской литературы учитель поможет школьнику   выявить авторский замысел и реконструкцию прочтения данного произведения современниками,  создаст прецедент общения современного ребенка с представителями другой культуры, носителями иного миропонимания, покажет связь произведения с явлениями современной истории и культуры.

И если он хочет, чтобы  в сердца его учеников заронилась крупица великого опыта, он перечитает историю князя Владимира  из «Повести временных лет», донесет ее своим ученикам, предоставит  возможность сопоставить разные взгляды  на   христианизацию Руси и  поможет понять  роль князя Владимира в преобразовании духовной жизни человека.

Как же небольшой отрывок из древнерусской «Повести временных лет» поможет понять образ князя – реформатора?

Начнем с названия. В оригинале название повести имеет такое название: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля,  кто в Киеве нача первое княжити и откуду Русская земля стала есть ». Наиболее вероятный перевод полного названия таков: « Вот повествование от начала Русской земли (христианской веры) до знамения конца времен, кто в Киеве первым княжил, и как началась Русская земля (государство восточных славян)- так начнем эту повесть». Понятно, что герои летописи – люди, так или иначе способствовавшие становлению русского государства и христианской веры.

Герои летописи предстают в двух ипостасях: идеальных героев или злодеев. Отрывки   «Повести…» (2) о начале княжения Владимира, выборе им  веры, крещении князя  помогают раскрыть личность самого князя: « Ты, князь, мудр и смыслен….»(3), « Его не тяготили ни государственные заботы, ни суровый походный быт. ... Все новые и новые племена и народы покорялись его власти. Дружбы с могучим князем искали и соседние, и далекие от Руси страны…»(5). Видим мы князя Владимира и с другой стороны: « Жестоким и бездушным был князь Владимир. Сердце его не знало жалости ни к врагам, ни к близким» (5). Владимир отомстил за обиду полоцкому князю Рогволду, обманом занял престол в Киеве,  позволив своим дружинникам  убить родного брата Ярополка. «Был Владимир побежден вожделением….Был он такой же женолюбец, как и Соломон…»(4).  В те годы  Владимир был ревностным язычником. На Священной горе, невдалеке от теремного дворца,  установил он статуи языческих богов:  Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши  и  приказывал приносить им в благодарность человеческие жертвы.

Пытался превратить князь Владимир в единую государственную религию родное языческое многобожие, которая должна была объединить подвластные ему племена. Многие  народы пытались склонить князя Владимира к своей вере: хазары, исповедовавшие  магометанство, евреи – представители иудейской веры, греки, немцы, болгары. Но никому не удалось обратить князя в свою веру: не хотел принимать князь, ни отказа от «блуда», ни «воздержания от пития», ни поста. Но все же понял он, как далеки от Бога закрепленные в деревянных изваяниях представления славян - язычников. Понял, что только единая для киевлян и новгородцев, вятичей и родмичей, древлян и дреговичей, кривичей и полян вера в истинного Бога способна превратить его княжество в государство.

 И не важно, по какой  причине князь Владимир выбрал веру греков, христианскую: из-за византийской принцессы Анны, которую захотел взять в жены, или из-за  приверженности своей бабушки, великой княгини Ольги, к православию, а может, впечатлили его восхищенные рассказы  бояр о греческой службе и церкви. Важно увидеть  другое: кем был Владимир до крещения, и что произошло с ним после. Как и почему изменилась его жизнь? « Дивились киевляне, встречая своего князя»(5). Что же произошло с этим человеком? Он не стал более жестоким правителем, главной целью которого были жажда власти, денег и наслаждений – он стал правителем, которого народ стал называть Владимиром Крестителем и Владимиром Красное Солнышко, а позже,  Владимиром Святым. Стал раздавать Владимир щедрое подаяние, завел школы для детей, чтобы научить их  вере Христовой, стоил церкви Божии. За свою веру и добрые дела благоверный князь признан православною церковью святым и равноапостольным.

Почему он  одни цели и ценности изменил на другие? Потому что в свой разум и сердце принял Христа, а вместе с ним новую систему ценностей, которая сейчас  определяет духовную жизнь русского народа. Князь Владимир не только для себя нашел лучшую веру, но и для своих сыновей, дружины, воевод, бояр, киевлян, народа…

1 августа 988 года - великий день Руси. «Весь город вышел на берег Днепра. И вот в сопровождении собора священников появился великий князь Владимир. И стихли голоса людей. И в образовавшейся тишине отчетливо прозвучал голос равнопрестольного князя: « Боже великий, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и утверди в них веру  праву и несовратну. Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю его!» Князь взмахнул рукой, и, повинуясь этому знаку, киевляне двинулись в воды Днепра…»(5).

1 августа 988 года – дата начала русской  истории! Не язычество, а христианство создавало историю Руси. Православие сформировало язык русского  народа и его национальный характер, православие определило законы русского  государства и его культуру. Равнопрестольный князь Владимир явился тем правителем, который  определил стратегию духовного развития русского человека.

Миновали столетия со времен христианизации Руси. Но и сейчас озаряет нашу жизнь духовный свет древнерусской литературы, которая является неотъемлемой частью русской истории, культуры, христианской религии. Учитель, который доносит до ребят богатство и красоту Слова, многообразные связи произведения с явлениями истории, культуры, религии, вкладывает в их сознание представление о глубинных корнях русского  народа, о великих истоках русской духовности.

 

 

 

 

Библиографический  список

 

 

1.Лихачев Д.С.Русская культура: наследие прошлого и реальная сила сегодня.//Семья. Еженедельник Советского детского фонда  им .В. И.Ленина. 1988, № 24

2. Повесть временных лет. Ч.1-2.М.;Л., 1950 ( серия «Литературные памятники»)

или Повесть временных лет // Изборник. М.,1965 стр.62-75

3. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер. : Древнерусская литература в школе.- М.: МИРОС, 1992

4. Е.Рогачевская «Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл.» – М.: Школа- Пресс, 1993.

5. Православная история России. От Крещения до наших дней / Н.М.Коняев.- М.: Вече, 2011



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт