Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и обществе


Солошенко К.А.
Научный сотрудник
Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств
г. Новый Уренгой

Солошенко К.А.

Научный сотрудник

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

 

 

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и обществе

1.    Введение

В настоящее время Россия переживает не только экономический кризис, но и кризис нравственный - период переоценки ценностей. И в этом, пожалуй, видится больше опасности, чем в развале экономики и смене политической системы. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» [1]

Если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала именно духовно-нравственная деградация. По сути дела – это «черная мельница», перемалывающая целые народы. В конце I в. до н.э. эта мельница заработала в Древнем Риме. А к концу II в. н.э. римляне остановились в своем продвижении вовне. В то же время, если духовно-нравственные факторы становятся причиной гибели народов, то они являются и причиной, и условием выживания народов в самых сложнейших условиях, как это было, например, неоднократно в истории древнееврейского народа. И в истории русского народа тоже. [2]

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность – сказал несколько лет назад в своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории на протяжении веков и до наших дней является религия. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия является важнейшей частью духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Особая роль в истории России, в становлении её духовности и культуры признана за Православием, об этом сказано в преамбуле закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Поэтому сегодня мы поговорим именно о христианских ценностях и их влиянии на человека.

 

2. Христианские ценности

Духовность, культура, Россия. В последнее время эти понятия снова стали ставиться в один ряд. За 70 лет существования советской власти культура отождествлялась с совсем иными понятиями  и измерялась другими категориями. О том, что духовность и религия могут быть стержнем культуры и жизни, не могло быть и речи. После краха коммунистической системы вновь заговорили о ценности православия, о его роли в современном мире.[3]  Что это за ценности, столь значимые в истории нашего народа,  давшие нашим предкам силы для выживания в сложнейших исторических ситуациях?

Вот как определяет их кандидат богословия Афанасий Гумеров. Само выражение «христианские ценности» возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение, слово). Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю» (Критика практического разума. Гл.3. О мотивах практического разума). Попытку систематической разработки категории ценность первым предпринял Рудольф Лотце (1817 – 1881). Он рассматривал человека, как микрокосм, для которого ценности обладают безусловной значимостью, поскольку основой мира является Бог как верховная Личность. Труды Р.Лотце определили направление в философии (В.Виндельбанд, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Г.Коген, П.Наторп, М.Шелер), которое противостояло этическому натурализму и релятивизму в учении о ценностях. Так, Макс Шелер писал: «существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов, которые обладают своими  особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т.д. Но если это так, то между ними могут существовать порядок и иерархия, которые совершенно независимы от бытия мира благ, в котором они проявляются, равным образом от движения и изменения этого мира благ в истории, они же и «априорны» в отношении его постижения» (Формализм в этике и материальная этика ценностей).

В противоречии с таким пониманием природы  ценностей  представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике – к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.

– Карл Маркс: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали... Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» («Немецкая идеология»).

– Ф.Ницше: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, – добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства...В этом смысле именует Заратустра добрых то «последними людьми», то «началом конца»; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего» («EcceHomo.Как становятся сами собою»). В 1943 году Б.Муссолини получил к своему шестидесятилетию в подарок от А.Гитлера полное собрание сочинений Ф.Ницше.

Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.

Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.

Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.

Христианское учение открывает высокий  смысл  и цель  жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.

Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых. [4]

 

3.   Совесть

 Мировоззрение религиозного человека в корне отличается от мировоззрения материалиста. Хотя и у первого и у второго есть совесть, выступающая, как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Самый сильный аргумент в защиту бессмертия души и загробной жизни - совесть, - моральная природа человека. Интересно, что Эммануил Кант, в своей книге "Критика практического разума" доказал существование Бога, ссылаясь только на совесть и на имеющиеся в человеке чувство долга и моральные обязательства. Самые отъявленные безбожники и атеисты не свободны от этого "странного чувства" и нежелательного для них нравственного контроля. [5]

Конечно, человек не подчинен голосу совести безусловно, он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека. Человек, поставивший во главу угла христианские ценности и, прежде всего, веру, не рассматривает свою жизнь как некий отрезок земного времени, которому предстоит кануть в безвестность. Он идет этим путем осознанно, понимая, что за его земной жизнью – рождение в вечность, жизнь будущего века.

«Человек страшно за все ответственен, - пишет архиепископ Иоанн Сан-Францисский, - и трудно теоретически вообразить себе несчастье того кто, атеистически прожив на земле "так, как будто ничего нет", вдруг очутится лицом к лицу реальностью, не только более яркой, чем эта наша земля, но даже превосходящей все наши понятия о реальности...   Смерть - это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть - это, когда росток жизни нашей выходит на поверхность земли и становится под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии "рождение духом", "второе рождение" человека». [6]

4. Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и обществе.

В рамках международного фестиваля «Вера и слово» в 2014 году было проведено немало круглых столов и разного рода встреч. Мне особенно запомнилась реплика, сказанная редактором «Сибирской православной газеты» отцом Григорием Мансуровым за круглым столом, посвященным теме семьи. Приведу её не дословно, а основную мысль, которая мне запомнилась. Священник сказал, что решить некоторые проблемы в обществе, а именно, демографическую и проблему сохранения семьи, способна личная вера. «Я был единственным ребенком в семье, - рассказал отец Григорий о себе. Единственными детьми у своих родителей были и мои друзья. Сегодня, являясь многодетным отцом, как и некоторые мои товарищи детства, я задам вопрос: что послужило тому, чтобы наши семьи стали многодетными, если мы сами не выросли в таковых? Став верующими людьми с юности, мы не могли допустить в своей жизни «легкомысленных» отношений с девушками. Поэтому, полюбив, создали семьи. Естественно, мы не допускали и мысли о том, что можно избавиться от «незапланированных» детей, потому что есть заповедь «Не убий». Какие бы трудности не постигали нас в семейной жизни, мы прилагали все усилия для того, чтобы семьи сохранялись – потому что брак – это Божие установление и потому что есть заповедь «Не прелюбодействуй». Фактором сохранения семьи стала личная вера и, как плод веры в человеке - ответственность.

В истории человечества есть масса примеров тому, как через веру Господь изменяет и созидает человека. «Радость моя, стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» - сказал великий русский святой Серафим Саровский. Настоящая революция, способная изменить нас самих и окружающий мир должна произойти в наших умах и сердцах, и эту революцию способны совершить христианские ценности.

Конечно, не каждый из нас готов к такому «перевороту», но реальный пример человека, живущего рядом и на деле показывающего свою веру помощью людям, поддержкой, молитвой, зачастую становится мотивацией к размышлению тех, кто его окружает, о смысле и цели собственной жизни.

Реальный пример реального человека - самое действенное средство влияния на духовно-нравственное воспитание в семье и обществе. Этот человек может быть Достоевским или просто рядовым семьянином, но если  жизнь или творчество его — живая проповедь веры, проповедь эта не может оставить людей равнодушными.

Христианские ценности – великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения души. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль).

 

Список использованной литературы:

1.     Игумен Евмений. Духовность как ответственность. Решма: Свет Православия, 2005 г.

2.     В.М.Меньшиков «Зачем нужно духовно-нравственное воспитание в современной России» http://www.portal-slovo.ru

3.     Александр Крутов «Духовность как стержень России» Прямой эфир KM TV 20.10.13 г  http://tv.km.ru/aleksandr_krutov_duxovnost_kak_s

4.     Иеромонах Иов Гумеров «Что такое христианские ценности?» сайт Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/answers/7007.htm

5.      П.И. Рогозин «Существует ли загробная жизнь? » Москва, Новая мысль, 2004

6.      Архиепископ Иоанн (Шаховской) «Апокалипсис мелкого греха»Москва, Сретенский монастырь, 2009 г.
 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт