Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Влияние христианских ценностей...

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе


Окотэтто А. В.
ученица 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
г. П. СЕЯХА

Окотэтто А. В.,

ученица 10 класса

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат»

п. сеяха

 

Влияние христианских ценностей на духовно-нравственное воспитание в семье и в обществе

 

Данная тема меня заинтересовала потому, что я пишу исследовательскую работу об ответственности родителей за воспитание детей. Сегодня это как никогда является  важным, потому что очень много семей заняты «зарабатыванием денег», при этом они забывают о своих родительских обязанностях. Проще купить игровую приставку или заплатить за секции и кружки, чем самостоятельно заниматься с ребенком. В других случаях родители поглощены своими неудачами настолько, что не остается времени на детей. Десоциализация родителей приводит, довольно часто к лишению родительских прав, но для многих из них это не наказание, а даже наоборот, облегчение. Ведь отпадает необходимость тратить деньги на содержание ребенка. Все это создает проблемы обществу,  формирует слой «покинутых и отверженных» детей.

Если социальные службы забирают детей из семьи то, какое их ждет будущее?

Да, дети сироты в нашей стране обеспечиваются бесплатным жильем, но этому предшествует долгая жизнь в детском доме. В другом случае дети оказываются во внешне благополучных семьях за границей, откуда в последствие не могут выбраться. Другой негативный пример, когда детей из детских домов берут ради идущих за ними государственных денег, которые впоследствии используются не по назначению.  В лучшем случае они оказываются в патронатных семьях, где «как повезет», им дается частичка родительской любви и правильные ценностные ориентиры.

Функции социальных служб все активнее выполняет и РПЦ. У русской православной церкви большой опыт в этой сфере, именно благодаря православию в Россию пришло и образование. Она помогает неспособным родителям при формировании морально нравственных основ личности, обучая и воспитывая детей в воскресных школах. Причем это происходит не на принудительной основе, а на добровольной.

Меня в первую очередь интересует вопрос, какую помощь она может оказать семье в самой начальной стадии распада, как она может помочь ей избежать трагедии. Было бы еще лучше понять ее возможности на стадии формирования семьи. Ведь гораздо эффективнее лечить причины заболевания, а не их следствия. Большинство семей сейчас создается не вследствие осознанного выбора семейных ценностей, а по другим сопутствующим причинам, причем не всегда оправданным.

Было бы очень интересным, если бы священнослужители оказывали влияние на деятельность социальных служб, но вопрос заключается в том, как это будет выглядеть? Не все люди в нашей стране исповедуют православие. Поэтому захотят ли они видеть священнослужителей в составе комиссий социальных служб? Не приведет ли это к обратному эффекту?

Когда я занималась этой темой, у меня возникли сомнения, которые я постараюсь изложить.

1. По моему мнению человек к Вере должен приходить самостоятельно, а не как в рассказе К. Джерома «религия как одежда лежит у ног новорожденного, и заботливые руки торопятся застегнуть ее на все пуговицы». Меня очень возмущает, когда близкие к церкви люди считают себя вправе трактовать вопросы Веры или очень требовательно относится к людям, только начавшим свой духовный путь, особенно к детям. Ведь только терпимостью и духовным примером можно увлечь за собой людей и это не я придумала. Очень важным является и то, что Церковь может взять в свои руки формирование отношений в молодых семьях. Как это сделать тема отдельных, но очень интересных исследований.

2. Совершенно не случайным и необходимым было появление предмета основы религиозной этики. Помимо воспитания толерантности в задачи предмета входит знакомство с духовными идеалами, которые перекликаются в разных религиях. На уроках  обществознания мы слушали священника Олега Стеняева и других представителей РПЦ, о современном укладе жизни семьи и общества. Мне понравилось, что вместе с критикой современных устоев они еще и говорили, что надо изменить, чтобы добиться гармоничных отношений, что надо делать, чтобы избежать конфликтов в повседневной жизни. Это было интересно, но насколько осуществимо в наших условиях?

3. Совсем неправильным я считаю вторжение религиозных служащих в школьное пространство, потому, что школа является государственной светской площадкой воспитания детей. Если РПЦ хочет формировать мировоззрение молодежи, то она должна делать это на собственной базе как, например, в воскресных школах и собственным духовным примером. Иначе, всякий одевший крест и рясу будет считать себя вправе учить и воспитывать детей в школах. Большая часть родителей, я думаю, придерживаются этой же позиции, так как наука и религия очень плохо сочетаются.

Да и сам подход будет не очень честным.

Сейчас в нашем селе строят церковь, до этого была часовня. Есть православные верующие, но большинство ненцев по-прежнему являются язычниками или не исповедуют никакой религии, то есть атеисты. В молодых семьях существуют проблемы, источником которых являются, на мой взгляд, именно ценностные ориентиры. Как объяснить нам, новому поколению, что денег всегда будет не хватать, что никогда, и никто не насытится материальными ценностями, что Путь имеет другое направление. Вот задача молодым духовникам, которые будут работать в нашей церкви. Я сама интересуюсь православием, многие мои знакомые исповедуют эту религию, но меня немного пугает та серьёзность обрядовой стороны и ее строгости. Я считаю, что это очень ответственный шаг сделать выбор в сторону отличную от той, что веками была у моих предков. Интересно, как будет развиваться православие, какова будет его роль в социальном служении. Займет ли она роль Духовного Контролера или же Духовного Наставника? Эти вопросы очень важны, ведь кто-то же должен занять нишу, используемую сейчас средствами массовой информации для формирования грамотного потребителя. Из курса обществознания мы знаем, что это относится к низменным первичным потребностям. Хотелось бы все-таки жить в окружении людей с духовными ценностями, а не с биологическими нуждами.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт